Сказать честно очень нравится по описанию что это может дать как результат, но ко всему надо относится очень взвешенно. Не стоит получать каких - то передач просто так ради интереса.
Полностью согласен, я знал немало западных людей, которые получали разные дикши в Индии из-за тщеславия, думая, что если кто-то еще получил и добился каких-то хороших результатов, то на нем это скажется так же. В основном это все заканчивалось плохо. Это вопрос того, может ли это для тебя лично подходить или нет, как ты сам чувствуешь, а не того, как говорит основная масса людей. Или это может иметь в некоторых случаях смысл, если это вам посоветовал человек, которого вы уважаете, желательно в приватном общении, потому что это дело слишком личное.
Вот техника пранаямы для примера может ли быть использована изолированно от всей целостной системы для приобретения каких то интересных способностей?
Вы знаете, я отвечу вопросом на вопрос. А разве есть в этом мире что-то изолированное, существующее само по себе? Я понимаю, что нашим чувствам хочется верить, что это так, манасу – тоже, но достаточно включить здравую логику, чтобы понять, что не существует. Практика изолированной пранаямы иногда может такой казаться и так выглядеть, но что за этим всем стоит, для тех, кто от нее получил нечто большее, чем мирские результаты? Мы в другой теме беседовали с Михаилом относительно Лонгченпы и случаев, когда просто практикуй трекчо и тогьял, если готов, типа, возможно такое. Но если такое возможно, то почему же трекчо не отпочковалось от остальных уровней дзогчена или, если сказать более контрастно, от буддизма. Могли бы давно уже сделать только Трекчо-сампрадаю. А пока что если что-то на него похожее и создается, как правило очень на нью-эйдж смахивает.
Хотя я вас хорошо понимаю, формальности меня и самого часто не устраивают, но поверьте, я очень нейтрален ко всему, просто говорю как есть и все. Я должен быть честен, нравиться-то мне может много чего, с другой стороны, быть тупо забубенным на элементах Традиции, понимая их примитивно, тоже не выход. Это все, как показывают наблюдения, становится клоунадой.
Или скажем как практика для очистки тела и ума? Я все таки думаю это часть полноценной системы
Да, правильно думаете. Только система может оказаться сложнее, йога – это ведь путь и цель, а не только инструмент, как ее многие преподносят. К сожалению, иногда даже, казалось бы, и не глупые люди, например выучившие санскрит и т.д. Про большинство я вообще не говорю, у них другие интересы.
Вот, кстати, тот же Кашмирский Шиваизм – очень хороший пример. Какой-то исследователь, кажется, в 60-х годах, по имени Бруно нашел текст Кашмирского Шиваизма на пальмовых листьях и стал копать это дело. А потом к этому приступили остальные: Лилиан Сильбурн, Андре Паду, Беттина Баумер и др. Оказалось, что это целая Традиция, ранее неизвестная Западу, систематическая и глубокая. Да и не факт, что сейчас про нее Запад все знает. Вероятно, она появилась как альтернатива буддизму, который тогда набирал силу. Кстати, само слово "пратьябхиджня" впервые встречается у буддистов, просто шайвы это понятие развили своей особой метафизикой. Были даже до сих пор малоизвестные Гуру, такие как Шанкарананда (не тот, что в Австралии, ученик Муктананды, а средневековый Гуру), который одновременно практиковал и буддизм, и стал Кашмирским Шайвом позже. Это все можно копать и копать, уверен, что много еще всего невыявленного. Но я это к чему вообще – к тому, что никто не может сказать на все 100 %, что кто-то в Индии вдруг не найдет еще что-то подобное, там просто океан знаний, традиций, практик. Жизни не хватит, чтобы все объять. Вы знаете, я скажу честно: очень сильный мистический опыт у меня был на самом деле до Индии, он изменил все мои ориентиры, может, это и было все на фоне сумасшедшего фанатизма, но, видимо, для меня это сработало, я считаю, в целом более чем позитивно. И даже после того я не могу свысока смотреть на индуизм, думать, как у нас в России некоторые говорят, что "индийская деревенщина", "мертвая архаика", "предрассудки", "а зачем это надо, если можно проюзать и наш христианский эгрегор, для всех целей" и т.п. Все такие мысли говорят о том, что нет в опыте этих людей ничего глубокого; самодовольство, отсутствие больших тягот в жизни, невежественная праздность и т.д. порождают такое высокомерие. Я уважаю все традиции в Индии, даже те, где считают, что не рожденные в Индии не могут быть хинду, я их понимаю, хотя среди тех, кто такое говорит в среде иностранцев, как правило нет людей из таких традиций, и соответствующих им знаний. Во всем есть какое-то рациональное зерно, но не всегда оно – Абсолютная Истина, хотя лично я на нее не претендую, при том что во мне есть священное и сокровенное.
Показалось что ритуальной части практики как таковой отводится малая часть, если она вообще есть в данной дхарме. Я так понял что более глубокие тантрические садханы даются далее по мере наработки в начальных практиках.
Ну, там есть у него стандартная схема: сначала Кундалини-пранаяма и инициация в мантру "СОХАМ", а кто хочет практиковать тантрическую садхану именно как джапу, пуджу и т.д., для этого он проводит "абхишеку". Но я думаю, это проще объяснить в ЛС, что-то мне подсказывает, что не надо это делать публично. Хотя я тут могу рассказать просто о принципах, которые в такого рода пранаяме работают, так как они актуальны для очень многих практик йоги.