рыночная экономика везде) и многие не расстались с привычкой нагреть денег в любой подходящий для этого момент, для меня лично удивительно что такое в среде йогов сложилось, я даже сейчас не понимаю как это может работать, что от филиалов стекаются деньги в центр, или я не правильно понял?
Вы поняли верно. А то, что такое происходит в среде йогов, сам когда-то удивился, а потом понял, что это не йога, вот и все.
Помню, как-то приезжаю из Индии, тогда о натхах в России еще никто не знал, и приходит ко мне один представитель тех товарищей, о которых мы говорим. Поговорили интересно, договорились о встрече, о конференции и т.д. Рассказал я немного о своих путешествиях по Индии и о том, что я там видел. Ну, думаю, все хорошо, нормальные люди. Не прошло и несколько дней, товарищ, который мне предлагал все эти мероприятия, выдает мне: «У нас есть йога-база, где мы записываем адреса всех йогов. Можно мы укажем, что вы ученик Патабхи Джойса? Вы же у него были. О натхах ведь пока никто не знает». Т.е. просит меня назвать своим Гуру того, кого я своим Гуру не считаю, только потому, что они практикуют «Аштангу». И потом, он ведь понимает, что это – древняя традиция, и ему нежелательно, чтобы я от них чем-то отличался. Надо всех под одну гребенку. Но это еще не все, потом он пишет (хочу заметить, тайно) моим ученикам: "Можно я вашим учителем укажу не Матсьендранатха, а другого человека?" Уже с самого начала начался мухлеж, завязанный на коммерческих страхах этих несчастных «йогов». Потом знакомят они меня с их «авторитетом», авторитет ведет себя как великий знаток всего и вся, особенно шиваизма, и говорит, что он не Гуру, но ведет себя как настоящий диктатор. Причем видно, что в своем кругу он себя преподносит как Йогачарья, и многие его так и называют. Внешне это выглядит как «ломки в позволении», говоря, что он не Гуру, как девочка «ломается». В общем, насмотрелся я там всех интриг. Причем потеха, преподносимая йогой, развалилась, хотя в это никто не мог поверить. И произошло это по той причине, что организаторы всего этого проекта были серыми мышками с серыми движениями. Ну, хочешь ты быть Гуру, говори честно, называй себя так и соответствуй этому, и требуй, чтобы с тобой считались и относились соответствующим образом. А когда человек занимается ханжеством, но все равно в лидеры метит, но вяло и по-серенькому, как это и бывает в России (типа я не царь, а всего лишь президент, но не против быть им на третий и четвертый срок; не волшебник, а только учусь, но самый великий, гениальный и скромный; и вообще у нас все демократично). Если копнуть такие организации изнутри, то все это ханжество сказывается на лидерах этих центров, они сами себя запутывают и других тоже. Хотят быть царьками, но не при делах. И еще это люди, воспитанные на западных сказках об индийских Гуру, йогинах, чудесах, и что в голове у этих людей – хорошо видно после Индии. Они ведь думают, что слово "Гуру" означает того, кто ходит сквозь стены, может контролировать свое тело в виде остановки пульса и т. д. А почему, потому что кто-то на этих вещах в книжках и на ТВ делал шоу, вот на подобных вещах данные «йоги» с большим количеством личных комплексов и воспитаны. Они хотят контролировать тело, потому что хотят, во-первых, быть круче всех (милые скромняжки), во-вторых, это скрытый страх того, что их ждет, а именно, болезни и смерть, как и всех людей. А то, чего боишься, то обязательно произойдет, это ведь вещи психологические. Они считают, что назваться Гуру – значит выглядеть излишне гордым человеком в глазах людей, которые к этому не привыкли, а на самом деле, это страх и наличие гордыни у тех, кто боится «глаз людских». В Индии Гуру называют многих, даже работников магазинов, и если ты себя называешь Гуру, никто тебя не будет за это гнобить и никого это не заденет, потому что там нет такого ханжества, как в России, на эту тему. Безусловно, есть разные Гуру и разному учат, но уважение и этикет – это не есть нечто сверхъестественное. И вообще мне кажется, русским йогам надо многие сказки, созданные шоуменами, переосмысливать.
Насчет собирательства денег с филиалов, было у этих товарищей и такое, они любили пафосно говорить о том, как они не любят сектантские подходы и у них все свободно. А тут выясняется, что они тем, кто у них отучился, ставят условия – те им должны отстегивать проценты, потому что у них отучились, на занятия нельзя приходить в футболках с символам других йога-центров. Это они-то нелюбители сект? А ведут себя похуже любых сектантов. Или еще, нельзя преподавать одновременно в их центре и в других раскрученных центрах.
Они потом еще мне говорили, что нехорошо себя называть "Гуру", потому что они себя не называют так. А с какой стати кто-то обязан брать с них пример и с их "серенького" ханжества? Как я могу не называть себя Гуру, если в той системе, к которой принадлежу, в самой практике (садхане), это нужно делать. Они вообще соображают, что помимо "прыг-скок" есть нечто еще? Похоже, что нет. Я не стану называть имен, так и быть, но что такое дело есть, поверьте, я не сочинил.
Но, я знаю подобный случай с одной традицией в которой не совсем такое было и есть, но близкое, когда тк. учителя ездили по городам и обучали, нагревая просто огромные деньги, но постепенно ученики становились учителями,, и перестовали контачить с их учителями , потому что все было ради денег, по московским тарифам....хотя тут есть свои плюсы, люди затратили деньги, и соответственно занимались серьезно...в итоге появилось много новых независимы школ, часть из которых развалилось, а сильные тичеры остались и перешли на новый уровень.
Это еще мелочи. Вот, кстати, поэтому некоторые садханы и держатся в секрете, суть ведь в том, что те вещи, которые дают сиддхи, должны держаться в секрете. А если потом кто-то отколется и начнет "метать бисер перед свиньями"? Ему ведь плевать и на свои сиддхи, и на чужие, главное чтобы конкретно его карман не был пуст.
Хотя знаком с ачарьями раджа йоги, у которых небольшая сеть по миру, которые ни когда не устанавливают цену, только вешают мешочек, если есть желание благодарите взамен, , ездят по городам проводит качественные лекции, учат медитации.
Проблема не в том, что берут деньги, а в том, что деньгострижение стоит на первом месте и больше ничего. И ради этого такие товарищи готовы пойти на все. Где-то в глубине души они йогу вообще ненавидят, как это ни странно звучит. Ведь если они учат ее попсовым вариантам ради денег, при этом понимая, что есть и иное, у них возникает внутреннее противоречие. Если они учат не попсовой садхане, то там тем более не должно быть перекосов и страхов на тему денег. И конечно, считать что деньги – это зло, неверно. Не они зло, а любой вид ханжества или страх оказаться на улице, который отражается и на работе этих людей. Без наличия мощного духовного стержня можно легко развалить любую организацию, можно потерять и духовное и материальное. А если он есть, то будет все. Увы, пашу этого так и не смогли понять до сих пор. Мне нечего бояться в этом плане, я спал на индийских улицах, и по сей день считаю себя удачливым человеком.
лично считаю по форме оплаты, тичер должен говорить что обучение платное, но человек должен сам определиться как он будет платить и в каком размере, в зависимости от возможности и заинтересованности ученика или интенсивности , сформировав гибкую систему взаимообмена, только так думаю в человеке будет проявляться хорошие дружеские доверительное отношения, по которым видно будет что инструктор заинтересован в поощрение, потому что ему тоже жить нужно и поддерживать школу, но не делает упор в деньги, а ученики заботятся не только о своем положении и преобр.знания, но и об учителе и школы.
Система взаимообмена обязательна, иначе не будет развития, полностью согласен с этим. И система иерархии также важна, но она должна строиться на очень прочной духовной основе, иначе ее развалят или снаружи, или изнутри, она сама развалится. Часто это происходит одновременно. Те, кто управляют структурой, и ближайшее окружение оказываются неспособны вынести мощных ударов извне, рушится стержень, а остальных уже жизнь дощелкивает. Почему такое бывает? Потому что лидеры полны страхов, комплексов, ложных представлений (в том числе и о йоге), пытаются все это навязать другим, а особенно смешно, когда они это пытаются навязать даже тем, кто их сильнее в этом отношении на несколько порядков, это поведение совсем слепых людей. Мне, с одной стороны, их даже жалко, а с другой, только такие жесткие уроки жизни могут научить их. То, что им дается от разумных людей в мягком виде, они, увы, не ценят и не понимают.