Уважаемый Гуру Йоги Матсьендранатха!
Разрешите задать несколько вопросов.
1. На какой слог мантры СОХАМ делать вдох, а на какой выдох? Можно ли вместо СОХАМ использовать ШИВОХАМ, как написано в труде Муктананды.
2. Легенда о пахтании океана говорит, что Шива выпивает яд. Каким образом справляется с ядом человек, который почитает не Шиву, а другое божество, например, Кришну?
Насчет мантры "сохам" и "шивохам", они близки друг другу тем, что ориентированы на недуалистичность, но все же "сохам", согласно натховским источникам и также многим тантрическим, например Куларнава-тантре, – выше. Потому что Шиву мы можем воспринимать как угодно: это может быть и Шива как гуна-аватар, проявленный в тамасе, это может быть и Шива, как Парамашива, Парасамвит (высшее сознание) и т.д. А "сохам" – не обозначает никаких конкретно имен, там подразумевается "я есть он", кто "он" – каждый может верить, в зависимости от любой религиозной принадлежности или ее отсутствия. Поэтому "сохам" близка и к высшим разделам тантризма и йоги натхов, так как эта мантра указывает на постижение неописуемого (алакх-виджняна), на что и направлена садхана натхов. Повторять можно на вдохе "со" и на выдохе "хам".
Что касается легенды о Шиве и вопроса о том, как это сочетается с другими Деватами, это замечательный вопрос. Я попробую объяснить, затрагивая только малую часть этого понятия и практики, так как многие сиддхи их держат в секрете. Эта история очень символична, потому что под словом "яд" на самом деле может подразумеваться много всего, и зачастую одно значение прячет в себя иные, порой полностью противоположные. Яд на санскрите звучит "виша", однако мы много беседовали на эту тему с моим другом Джоном Д., который глубоко исследовал эту тему, также мои Гуру в Индии дали мне очень много пояснений. "Виша" также может переводиться как качества Богини, Шакти, означающие "расширение", "распространение"; под "виша" может подразумеваться, конечно, и "яд", но очевидно речь идет вообще о "яде самсары", о мире греха, порока. Тем не менее, мир таким всегда был и всегда будет, и тантрики это очень хорошо понимали, отсюда концепция использования "нечистых", "осуждаемых" элементов в практиках, которые, по идее, должны вести к разрушению, попаданию в миры адов и т.д., но при правильном подходе, наоборот, способны усилить духовный результат практики. Поэтому под ядом для тантрика подразумеваются нечистые элементы вамачары, способные приводить к расширению (виша) чистого духовного опыта, и ритуалы вамчары могут быть применимы ко всем Деватам, не только Шиве, хотя, безусловно, в большей степени они успели прославиться в среде Шайва-шактизма. Т.е. "нечистые элементы", такие как 5М, дают жизненную силу (виша) стандартным практикам индуизма, связанным со многими Деватами, усиливая их.