Адеш.
Что мне нравится в Ваших сообщениях, так это искренность.
Спасибо. Однако ее могло бы быть даже больше, сами понимаете, форум, этикет и прочее, но для тех реалий, которые есть, пусть и это для кого-то выглядит слишком, да, я более чем искренен.
Довольно редкое явление в наше время на Западе. Я просмотрел много сайтов школ эзотеризма и российских, и западных, был на некоторых семинарах (западных) и впечатления остались далеко не радужными. В основном все ограничивается какой-то сухой программой практики, где учитель что-то объясняет в меру возможностей понимания аудитории, передавая какую-то практику, так вот все вроде как бы "оно", как и "должно быть", но всегда оставалось какое-то ощущение неполноты передачи, то ли я не был готов, то ли сложно что-то усвоить и осмыслить за один - два семинара, то ли учитель (инструктор) просто делает свою работу в меру возможностей.
Знаете, вы не один, кто так считает, я полагаю, что проблема связана с тем, что многие инструкторы просто живут на этой йоге, в смысле зарабатывают себе на жизнь, но не только они, многие Ламы, Гуру и т.д. В социуме есть свои рамки и шаблоны, что допустимо, а что нет, и если кто-то хоть немного от них отклоняется, то весь бизнес, построенный на йоге, рушится очень быстро. Поэтому, конечно, говорить не с кем. В Индии также есть свои проблемы, там традиция с такими принципами, которые ну никак не вяжутся с той йогой, которую практикует весь западный социум. Хотя, наверное, правильнее сказать по-другому: весь поверхностный социум, включая и индийский. Ситуация такова, что в Индии в бизнес-йога шалы тебя сами зазывают для обучения йоге, а там, где кто-то действительно реализует сиддхи и следует садхане, тебе определенно дают понять, что: "С какого перепуга я тебе должен выкладывать то, что мне дает духовные силы и что я могу использовать для себя в самом широком смысле?". Первое время я их осуждал, а потом понял, что так, наверное, поступал бы на их месте почти каждый, да и вообще, мало кому свойственно себя ставить на место другого, тем более когда это совсем не просто и означает полностью перешагнуть через все то, чем ты себя считаешь. С этой эзотерической общественностью, о которой вы говорите, язык найти можно, это не сложно, но сейчас время не то. Когда есть интернет и столько возможностей, мне кажется, многое само отпадает, тонкое понимание сейчас жизненно необходимо.
Ну я правда ничего толком долго не практиковал, так как, как я уже сказал, оставалось ощущение что что-то не то, то ли практика мне не совсем подходила, то ли не было ее глубокого осмысления, хотя я так чтобы из аутентичных традиций, посещал только пару семинаров тибетской "дхармы", но практиковать метод долго не стал. Скорее было просто интересно. Обычно формат ученичества на Западе какой-то рафинированнный имхо, Ринпоче появляется редко, смотря где правда, может где-то в США есть хорошие ретритные центры буддистов, я не знаю, а про Россию как-то не в курсе особо, судя по критике советских йогов, все очень плохо. Я с Вами здесь согласен и не имел ввиду что йога в том виде, в котором она есть на Западе, соответствует индийским критериям традиционной йоги, речь об этом и не шла. Хотя ранее был грех такое думать. Брал и в Индии какие-то уроки в хатха йоге, но довольно быстро понял что что -то там не так, хотя и то пошло на пользу в плане проработки гибкости тела. :) Учитель тот потом писал на мыло, мол, пиши если что, звони; встречал еще человека из их школы, тоже меня подговаривал получить у них дикшу, но все это как-то показалось не до конца настоящим, там все физикой в основном ограничивается. Хотя тот человек сказал что за полгода достиг высокого уровня в медитации. Школа у них полутрадиционная, созданная в прошлом веке, называть не буду. Человек сказал что у них есть все в их йоге и что это настоящая йога. Ну я у него спросил понимает ли он весь смысл асан и мудр, которые у них дают, и знает ли он что они происходят от натховских махасиддхов. На что тот ничего не ответил.
Я мог бы много об этом рассказать. Выше я уже упомянул, что асаны и любая другая практика отображают то, что мы хотим для себя, наши устремления. Отсюда вполне реально столкнуться со странными, на первый взгляд, явлениями относительно всеми обожаемой темы асан. Вы можете увидеть асаны, изображенные в одном из храмов Джайпура, в них изображены натхи, но многие из них никак не вяжутся с тем, что мы понимаем под асанами для тренировок. И мы в то же время можем увидеть описание асан у Кришнамачарьи, Айенгара, Джойса, и т.д. или даже асаны, изображенные не так давно в музее Горакхпура. Насчет последнего варианта, не знаю, как это объективно выразить, то ли это политика официальных лиц Сампрадаи в виде притирания одной культуры к другой, то ли еще что-то. Но мне с самого начала не давали покоя ранние изображения. Есть и масса других факторов, например игнорирование того, что хатха-йоги полно в разных тантрических текстах и что до этого в среде всемирно распространенной йоги нет дела. То, что вы увидели в йога-шале (смею предположить, это или Ришикеш, или Варанаси, или что-то типа того), это как раз то, о чем я выше и написал, извиняюсь за несколько туманное изложение, но думаю, многие, кто в теме, понимают, о чем я. Просто этот Учитель продает то, что продать проще: и воспринимается быстрее такой продукт, и вроде как ощутимый эффект в теле есть или даже в энергетике в каком-то виде. Но какие ваши психофизические ресурсы задействованы в такой практике, вот в чем вопрос. Ему не надо ничего знать про натхов для его целей. Скажу больше, натхи тоже не являются некой сказочной общностью, где все так и норовят раскрыть секреты, которые знали и применяли 84 сиддха. Там, как и в любой Традиции, тоже полно людей, которые, во-первых, могут не ставить каких-то высоких целей, и у людей может не быть такого энтузиазма, даже у таких, как некоторые из нас. А может быть и так, что кто-то действительно хороший практик, но он совсем иначе понимает йогу, и асаны, и пранаяму, и практики с надой, и многое другое, и, возможно, ему просто сложно говорить с теми, кто на другой волне. Правда, вторую категорию вы сможете распознать, от подобных людей обычно исходит некая сила. Я думаю, ключ в их понимании лежит в том, что йога для них – это нечто одно, чаще это некий путь.
Интересные формы духовности, однако, вроде чему-то учат и что-то дают, но видимо и сами не до конца понимают что же именно. Вобщем движение какое-то есть на Западе, но и в самом деле мало кто понимает всю глубину и способен все объяснить. В этой связи Ваш форум надо отметить одно из самых светлых явлений не только в йоге, но и вообще в западной эзотерике.
Я помню, хотел его как-то закрыть, но ученики сказали что нет, он должен остаться, иначе продвижение Традиции, ее исследование заглохнет, это уже даже не вопрос денег. Просто я как-то подумал, что будет жаль, если продвижение Традиции заглохнет. Насмотрелся с избытком печальных явлений, когда люди начали в 90-х рубку денег, кинули и сбежали, обретя для себя выгоды. Не хочется быть таковым, надо все-таки дело довести до ума. Сейчас в мире растет количество людей, интересующихся натхами, и в связи с этим для меня настал период углубления в качество передаваемых практик.
К тому же, несмотря на то что было много критики, зависти, ядоплескания и войн, все же эти пакостные явления и персоналии не сбили меня с пути, да и не могли, мои мотивы чисты. Я хочу что-то действительно чистое и высокое сделать в своей жизни, и, несмотря ни на что, я верю, что в Традиции есть много ценного. Если бы я не соприкоснулся с этим, то может быть, и оставил бы этот путь. Что касается тантры, она мне только подтвердила правоту натхов, благодаря ей я больше стал понимать и ценить натхов.
А то что это понимают далеко не все, это вполне понятно и объяснимо, но думаю не стоит зацикливаться на критике тех, кто далек от попыток понимания дхармы.
Нет, я не зацикливаюсь, однако было много людей, кто говорил мне: "Надо марку держать и не надо отвечать на критику". Я долго думал над этим, как поступить, и почувствовал, что если не отвечать, то это привязанность к благостному образу, а на самом деле привязанности быть не должно, следовательно, если веришь, считаешь, что правды больше в другом, то нет ничего плохого в том, чтобы сказать об этом. Но в действительности, с серьезной критикой я не сталкивался, так как у тех, кто ей особенно активно занимался, всегда были большие промахи, эти люди слабые, ничего весомого они не способны сказать, особенно после того, как мы все расставляли на свои места, устраняя искажения.
Тут Вы затронули важный вопрос, который я не до конца осознавал. Прочитал Ваш ответ и хотел было написать что ответ Вы дали не совсем полный, правда сами потом дополнили; уже потом понял глубину того что Вы написали. Обычно под йогой понимают набор техник. Если почитать какой-нибудь крупный западный форум на тему эзотерики, то там техники в основном и обсуждают, а откуда они происходят, их смысловая нагрузка уже дело вторичное.
Да, есть такое дело, я и пытаюсь об этом часто говорить. Я не знаю, почему так много практикующих йогу читали древние тексты, где говорится о том, какой мудростью и силой должен обладать тот, кто практикует йогу, и это описано даже в текстах, где есть хатха-йога, но при этом никто не задается вопросом, почему от этих практик никто не получает подобных результатов. Ведь эти факты очевидны. Какой из этого вывод напрашивается? Значит, все мы чего-то не знаем или что-то не так воспринимаем. Странно, думал ли кто-то об этом? И как вообще об этом можно не задуматься?
И ведь же имхо делают все скорее всего механистично. Копируя какие-то техники.
Вот в том-то и дело, что, вероятно, техники лишь используют подобно забиванию ноутбуком гвоздей в стене, а из молотка пытаются выдоить информацию. Чтобы знать, что для чего предназначено, надо понимать, в каких условиях эти методы выполнялись, надо целиком понимать Традицию. Для большинства понятие "системность" – это отстроенные сеты асан, а не асаны, пранаямы и др. как часть йогической жизни, с ее ориентирами и т.д.
Есть такие люди, которые серьезно обсуждают какие-то составленные недавно техники и спорят между собой как их правильно делать, и попробуй только сказать что занимаются они ерундой.
Мне сложно представить двух садху-баба, которые сидят и ругаются, например, на тему травмобезопасности.
Ведь сам такое делал еще недавно. :)
Да, понятно, знаю эту кухню
. Скажем так, я и сам поварился в этом до Индии. Спорт я очень любил, я и сейчас его не считаю чем-то плохим, так же, как и все ребята, любил постучать по груше, поспаринговаться, понабивать кулаки, порастягиваться, и йогу сначала воспринял через все это. Собственно, история стандартная, как и у всех, может, со своими нюансами. Все эти шпагаты, мостики, випарита-шалабхасаны, пурна-матсьендрасаны, маюрасаны и прочие – все с огромным энтузиазмом делал и балдел от этого. А потом меня резко понесло совсем в другое, и вся эта энергия перенаправилась в пранаяму, мудры и т.д. И в Индии уже менялась мировоззренческая часть. Честно говоря, я считаю, что, несмотря на весь тот негатив, который связан у меня с постсоветским пространством, весь маразм 90-х сыграл особую роль, наверное, мои безумные поступки нужны были тогда, иначе я бы ничего так и не увидел. Знаете, по Индии можно ездить, можно читать умные книги, но все это может оказаться неправдой, можно посещать Индию и ничего о ней толком не узнать.
Очень интересно Вы написали что дхарма по сути везде одна, как-то я понимал конечно это, но у меня все таки ориентир был в сторону технического аспекта садханы. Теперь даже не знаю что и думать. :) Все таки аспекты эти есть и от них тоже никуда не деться.
Конечно, одна, они так и говорят: ислами-дхарма, исаи-дхарма и т.д., а техническая часть встроена в какую-то дхарму, в ее глубокое осознавание. Много можно привести примеров: например, тантрическая пуджа, где используются упачары, – это то, что в Индии делают, когда встречают гостей. Однако, если они могут призывать Божества в человеческое тело, в Кумари, в Гуру и т.д., то почему же мы не можем эту силу воспринимать и просто в общении? Я, конечно, понимаю, что у многих с трудом в голове укладывается даже просто призывание Божества в тело человека, тем более, восприятие всех своих активностей, внешних и внутренних, как связь с Божеством, это совсем что-то из ряда вон. Но это все есть. Это есть и у тех же буддистов, они же воспринимают всех людей как Деват в мандале, все эти Карма-мудры, Джняна, Маха-мудра – это Богиня, просто в разных состояниях. Подобное есть и в Кашмирском Шиваизме, и в Шривидье, только в КШ это Апара, Парапара и Пара, а в Шривидье это Стхула, Сукшма и Пара, хотя иногда и в шривидьевских источниках используются такие же термины, как и в КШ. Но вообще, это все надо рассматривать системно, как я считаю. Жаль, что мало хороших Гуру, кто это может хорошо объяснить.
Но раз Вы хорошо их понимаете, и можете их практиковать сами, живя на западе, то уверен сможете и нам объяснить, точнее тем кто достоин.
Могу, но достоин – это очень простое определение. Это не обязательно то, что я в прежнем объяснении привел описание уровней, и сейчас это все прочитают в инете и начнут об этом говорить, типа, и они тоже все знали, что это есть в Шривидье, и т.д.
Нет, все еще проще. Любая информация, даже самая необычная, может стать бесполезной. Я говорил уже, что даже Сатсанг – это фактически то же самое, что и пуджа. Можно и более широко взглянуть, связав со всеми активностями, как я и говорил уже. Однако что такое упасана? Упасана – это открытость ума, души, задействование своих психических ресурсов. А когда это возникает? Это возникает, когда есть недоверие или взаимное неуважение? – Думаю, что нет. Так что священность и дхарма – это свойство природы людей, у которых есть какие-то высокие ориентиры, которые, если сказать очень грубо, как люди не га...о. А если человек, допустим, просто как человек является моральным уродом, то никакая начитанность, никакая техника и даже никакое разглагольствование о праведности не раскроет в нем дхармичность. Это только определяется по его поступкам в отношении людей. Но, конечно, оклеветать, навесить ярлыков можно на кого угодно, например, я точно знаю, что моя совесть чиста, я никого не предал и не поступил ни с кем против своей совести, и даже мои оппоненты внутренне знают, что это так, хотя внешне и могут пускать другим пыль в глаза, что это не так, и сочинять туфту. Но дхарма – это, в первую очередь, внутренний процесс.
:) И все таки я считаю более разумно постигать это в аутентичных условиях, а уже потом пытаться адаптировать к своим реалиям. Ведь так и было в Вашем случае, верно?
Всякое было, я же тоже, как и все, родился в России (СССР), думаю, все понимают, что это за условия, хотя люди в основных своих качествах одинаковые. Но Традиции я стал серьезно учить уже после того, как окунулся в нее в Индии. Конечно, надо ее изучать беспристрастно, а потом уже думать, как ее нести в наши реалии.
Вы где-то писали на форуме что есть люди в Индии, к которым можно обратиться, вроде как могут чем-то помочь в плане наставлений. Правда кажется мне у них предвзятое отношение к нашим людям и не станут их всему учить.
Да, вы мыслите верно, предвзятое, но натхизм, тантризм – все же не ведизм. Конечно, ортодоксальными брахманами по рождению мы уже не станем в этой жизни, там они очень консервативны, ну и в ряде других Сампрадай. А в тантре – нормально. Однако вы упомянули и другую предвзятость, что они не воспринимают часто млечх всерьез. Я позволю себе описать то, как я это понимаю. Высшая пустота и Брахман есть в нас самих, он – мы сами и есть, он также есть везде: и в брахманах, и в млечхах, и в садху и в остальных. Тогда в чем же проблема? Проблема только в нас самих. Если эти Гуру увидят, что ваше сознание проникает в них, и, хотят они вас учить или нет, вы сами просто берете знание, им ничего не останется сделать, как отдать вам то, что не принадлежит никому или, скажем иначе, принадлежит всем. Знаете, иногда ученики бывают такие, что Учителя сочтут за честь для себя, что у него есть такой ученик. Если есть способность схватывать суть и у вас этого не отнять, то все реально.
Тем более с хинди у людей проблема, английский далеко не все освоить могут.
Можно и без хинди, но с хинди преимуществ намного больше, это несравнимо. Вы сразу сможете читать книги, читать мантры с оригинала, общаться и т.д. Это дает больше свободы в действиях и поисках.
Можно конечно пытаться это все осмысливать живя и в нашем социуме, но здесь лично я себя ощущаю белой вороной. Даже не знаю не бегство ли от себя, если уехать в Индию на время, или же шаг на встречу к себе? Ведь рано или поздно придётся все равно от всего отказаться. Такая непростая она, Дхарма.
Вы знаете, я про Индию сказок не рассказываю, в отличие от "ученых" в России, поэтому прислушаться ко мне стоит и потом ехать и общаться там с разными Гуру. Мне недавно ученик рассказал, что его друг был на лекции одного йога и тот сказал, что, дескать. в Индии все крупные Гуру аскетичные и отрешенные, у них нет счетов в банках и они держат обет бедности. И именно такие – не бакшишисты. Я же говорю, это бред сивой кобылы, человек явно рассказывает не то, что сам видел. Как раз больше всего, по моему опыту, тех, кто думает о деньгах, это нищие, в том числе и садху. Средний класс Гуру, которые имеют средней солидности храмы, тоже могут стремиться к выкачиванию денег, связей (опять же ради денег), но немного реже и не так откровенно, как нищие. И те богатые Свами, которые тайно спят с женщинами, к примеру, главы крупных матхов, они как раз реже падки на секс и не пристают к женщинам так откровенно, как "аскеты", те, кто о "брахмачарье" и моральности говорят слишком много, последние, как правило, и оказываются самыми озабоченными. Я в России наблюдал одного гея, много критикующего тех свами, которые "спят с бабами", так что все эти явления, когда что-то "слишком", всегда оказываются нездоровыми. То же самое применимо к тому, когда какие-то Гуру говорят о том, каким "злом являются деньги": если слишком много и с неровным дыханием человек про это говорит, то ждите – скоро он начнет просить деньги на строительство "нового храма" и т.д. Так что об Индии многие теоретики говорят часто бред. Реально там есть две категории отрешенных Гуру, или садху: первая категория – это та, о которой на первых порах я предлагаю вообще не думать и не ждать, что именно с такой повстречаетесь, к ней относятся мудрецы, которые всей душой и телом обожают предельно простой образ жизни и которые приняли его не потому, что жизнь заставила, а потому что это мудрые люди. Вторая категория – это Джагад Гуру, крупные Махамандалешвары, которые купаются в роскоши, как правило, многие из них еще бывают и солидными политиками, с женщинами у них тоже проблем не бывает, всего этого у них в избытке, но внешне они все же соблюдают этикет и нормы. Представители этой категория крайне редко будут домогаться иностранок или разводить через интриги на деньги, потому что у них и так все есть, и за свой статус и положение они держатся крепко, и менять это на то, что больше принесет геморроя, чем выгоды, они вряд ли станут. Но это если действительно Гуру богатых матхов, а не средний класс и не "немножко богатенькие". Все, что посередине, а таких, конечно же, большинство, от нищих до Гуру средних матхов и чуть выше, – это все та среда, где можно ожидать чего угодно. А от нищих особенно. Почему я не советую ориентироваться на нищих мудрецов? Они такая редкость, что глупо полагать, что они вообще большинству людей встретятся. Если их сравнивать, например, с православными схимниками, то в большой схиме монахи вообще ни с кем не общаются, в Индии не всегда это так, но тоже, если это отрешенный и живущий подальше от суеты йогин, то это именно так и не иначе. Он потому и свалил подальше от шума и гама, частью которого являются йога-шалы и т.п., чтобы никого не видеть и не слышать. И делают они это не чтобы заинтриговать, типа, "посмотрите на меня, как я ушел от вас", нет, это реально редкая категория, и вряд ли она большинству просто так повстречается.
На самом деле, там со всеми надо быть осторожным, если чувствуете, что Учитель специально пытается "прощупать" количество денег в вашем кошельке. Сначала может говорить, что ему ничего не надо, а потом постепенно начинает высасывать из вас все. Или если говорит про одну сумму, а потом выясняется что надо больше и больше..., то тут надо смотреть по обстоятельствам. Если у него есть какие-то ценные наработки и знания, и он ими делится не скупясь, и вам это реально надо, то можно аккуратно поторговаться. Просто в процессе обмена давать ему понять его цену, и чтобы не завышал, так как подобных ему в Индии полно. Но воспринимать таких как Садгуру, да и для дикши тоже, вряд ли есть смысл. Иначе рано или поздно он может вам сделать какую-нибудь гадость, особенно если поймет, что все пути разошлись и больше доить вас ему не светит. Такое часто бывает: некто может вас научить одному (скажем, бхута-шуддхи), а все, что вы получили от других Учителей, более достойных, приписать себе. Такие "преты" в телах учителей, зная, что больше денег вы им не дадите, как голодные и прикормленные духи, пытаются хоть как-то еще вас поиметь. Или есть такие, которые изначально знают, что оно так может закончиться и вы рано или поздно, зная их жадность, уйдете от них, по-тихому могут начать присасываться к вашим знакомым, друзьям и использовать их параллельно, еще до расставания с вами начать располагать их к себе. Сейчас, когда есть интернет, все стало еще проще.
Что хотелось бы отдельно сказать: в оплате за обучение нет ничего плохого, и деньги – это не зло и не добро, они просто каждого показывают таким, какой он есть, только и всего. Так устроена человеческая природа, что если человек ничем не жертвовал, каким-то служением, потраченным временем или силами, то он ничего и не получит. В Индии все же есть Гуру и садху, у которых есть чистые мотивации и высокая реализация в чистоте. Но кого мы притянем, будет зависеть от нас. Если вы хотите делать бизнес, вам подведут соответствующих людей, если хотите для себя – подведут других. Если вы чувствуете, что вас разводят, а разводить могут те, кто даже развили сиддхи, то церемониться не стоит долго, лучше общение обрубать сразу. В Индии полно Гуру: если обжегся об нечистоплотного человека - не проблема, спокойно оставляешь и ищешь то, что тебе на самом деле нужно. Всякое бывает, к такому раскладу надо быть готовым.
Вот то, что я могу сказать по поводу поездок в Индию и обучения там, если коротко и для начала.
Иногда там также приходится отзеркаливать ушляков и проявлять разные формы хитрости. Это минимальная подготовка для "духовного спецназа".