Гуру джи, хочу спросить по поводу постов в какие то праздничные дни, или по луне как например у вайшнавов в экадиши?
Многие праздники в Индии в основном носят религиозный характер, при этом они все имеют строгие соответствия с астрологией. А индийская астрология, в отличие от западной, больше ориентирована на Луну. Постятся обычно именно в эти праздничные дни, когда делают ту или иную упасану (почитание соответствующего Божества или его аспектов). Почитание Божества есть определенная форма медитации, в которой у йога, в зависимости от уровня погружения в нее, минимизируются жизненные функции сами по себе: частота дыхания (уравновешивается прана и апана) и т.д. Питание – также один из жизненных инстинктов. В самадхи, например, йог естественным образом может долго не питаться и не дышать, но это если функции сами по себе смолкают, однако есть путь к самадхи и более искусственный, через посты и разные враты. Одним словом, пост помогает погрузиться в реальность божественного, поэтому обычно в Индии посты проводятся в благоприятные дни, имеющие разные религиозные значения. Это могут разные быть дни, в зависимости от того, какое Божество почитается, может быть один день или два, как в Ганеша-чатуртхи, Шиваратри и т.п., а могут быть и более длительные периоды, такие как Наваратри (10 дней). Бывают посты в виде легкой пищи, бывают только на воде, есть и те, которые постятся, не принимая даже воду. Но, конечно, в этом нужна золотая середина: подвижничество в виде определенного усилия полезно, но не в виде насилия, так как в насилии над собой может присутствовать мирской эгоизм, и иногда в таких случаях может быть вред для здоровья. Если аскеза ведет к высшему "адхьятмика", с реализацией сахаджи она правильная и благоприятная. Это если в общем.