Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Вопросы к гуру Матсьендранатху  (Прочитано 260725 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Nikita S

  • *
  • Сообщений: 123
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #270 : Май 29, 2013, 13:36:15 »

Адеш Гуру Матсьендранатх!
Всегда, когда я пытаюсь рассказывать кому-то о Богах и т.д., когда меня спрашивают про индуизм, многие почему-то мне говорят, что Бог или Боги слишком очеловечены, т.е. Боги могут быть хитрыми и коварными, уничтожающими зло. Каждому из них нужны особые подношения, ну примерно как я, допустим, люблю кушать сладкое, а кто-то любит кислое и горькое. У них у всех свои предпочтения, приоритеты. И когда например, на такое смотрит мусульманин или христианин, то все думают, что слишком очеловечено все, но я в ответ обычно говорю, что согласно упанишадам, тантрам, Бог есть везде, и в человеческом тоже. А если согласно, например, исламу или христианству он не может быть в человеческом, то получается, что у Бога есть ограничения. А если у Бога есть ограничения, Бог ли он? Отдельная тема, тем более, относительно добра и зла, так как логически из этого следует: если Бог везде, то он и в зле тоже. Вот эта идея - вообще полный вынос мозга для многих. Наверное, чтобы понять эту концепию, надо подняться над относительным добром и злом.  
Записан

Anandabhairavi

  • *
  • Сообщений: 61
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #271 : Май 29, 2013, 21:21:55 »

Адеш!
Гуруджи и Никита, извините, что вмешиваюсь, но у меня возник встречный вопрос. История религий даёт ряд примеров, когда верующие поднимаются над общепринятыми понятиями о добре и зле и начинают действовать в соответствии с Божьей волей (как им кажется). Пример из христианства - инквизиторы, ну и, чтобы никого не обидеть, какие-нибудь душители из секты тугов, приносившие человеческие жертвы Кали. Лично у меня мозг закипает, когда я допускаю мысль, что раз добро и зло относительны, то такие люди могли попасть в рай или обрести просветление, каждый в соответствии со своей верой :07: Может, я захожу не с той стороны и лучше вообще поменьше думать на такие темы и больше заниматься непосредственно практикой. Попробуй отыщи себя в этих относительностях :011: :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #272 : Май 29, 2013, 22:41:29 »

Анандабхайрави, а в чем собственно вопрос? :05: Или это не вопрос, а, скорее, комментарий? Да, я постоянно от очень многих слышу осуждение тех или иных людей, о том, что они поступают жестоко, защищая свои интересы, но при этом все обвинители скрывают свои личные интересы от всех. Они много говорят о негуманности чьих-либо действий, когда, например, кто-то защищает себя лично и говорит, что так не надо поступать. Но все эти радетели морали, попадая в подобные ситуации, поступают так же, а то и более аморально, когда попадают сами на место тех, кого осуждали ранее. Что это, как не форма ханжества и глубокого эгоизма? Я часто слышу много советов о том, как надо жить, но никто из всех этих "добрых советчиков", как правило, не помогает тому, кому дает такие советы; те, кто помогает и реально делает добрые дела, – выглядят куда скромнее, они вообще не на виду почему-то. Вы знаете, у любого человека, столкнувшегося с такого рода реалиями, возникнет устойчивое отторжение к т.н. моралистам, рассуждающим поверхностно. Я не думаю, что эти якобы поверхностные люди глупы, у глупых не бывает осуждений, подаваемых слишком настойчиво, нет. Чаще это продуманная подлость, с закосом под глуповатых и моральных. Эти люди – хорошие артисты, с глубоким и устойчивым цинизмом, способные многих приносить в жертву, включая и своих друзей, которых они находят легко и быстро, используют и потом кидают.

Знаете, понять кого-то может лишь тот, кто побывал на его месте. Вам (не о вас конкретно речь идет) приходилось всегда отвечать только за то, что от вас зависит: счастливая личная жизнь с мужем (женой) и ребенком, и ради этого надо искать, как поюзать какое-либо общество. А не ответственность за общество вызывает суждение о тех, кто за него отвечает? Если кому-то не доводилось бывать в такой роли, то я все-таки советую воздерживаться от категоричных суждений о том, что управленец где-то поступает сурово. Или если не воздерживаться, то тогда быть готовым дать альтернативу, как поступать, решая реальные проблемы. Хорошо, если вы предоставите альтернативу, и она окажется неэффективной, то будьте готовы получить в ее адрес критику с конструктивными пояснениями, в чем ее неэффективность. Есть такая категория людей в этом мире, которым нечего дать обществу, этому миру, они только привыкли брать, поэтому им мало знакомо такое понятие, как ответственность за других людей. Они никогда не видели, что с другими людьми могут делать иные люди. И если вовремя не предпринимать мер, то может возникнуть проблема. Знаете, сколько я вам могу сейчас рассказать таких реальных историй из реальной жизни?

Был один случай, когда погиб человек, не по моей вине, конечно, но тогда я думал, что по моей. И знаете почему? Потому что тот, кто ему в этом помог, просто не был выгнан мной немного раньше, чем это требовалось. Поэтому, Анандабайрави, иногда надо раковые опухоли удалять быстро и оперативно, чтобы выжить, все делать своевременно, пока не пошли метастазы. Лучше пусть ушлые подлецы скулят, что параноик, чем я стану допускать большие неприятности. Я не знаю, как вы, но для меня все просто: человек, не способный меня понимать и искренне желать мне и моему обществу позитива, это тот, чье мнение бесполезно, а иногда и деструктивно. В последнем случае порой следует принимать определенные меры. Если бы вы видели, на что идут те, кто ведут с вами войну, и ведут с тем, у кого есть что взять, потому что он не тот, кому цена грош, и не готов себя продать и тем и другим, не думая. Есть такая категория людей, которые сначала продаются за 30 сребреников, а потом они не нужны вообще никому.

Никита, да, индуизм уникален тем, что в нем любая из сфер глубоко пронизывает другие, что бы мы ни взяли: аюрведу, джьотиш, тантру, политику, военное искусство, философию, йогу и т.д. – все связано. И куда бы вы ни погружались, вы во всем соприкоснетесь с любой из перечисленных сфер. Могу привести тому массу примеров. Что же касается Запада, там другое взаимодействие, поэтому им не понять много из того, что есть в индуизме, вернее, в Индии вообще.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nikita S

  • *
  • Сообщений: 123
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #273 : Май 30, 2013, 00:27:10 »

Адеш Гуруджи!

Никита, да, индуизм уникален тем, что в нем любая из сфер глубоко пронизывает другие, чтобы мы не взяли, аюрведу, джьотиш, тантру, политику, военное искусство, философию, йогу и т.д., все связано. И куда бы вы не погружались, вы во всем соприкаснетесь с любой из перечисленных сфер. Могу привести тому массу примеров. Что же касается Запада, там другое взаимодействие, поэтому им не понять много из того, что есть в индуизме, вернее, в Индии вообще.

Надеюсь, что я это стал видеть и понимать. Меня поражает другое, религиозная ограниченность некоторых людей, узость сознания, я ведь не предлагаю представителям других конфессий усомниться в их религии так, чтобы они от нее отреклись. Не беру критику, которую я наблюдал у небольшого числа оппоненетов конкретно в ваш адрес, там одна помойка, фальсификации, дешевые сплетни и клевета. А имею ввиду конструктивную критику, которая есть форма исследования, критический анализ того или иного понятия, концепции, вот это непомешало бы многим последователям христианства и ислама. Например, когда они не могут объяснить происхождение души человека, как она появляется в теле, если она изолирована от Бога и Бог это тот, кто далек и "не при делах". Вот в индуизме есть четкая логика. Также есть вопросы к буддизму, об отсутствии души (Атмана), которая в тоже время, по их теории, таки перерождается. Мне кажется многие постулаты разных религий искуственно раздуты, и они своим последователям не хотят объснять причины, почему они существуют в их религии, просто верь и все. Когда эти противоречия преувеличиваются, то это ведет к черезмерно искуственным противоречиям, как мне кажется. Или может я что-то не учитываю?
Записан

Nikita S

  • *
  • Сообщений: 123
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #274 : Май 30, 2013, 00:30:28 »

Адеш!

Гуруджи и Никита, извините, что вмешиваюсь, но у меня возник встречный вопрос. История религий даёт ряд примеров, когда верующие поднимаются над общепринятыми понятиями о добре и зле и начинают действовать в соответствии с Божьей волей (как им кажется). Пример из христианства - инквизиторы, ну и, чтобы никого не обидеть, какие-нибудь душители из секты тугов, приносившие человеческие жертвы Кали. Лично у меня мозг закипает, когда я допускаю мысль, что раз добро и зло относительны, то такие люди могли попасть в рай или обрести просветление, каждый в соответствии со своей верой :07: Может, я захожу не с той стороны и лучше вообще поменьше думать на такие темы и больше заниматься непосредственно практикой. Попробуй отыщи себя в этих относительностях :011: :05:

Анандабхайрави, я тут без выбора, жизнь сама заставляет подниматься над добром и злом низких порядков, есть разные религии, и они неотделимы от законов социума и природы. Некоторые религии мораль вовсе ставят как основу для себя, вот конфуцианство, или даосизм, который верит в закон Дао, буддизм в Дхармы и просветление и т.д. Но представьте себе, если хотябы ненадолго убрать все эти религии, что будет, может то что мы видим как зло и противоположное этому покажется нормальной вещью. Или убрать зло и оставить религиозные "любовь-добро", эти "любовь-добро" обесценятся, потому что они "хорошие" только на фоне своих антиподов, убери противоположности и от хорошего ничего не останется. Поэтому все религии держатся на аморальности и атеизме, и атеизм держится на верах, которые считаются суевериями и мифами. Ну, и покуда есть противоположности, всегда будет то, что люди будут формально считать злом.
Записан

Anandabhairavi

  • *
  • Сообщений: 61
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #275 : Май 30, 2013, 00:38:00 »

Спасибо, Гуруджи. Да, это был скорее комментарий, а не вопрос. Мне просто подумалось, что всегда найдутся люди, которым удобно будет оправдать своё поведение относительностью добра и зла, чтобы мерять свои поступки неподходящей для их уровня развития меркой. Мне не хотелось бы попасть в эту категорию.
Записан

Anandabhairavi

  • *
  • Сообщений: 61
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #276 : Май 30, 2013, 02:04:54 »

Ой, Никита, не видела Ваших ответов, пока набирала предыдущее сообщение. Вас жизнь заставляет подниматься над добром и злом низких порядков, а кому-то может быть ещё надо учиться быть просто нормальным человеком, а не обезьяной с широкими взглядами на жизнь :05:
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #277 : Май 30, 2013, 02:50:42 »

Анандабайрави :05:, прочитал Ваш последний пост, :05: и подумал, :05: что лучше все же мне быть обезьяной, с широкими взглядами на жизнь, чем просто "нормальным человеком", но поставленным раком.  vampire  :05:
Записан

Anandabhairavi

  • *
  • Сообщений: 61
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #278 : Май 30, 2013, 06:36:54 »

Адеш, Лета Баба! Я вовсе не Вас имела в виду, когда писала про обезьяну :016: Это была самокритика :016:
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #279 : Май 30, 2013, 11:38:22 »

Адеш, Лета Баба! Я вовсе не Вас имела в виду, когда писала про обезьяну :016: Это была самокритика :016:

  Анандабхайрави, ну вы хотите, чтобы я тоже сейчас начал играться и говорить: " Да вы тоже меня не так поняли, я говорил о стерильной этике, "обезьяна" - это моя самокритика :016: и т.п." Вот это как раз то, о чем Гуруджи и говорил тут, когда все начинают разводить, на первый взгляд, "прямолинейную мораль", а когда начинаешь с этими людьми искренне и о серьезных вещах говорить, то начинается "серенький шорох", типа: "а вы не так поняли", "да я не подразумевал(а)" и т.д. Вы все прекрасно понимаете, и идти по головам, и подставлять людей, и перешагивать через любую мораль и вам, и многим другим свойственно, но скажите уж честно: публично неэффективно вам себя такой показывать, а выгодно: "вы меня не так поняли", "я не хочу оправдывать свои недостатки принципами морали и религии" (как вы тут утверждали) и т.д. Чего там далеко ходить, словам Гуру находишь подтверждения на каждом шагу. Просто надо снять розовые очки.
   Не сочтите за осуждение, т.к. такие все разные духовные корпорации предлагают ступенчатое развитие, люди, мол, не готовы сразу к каким-то скользким, но мудрым методам, так пускай же используют то, что предназначено для пашу бхавы. Мне кажется - это иллюзия. Все ко всему готовы, когда буравишь трезво и глубоко их эго. Вот вы сейчас сами своим поведением и демонстрируете свою готовность, вы уж извините что я так высоко вас оценил, позвольте вам помочь утратить свое публичное недооценивание себя. :05: Я не люблю обсуждать "облик-о-морале", мы - мужики - простой народ, "неизящные" и "не духовно эстетические" танкисты, да и время нынче такое, что его надо ценить.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #280 : Май 30, 2013, 14:24:32 »

Адеш!
По поводу уровней – все же они нужны, для того чтобы ученик освоился в тех или иных методах, но на высшем уровне, когда многие элементы практики наработаны, определенный экспромт позволителен, если этого требуют реалии жизни. Ведь практика должна интегрироваться в жизнь. А так, конечно, один видит искусственную иерархию, где пирамида находится в пирамиде, и, на самом деле, вершина одной – это может быть начало другой. Это одна модель, но, к примеру, другая говорит о том, что все во всем, и в любом виде практики можно найти все виды энергий и практики, им соответствующие. Поэтому, действительно, есть множество факторов, говорящих об относительности любых уровней.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nikita S

  • *
  • Сообщений: 123
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #281 : Май 30, 2013, 15:51:09 »

Ой, Никита, не видела Ваших ответов, пока набирала предыдущее сообщение. Вас жизнь заставляет подниматься над добром и злом низких порядков, а кому-то может быть ещё надо учиться быть просто нормальным человеком, а не обезьяной с широкими взглядами на жизнь :05:

Ой, ничего страшного. :05: А где вы видели "просто" нормальных людей?  :05: Дорогая Анандабхайрави, вы их мало повидали, или, так уж и быть, вам лучше честно вручить Оскар на фестивале? Хорошие люди были в детском саду. И то, это больше метафора.  :41:
Записан

Антари

  • *
  • Сообщений: 205
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #282 : Май 30, 2013, 20:21:44 »

Гуруджи, меня очень интересует вопрос, работают ли натхи с сознанием в промежутках между практикой йоги и если работают, то как. Вот, например, какую роль в садхане натхов играет практика внутренней осознанности? Насколько важно не позволять мыслям и чувствам увлекать вас, одновременно их осознавая? Насколько важно осознавать телесные ощущения, быть к ним внимательным? Какое значение натхи придают искреннему и честному самонаблюдению, самоанализу, насколько важно для них быть честными с самими собою? Как натхи относятся к совету жить , осознавая настоящее, не проводить время, вспоминая прошлое и мечтая о будущем? Как натхи относятся к совету помнить о смерти, об изменчивости пракрити? Внимательны ли натхи к собственному бытию? Задают ли они вопросы: "Кто я?" "Действительно ли для меня важно так поступить или я хочу так поступить в силу привычки?" "Не побуждает ли меня к тому или иному действию эго?" Свойственно ли натхам поддерживать в себе положительные привычки, самскары, и отказываться от отрицательных? Как натхи воспринимают собеседников? Как души? Как сознания и энергии? Имеет ли значение для натхов глубина, широта и чистота восприятия происходящего как во внешнем, так и во внутреннем мире?
 
Нет ли у натхов каких-нибудь книг, посвящённых всем этим темам? Мне кажется, что эти вопросы только с виду простые, может быть, даже банальные, но наверняка, в работе с сознанием в промежутках между практиками есть какие-то тонкости, выработано множество полезных советов.
Заранее благодарю за ответ.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #283 : Май 30, 2013, 22:23:55 »

Да, Антари, простые темы всегда самые актуальные. Натхизм возник, как я сейчас понимаю, на основе аскетических культов шрамана, и позже оброс элементами тантризма. Но натхи из последнего взяли эссенцию. Аскетические культы, как правило, совсем не жизнеутверждающие пути, то, чему невозможно учить большое количество людей. Представьте себе христианского схимника, который уходит в пещеру, сидит на воде и хлебе и прекращает общение с людьми, – конечно, такое не всем надо. Это, фактически, путь постепенного захоронения себя, самоубийства. Я в свое время видел "антисектантские" какие-то сайты, попов (вернее, тех, кто через них работает), заявляющих, что йога – это путь к самоубийству и прочее, правда, эти люди забыли рассказать про то, чем у них занимаются схимники. В христианстве схима – это очень редкостная жесть, там действительно, если это великая схима, то это смерть для мира. И в Индии такие тоже были аскеты, и по сей день есть. Тантра – это совсем иной подход, в тантре вы учитесь в себе формировать восприятие, что мир – не совсем зло и майя в своей форме авараны или невежества. Безусловно, и в тантре есть понятие невежества, но в целом тантра мир рассматривает или как проявление священной Шакти, или как хоть и иллюзорную среду, но являющуюся упаей (методом) для погружения в пространство священности.

В тантре есть свои высшие разделы практики, это – почитание Урдхва и Ануттара амнай, куда входит парапрасада-мантра, садхака почитает соответствующую мандалу Деват, которая отличается от стандартных янтр Кали и Шриянтры, это особые садханы. Также садхака использует специальные ньясы для этого, чтобы его тело стало вселенной, и тогда он фактически может практиковать мантру верхних амнай – СОХАМ, и созерцать себя как микрокосмос, и медитировать на наду, на свет и др. Вот эти сущностные верхушки натхи и взяли из тантризма, в основном минуя обилие кармаканды и прочих подготовительных методов. Но даже из верхушек натхи взяли только самое-самое основное. Йогинов, которые это все хорошо понимают, на самом деле не так и много. Так вот, произошло сращивание основных духовных элементов аскетизма с основными элементами тантризма, и это фактически – суть натхизма. По крайней мере, таким он был последнее тысячелетие – что было ранее, сказать сложно, потому что многие источники не сохранились в письменном виде. Но то, что натхизм имеет более древние корни, чем предполагают многие исследователи, это сейчас у меня не вызывает никаких сомнений. Со временем, в связи с тем, что этой традиции приходилось выживать и при вторжении ислама, и при колонизации Индии европейцами, он несколько менял свой внешний формат, он оброс разными элементами, приемлемыми для представителей разных религий. Сложно сказать, что на это повлияло сильнее: или желание закрыть свои настоящие практики на фоне, как бы, внешней доступности Традиции, или же это были попытки гибкого взаимодействия с такой идейной, религиозной и культурной средой, – но внешне натхизм стал выглядеть очень простым. Если посмотреть историю, кто жил и практиковал в Традиции, то вы найдете много самых разных практиков – и агхори, и капаликов, и аскетов, и бхакт, и джняни. Но, насколько я понял, после обретения  независимости Индией в натхизме произошло много реформ. Внешне Традиция выкристаллизовалась с жесткими правилами, уклоном в аскетизм. Я думаю, что это не без политических мотиваций также, но это отдельная тема, хотя ее надо понимать, но тогда придется обсуждать слишком многое.

Есть ли практики и литература, для того чтобы практиковать в обычной жизни? Конечно, есть, у них все есть. Но проблема в том, что это совсем не то, что мы подразумеваем под практикой. Для русского человека сложно понять реалии Индии, в связи с жесткостью менталитета, оставленного нам со времен совка, а для западного – сложность в том, что западные люди обнью-эйджили все, что только могли из существующих восточных традиций. Причем индусы, как я понял, сами были не против этого, не берусь говорить о всех, может, они просто искали пути, как связать одну реальность с другой, но кто-то это превратил в клепание извращенного эксклюзива на фоне конкуренции в сфере продажи йоги, тантры и прочего. Поэтому, если мы сейчас переведем какие-то книги, написанные авторитетными натховскими Гуру, не факт, что они будут понятны и интересны большинству. Надо в корне менять представления о йоге, о садхане. Большинство людей довольствуются крайне разрозненной информацией относительно йоги как садханы и как пути. Каждый понавыдергивал из индуизма то, что хотел и мог, и сейчас в России, начиная с 90-х и до сих пор, народ не переосмыслил множество заблуждений, воспринятых как авторитетные, подаваемые как "традиционный индуизм". Я это знаю очень хорошо, так как не один год жил в Индии, не как некоторые, кто лишь рассказывают о себе сказки, а реально, в отличие от них, я жил там. Я видел, что в России происходит, и посмотрел, что есть на Востоке и Западе. На Западе есть много индуистских храмов, не только искконовских, но и масса других, куда ходят индийцы и где профанация не прокатит. В России советское прошлое наложило тяжелый отпечаток, в ней запрещены храмы, кроме христианских, мусульманских и буддийских (но последних тоже немного, в основном в восточных районах). Понятное дело, что формально все разрешено, но мы понимаем, как оно на самом деле обстоит. К чему это все приводит? К тому, что нет никакой нормальной конкуренции в области индуизма, а тот, что кое-как умудряется существовать, которому перекрыли кислород, он на качественно невысоком уровне, не черный и не белый, и тем более не цветной, он серенький такой, тускловатый и забитый по щелям. Потому что как только появляются адекватные личности, что-то реально знающие и способные многое в адекватном виде преподнести, в таком виде их сразу давят, а серенькими они сами не хотят быть. Поэтому все более-менее разумные, опытные и знающие люди в основном становятся одиночками, которые почти не высовываются. Ну, а в серой массе всегда будет процветать кидалово, шарлатанство, неполноценно поданная Традиция (извращенная т.е.) и т.д. Вот как я это вижу сейчас.

Натхи могут практиковать сахаджу в обычной жизни, но чтобы понять, что такое сахаджа, важно сначала понять, что ей не является, т.е. что же является религиозной практикой, но не такого формата.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Вопросы к гуру Матсьендранатху
« Ответ #284 : Май 31, 2013, 17:56:59 »

Я, пожалуй, пройдусь по каждому вопросу, так как их много.

Гуруджи, меня очень интересует вопрос, работают ли натхи с сознанием в промежутках между практикой йоги и если работают, то как.

Как я уже сказал, в натхизме прослеживается влияние тантризма, т.е. это концепция, что вы уже есть Шива, но реализация Шивы в полноте, т.е. Махашуньи, возможна через Махапурну. Потому пустота в целом – это ориентир йоги, а реальная жизнь – это больше то, что ассоциируется с пурнатой и шакти; практика изолирования от мира и погружения в него – просто взаимодополняемы. На этом и построена садхана, которая "параллельна" практики йоги. Йога реализуется через бхогу, и наоборот.

Цитировать
Вот, например, какую роль в садхане натхов играет практика внутренней осознанности?

Внутренняя осознанность помогает понимать практики внешней осознанности, как взаимодействовать с внешней средой.

Цитировать
Насколько важно не позволять мыслям и чувствам увлекать вас, одновременно их осознавая?

А сам мир нам подсказывает, что нам надо оставить в нем, или мирские чувства и идеи внутри нас. Это естественная вещь, ведь никто не хочет страдать в этом мире.

Цитировать
Насколько важно осознавать телесные ощущения, быть к ним внимательным?


Согласно натховскому мировоззрению, тело неразрывно с сознанием, потому тело – это инструмент, который может давать подсказки, как поступать. Если в теле появляются тенденции к блокам, усталости и т.д., то значит, что дисгармонично мы делаем, и надо осознать, что, и не делать этого. Или принимать меры, как это решить. Все просто. 

Цитировать
Какое значение натхи придают искреннему и честному самонаблюдению, самоанализу, насколько важно для них быть честными с самими собою?

Несколько абстрактная вещь – "с собой", многие люди просто не знают себя, потому они не могут быть честными с собой, большинство могут что-то чувствовать и понимать, но что-то они могут не знать. В Индии очень много воззрений на понятие Я и то, как оно связано с Богом, с объектами мира. Есть много мировых законов, с которыми мы неразделимы: мы можем, например, быть искренними с собой и другими людьми, но когда вы будете с ними искренними и простодушными и они вам очень легко, без колебаний, начнут причинять боль, кто знает, что вы тогда будете думать об искренности. Я помню, мне один человек как-то сказал, что, вылив массу грязи в мой адрес, он таким образом со мной искренний и желает мне добра, т.е. человек не поделился со мной самым чистым и сокровенным, а просто вылил помои, с которыми ему самому жить тяжело, и это он назвал искренностью. И потом, конечно, он мог сказать, что это искренность с собой хотя бы, но не станет человек, глубоко любящий себя, такое делать, так как Атман – это и он сам, и я также, это осознание себя и есть, самое высокое и искреннее, и оно не позволяет делать нечистоплотных вещей. Их иногда надо делать, когда у вас нет выхода, но не в связи с примитивными мирскими эмоциями. Поэтому это непросто, ведь разные люди под искренностью с собой или другими могут преподносить что угодно.

Цитировать
Как натхи относятся к совету жить , осознавая настоящее, не проводить время, вспоминая прошлое и мечтая о будущем?

Это интересная концепция, она связана с этническими и религиозными представлениями; например, у китайцев в языке, я слышал, есть только настоящее время, через него они смотрят на остальные времена. Это разные менталитеты и подходы. У индусов много языков и концепций о времени. Мы верим в существование надвременной реальности, но она присутствует во всех временах, однако самое близкое, что для нас есть, – это наше тело, наша прана (энергия), потом ум также – это инструменты, которые присутствуют с нами всегда, потому в каком-то смысле они в настоящем. Да, они наиболее важные. Если у вас будут проблемы с телом, энергией и умом, мы ничего не можем решать, потому они важны для йогина.    

Цитировать
Как натхи относятся к совету помнить о смерти, об изменчивости пракрити?

Смерть – это самая реальная вещь, вот недавно, например, в Индии умер один мой Гурубхай, махант храма в Агре, я знал его еще с 2003 года. Но, как ни странно, он меня все приглашал к себе, я ему говорил, что приеду в его храм, а он меня поправлял, что не его, а мой, в общем, очень был радушный человек, наверное, кстати, это качество для него и сыграло немало негативной роли в его жизни. Я его иногда предупреждал быть аккуратным в этом мире. Он был противник чарасокурения и сторонник чистого образа жизни. Но оставил мир по крайне глупой причине, никто не мог предсказать, что оно случится так. Мы очень уважали друг друга, мои ученики посетили его храм уже, а я все так и не доехал. Это все поучительные истории о том, что человек может умереть в раннем возрасте, при чистом образе жизни. Мы постоянно видим, как подобное происходит, и это заставляет задуматься о законе кармы, о причинах, почему происходят те или иные события. Надо быть очень внимательным ко всему, что происходит в мире, к себе на уровне тела, ума и сердца; мир – это Шакти, и она нам дает уроки, лучше, чтобы эти уроки были не в крайнем виде, этому надо учиться, особенно йогину. Учиться избегать всего лишнего и меркантильного. 

Цитировать
Внимательны ли натхи к собственному бытию?


Конечно.

Цитировать
Задают ли они вопросы: "Кто я?" "Действительно ли для меня важно так поступить или я хочу так поступить в силу привычки?" "Не побуждает ли меня к тому или иному действию эго?"

Это важно – задаваться таким вопросом. Важно научиться разотождествляться со всем наносным и научиться не вестись на провокации Майи. Весь духовный опыт всегда, в первую очередь, подразумевает наличие субъекта, потому самоосознание играет важнейшую роль.

Цитировать
Свойственно ли натхам поддерживать в себе положительные привычки, самскары, и отказываться от отрицательных?

Традиция натхов тем и отличается от поверхностной йоги, что для нас йога – это путь, а не методика для решения вещей второстепенной важности; многие, увы, ныне йогу именно такой и видят, но для нас йога – это путь. И санскара в виде ритуала и также совершения тех или иных действий (карма), работа с мотивацией – очень важны для формирования духовных санскар и искоренения сансарных; в нашем понимании, только избавление от духовно ограничивающих факторов в виде санскар может считаться йогой.

Цитировать
Как натхи воспринимают собеседников? Как души? Как сознания и энергии?

Ну, есть люди, значимые для них в этом мире, это те, с кем можно общаться духовно, и есть люди, которым Традиция неинтересна, и с которыми духовно общаться тяжело, потому по-разному относятся к собеседникам. Конечно, стараемся ко всем более-менее адекватным – с уважением. Ну и, конечно, это не значит, что мы разграничиваем так вот однозначно: это – черное, а это – белое, иногда атеисты могут быть латентно высокорелигиозными людьми, а иногда религиозные могут быть хитрыми, сансарными личностями, тогда мы просто избегаем второй категории и вполне можем отдать предпочтение даже атеистам. Так что вопрос тут неоднозначный. Если от человека идет чистота, это видно на уровне энергии, но есть люди умные, и красиво говорят, но на самом деле духовно грязные, энергия их выдаст в любом случае; чтобы это понять, надо больше внимания уделять своей личной практике, правильно воспринимать можно только при высокой личной реализации в духовной сфере.

Цитировать
Имеет ли значение для натхов глубина, широта и чистота восприятия происходящего как во внешнем, так и во внутреннем мире?

Они нераздельны, конечно, важна глубина во всем.
 
Цитировать
Нет ли у натхов каких-нибудь книг, посвящённых всем этим темам?

Есть очень хорошая книга Гуру Йоги Шри Гамбхирнатха джи, это был действительно мудрый человек и хороший подвижник, не просто формально с высоким чином, а действительно садхака с большой буквы, так вот, он написал очень хорошую книгу по тем темам, о которых вы спросили, эта книга называется "Йога-Рахасья". Она есть только на хинди, я пока что перевел только наиболее интересные ее части, но планирую перевести всю. Еще был один, не менее авторитетный Гуру в натховской линии, Йоги Нархаринатх, он много написал книг, это был и хороший йог, и хороший джняни одновременно, что бывает не часто, был такой сиддха в Непале. Он даже часто приходил к моему неварскому Гуруджи домой, и они беседовали на темы садханы и др. У него много книг на хинди, непали и санскрите. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.