Нмаскар,Гуруджи!
У меня очень прикладной вопрос из жизни Йогов)
Встречаються ли среди индийских йогов травмы опорно-двигательного аппарата,
А точнее колен,надрыва мениска?
Наверняка были такие случаи в многовековой практике индийских йогов ,и вылечивали видимо такие травмы без всяких операций..
Откуда кармически так сказать вылазит проблема колен-нижнего поля человека?
Гуруджи,проясните пожалуйста эту проблему,может посоветуете какие либо спец.практики?
Сарва Мангалам
В Индии среди традиционных йогов таких проблем нет, потому они почти и не обсуждают такого рода темы, эти проблемы возникли тогда, когда йогу стали использовать для "культа тела". Желание выглядеть сексапильно, стройно и т.д., в понимании традиционного йогина, такая йога есть бхога и страсть, а когда есть такая мотивация, то возникает желание ее реализовать. Это то же самое, что играть в азартные игры, заниматься бизнесом и вести борьбу с конкурентами, может случиться так, что вас, например, при занятии бизнесом застрелят или посадят, или еще что-то случиться неприятное. То же самое в этой азартной йоге – есть свои неприятности в виде смещенных позвонков, испорченных коленей и т.д. За все надо платить: хотели красивое тело и чтобы вас считали идеалом красоты? Добивались этого большими усилиями? Добились. Может быть, и впрямь стали гибкими и стройными, но не бывает так, чтобы за такими раджасическими достижениями не следовали их противоположности. В том и дело как раз, что йоги в Индии не следовали этому никогда. В Индии есть просто гимнастические залы, где мужчины тягают тяжелые предметы, но это не называют йогой. Красивое тело – это бхога, а не йога, вернее, стремление его заполучить любой ценой. Если вы посмотрите все тексты, то там нет обилия физичности, потому и вопросов там о травмобезопасности в йоге нет. Вопросы есть в мире бхоги, коммерции и конкуренции, вот где они возникли. Я, конечно, понимаю, что может быть сказанное мной не хочется принимать, ведь все кругом учат именно той йоге, про которую я сказал, и очень сложно большинству возразить, нас всегда учили, что наше мнение ничто по сравнению с большинством, что мы сами по себе никто. Однако все-таки большинство может быть в заблуждении, и на самом-то деле многие это знают, но многим просто не выгодно это признать, иначе они потеряют весь свой бизнес. Поверьте, я не хочу быть революционером и рубить правду-матку, делая себе на скандалах рекламу, я просто не знаю, как еще ответить правильнее на такие вопросы: если я буду, как белка в колесе, придумывать все больше и больше методов травмобезопасности в той сфере, где они в принципе неизбежны, то это ИМХО пустая трата времени. Ну да, есть там травмо-опасность, люди сами это выбрали, а что поделаешь, это не значит, что они совсем плохие, точно так же люди знают, что, идя в секцию бокса, им грозит сотрясение мозга, но люди все равно идут, мы же их не отговариваем. Потому я не отговариваю идти на травмоопасную йогу, но я все равно обязан честно сказать, что эта йога не есть традиционная, вернее, это не есть йога вообще. Сейчас, однако, такая "йога" обрела настолько большую популярность, что в принципе ее можно назвать "новой традицией", но я не стал бы ее смешивать с древней. В древних текстах нет ничего подобного, так же как и нет йога-терапии, которая терапия сама по себе, это глупо пытаться думать, что асаны и дыхательные техники вылечат, к примеру, кариес зубов или грибок; йога всегда была путем и образом жизни, при котором каким-то проблемам сложно было появиться. Далее, безусловно, как побочный эффект при садхане, могут излечиваться какие-то заболевания, но как побочный эффект. Далее, есть еще Аюрведа, лечение болезней заговорами, иногда заговоры практикуют какие-то тантрики, но, опять же, если заговоры от болячек – йога, тогда йогой надо называть и мантры для подчинения (вашикарана), и мантры для заработка денег (пуштикарана), для наведения чар (мохана) и т.д.
Вообще понятие йоги встречается в очень многих тантрических текстах, там обычно есть какие-то разделы, посвященные йоге, например в таких текстах, как "Махакала-самхита", "Рудра-ямала", "Гандхарва-тантра", "Шарада-тилака" и др. Ну, например, в "Рудра-ямале" асан больше перечисляется, чем в той же "Хатха-йога прадипике", почему "Рудра-ямалу" тогда не переводят? Или другой вам пример: "Шат-чакра нирупана" – часть шривидьевского текста "Шри таттва чинтамани", почему "ШЧН" перевели, а "ШТЧ" нет? Потому что знание все никто передавать не хочет, это для толпы не нужно, они не того уровня, чтобы это все изучать и практиковать. Вот они и перевели только то, что смогли подогнать под то, что считали нужным, а именно под "кастрированные практики пробуждения Кундалини", ну и под гимнастику со всеми вытекающими из этого последствиями, вы их сейчас можете видеть кругом. Это мое мнение. Сорри, если я ответил вам не так, как вы хотели, зато сказал честно, что думаю на сей счет.