Горакхнатхджи ко Адеш!
Все знают, что ислам и христианство называют себя монотеистическими, а в России сейчас стало модно среди "реставрируемого язычества" радикального толка бороться с этими религиями. Однако мне встретилась интересная вещь – http://en.wikipedia.org/wiki/Elohim, думаю, в русскоязычной сети тоже об этом что-то найдется. В самом начале Библии говорится о том, как Бог все создал, и т.д., но загвоздка в том, что "Богом" большинство переводчиков перевели существительное множественного числа "Элогим", что в действительности означает "силы, ангелы, судьи" и т.п. Кстати, Аллах, как и Элогим, также происходит от корня "Эл" или "Ила". Правда, далее в Библии идет глагол единственного числа, чем некоторые любители стандартного перевода и трактовки Библии объясняют то, что речь идет о Едином Боге. Но по сути получается что-то типа "Единая компания сил" сотворила......
Я, собственно, о чем сразу подумал. Сила – это Шакти, а в "Сиддха-сиддханта паддхати" Горакшанатх описывает, как "психофизическое тело Шивы" образовалось в виде матрицы энергий, а потом внутри этого тела – многочисленные тела (вьяшти-пинда) множества живых существ, созданные, как микрокосм, по образу и подобию Бога. У меня складывается впечатление, что в начале Библии говорится о Боге, как о запредельном, со множеством аспектов, он монотеистичен, но и язычеству там тоже есть место, Сагуна и Ниргуна Брахман одновременно.
Кто-нибудь копал серьезно эту тему?
я копал.
для практики йоги эти знания не значат ничего. Если мы предпочитаем какую-то особую форму поклонения Богу,то нам совсем не обязательно везде искать подтверждения своей правоты. Вера,она потому верой и называется. Мы верим всей душой. Обозначаем нашу позицию. Йогиджи,вы озвучили мнение мадам Блаватской,не более того. книга "Брешит"(ивр. "начало",книга Бытия") начинается со слов(привожу в транслитерации)1. Берешит бара Элогим эт ha шамаим вэ эт ha арец.
2. Вэ ha арец haйта тоhу ва воhу вэ хошэх аль пней теhом. Вэ Руах Элогим мерахефет аль пней ha маим. " "Элогим" значит ,как это не звучит кощунственно для иудеев и христиан,"Эти" параллели с древнеегипетским богом света Элом не выдерживают критики. на эту тему есть масса литературы. В современном христианстве есть куча обоснований употребления множественного числа в слове "Бог"
Христианство считает,что Библия книга вневременная,несмотря на то,что она содержит немало летописей. Богу не присущ такой фактор как время,поэтому многочисленные пророчества и упоминания о том,что должно случится и случилось в будущем,разбросаны по всей книге. Книги Бытия(как и Книга Иова) старше всех книг Библии,как минимум,на 5000 лет. множественное число в слове Элогим встречается в книге Бытия неоднократно. вот несколько примеров:Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". Слово "сотворим" стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: "И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло". 'Из Нас' - тоже множественное число.
Быт. 11, 6 - 7, где речь о Вавилонском столпотворении: "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их", слово "сойдем" - во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: "Подлинно странное пустословие - утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе - это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения".
XVIII глава книги "Бытия", явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит "Иегова". Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом "Адонаи", буквально "Господь", в единственном числе.
Эти места христианское богословие трактует как предвозвещение человечеству троичности Бога.
Указание на троичность Бога в Новом Завете - это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.
Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Здесь слово "имя" стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: "Сказал Господь "во имя", а не "во имена", потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога".
2 Кор. 13, 13: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами". Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.
1, Ин. 5, 7: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино". Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.
Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.
Христианство,в отличии от Ислама ,никогда не называло себя монотеистической религией. монотеизм есть некая форма обезличения Бога,в противовес язычеству,которое вычленяет один аспект Божественной сущности,отметая все остальные. Христианство почитает Бога в виде Троицы. Бог в своих трёх аспектах. Могу процитировать догмат о Троице дословно:Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.