Гуруджи, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, чтобы стать учителем йоги у натхов нужно получить посвящение или благословение от своего учителя, ведь так? А какие-нибудь обеты будущий учитель при этом даёт? И делает ли учитель ему наказ, чему он учить может, чему не может?
Чтобы стать Гуру, то, как это существует в Индии, отличается очень сильно от того, как это существует на Западе, в Индии этих Гуру миллионы, там нет такой корпоративной активности, как на Западе. Вы можете посмотреть многочисленные терки в ИСККОН на тему, кому Прабхупада давал право быть Гуру, а кому нет, что кто-то его даже специально отравил из его учеников, чтобы поскорее стать преемниками, потому что можно стать ими только тогда, когда твой Гуру уйдет из жизни, согласно искконовским версиям. Это все объясняется простыми причинами: Запад умеет делать деньги из всего и умеет их считать, а деньги лучше всего делить на меньшее количество людей, именно это и есть подлинная причина, почему они сфабриковали идею о том, что для того, чтобы называться Гуру, нужны очень особые благословения. Потому что в их понимании Гуру – это человек, который имеет большие ашрамы, тысячи учеников, огромные духовно-финансовые корпорации. Но в Индии такое не обязательно: если тебя хоть один человек считает своим Гуру, уважает тебя искренне, ты можешь быть Гуру, потому их там миллионы, в каждой семье отец для своего ребенка – Гуру, и может передать сыну те практики, которые у него идут по семейной линии, если это брахманская ветвь. Так, настолько много Гуру, что невозможно конкурировать в плане денег, это примерно как если бы на выборах президента Америки был не Ромни с Обамой, а, допустим, несколько десятков претендентов, и все были бы достойные соперники друг другу. А в Индии этих Гуру миллионы, поэтому это не вопрос манифестации себя в социуме, а вопрос развития вашей души, вашей садханы, которая является очень личным делом, если эта садхана дает сиддхи. И вот эту вещь не понимает никто на Западе, в России, потому что они не жили в Индии, а если и жили, то изучали попсовые реалии в самой Индии, они и там есть тоже. Потому в Индии, даже согласно формальным правилам, если у вас дикша по уровню выше, чем у кого-то, то вы можете автоматически считаться Гуру для того, у кого ее нет. Аугхар может быть Гуру для того, у кого джанеу нет, а даршани – Гуру для аугхара и т.д. и т.п.
В тантре обычно вы можете передавать дикши, если вы реализовали на голову выше то, что не реализовали другие. Но это не так, что все должны вас в связи с этим принимать как своего Гуру, есть просто этикет уважения в виде поклона вам, поскольку вы чей-то Гуру и несете дхарму, но это просто этикет, и при встрече они могут вам сказать: "Намаскар, Гуруджи" или "Адеш, Гуруджи", но это совсем не будет означать, что они вас лично приняли как своего Мула-гуру. Это обычное дело в Индии, Гуру там может быть и тот, у кого большая богатая религиозная организация, и тот, кто живет в глухой деревне в землянке и у него всего один ученик, живет в нищенстве. Но, конечно, ваш Гуру вам дает инструкции, как и что вам практиковать, до того момента, как вы реализуете сиддхи данной садханы. Если вы их реализовали, то вы знание получаете из другой мерности, например от Иштадеваты, и в зависимости от разных жизненных ситуаций Божество вам дает разные знания, поэтому очень сложно сказать, что Гуру обязан вам давать то, как вы должны учить, а как нет. Он может дать общие ориентиры, но все дать невозможно, это невозможно даже ограничить рамками слов. Однако Гуру – это лучший друг, с которым у вас полное взаимопонимание и взаимодоверие, в ваших глазах это хороший человек в первую очередь, и точно так же Гуру должен видеть ученика. Так же как вы не предаете друзей, даже готовы пожертвовать собой, если надо, так же Гуру и ученик не предают друг друга. Здесь не надо ничего придумывать и усложнять, главное – это взаимодоверие, вот как это существует в Индии. Вы можете даже не считать своими Садгуру множество людей, которые имеют миллионы учеников, но принять за Садгуру нищего или человека, который внешне вообще ничему не учит, а, допустим, практикует 20 лет мауну, и вы к нему просто приходите за шактипатом. Может быть даже и так.
И второй вопрос: может ли у натхов ученик отказаться от обучения у того учителя, который дал ему посвящение в традицию и наоборот учитель может отказаться обучать ученика?
Может. Но если конкретно о натхах говорить, то высокого уровня посвящение, даже если вы отказываетесь учиться у Гуру, у которого его получили, и Гуру, допустим, отказывается вас учить, Гуру отменить все равно не может. Например, если вы только сами снимите кундалы и скажете: "Я отказываюсь от этой традиции", - тогда да, эта дикша отменяется. Но я не советую такое делать. Бывает так, что вы получаете все инициации, но не решили, кто ваш основной Гуру, в таком случае по правилам Традиции основным считается тот, кто передал вам чоти-дикшу. В Традиции может быть и так, что какие-то Гуру оставляют духовные ориентиры и погружаются в Майю, ученика это не должно останавливать совершать личную практику, формально этот человек все равно остается вашим Гуру. Когда этот Гуру уйдет из жизни, натхи ему будут делать Шанкхадхал, для того чтобы он все равно очистился от омрачений и пришел к мукти. Душа вечна, как и чиста, и по сравнению с вечностью вся это бредовая мышиная возня с конфликтами и интригами не стоит и выеденного яйца. И дело не в том, каков сейчас этот Гуру, это не ваши заботы, вы видите только то, что вас способно развить и вести к освобождению. Пустота включает в себя все, и все дерьмо этого мира тоже, поэтому натхи не отменяют даже тех Гуру, которые смешались с дерьмом, пустота – вот что важно. Натхи стараются не акцентироваться на плохом, но если Гуру стал, например, полным негодяем и мошенником, вас никто не обязывает иметь с ним какие-то дела, формальности остаются, но дел вы никаких не имеете со всем тем, что является нечистым. Точно так же Гуру имеет право не общаться с учеником, если ученик не ведет себя как ученик, причин обрыва общения может быть много, он может его не допускать до каких-то вещей.