Уважаемый Матсьендранатх! Вот наконец-то решился Вам написать. Я здесь новичок и не знаю многих предписаний при обращении к Вам. Я не вхожу в традицию натхов, но эта тема меня интересна. Если о себе, то я более 20 лет был последователем ИСКСОН и прошел путь от неофита до "брахмана", служил в храме г. Риги (где я живу), был пуджари при алтаре Гаура Нитай, читал лекции по Бхагавад-Гите и Шримад Бхагаватам и т.п. Кроме этого параллельно изучал аюрведу и относился к этому с полной отдачей. Много учился и стал преподавать ее с 1997г. и проводить консультации по вопросам здоровья и лечения. Сейчас только консультирую. Но это не так важно. Меня заставило Вам написать многолетнее осознание духовного тупика и неудовлетворенности. Я разочаровался в ИСКСОНе уже давно, после того, как мой духовный учитель Харикеша Свами Шри Вишнупад снял с себя сан саньяси и покинул ИСКСОН из-за невозможности пребывать в этом "болоте". Его стали преследовать и травить вибхути (наркотиком) еще в бытность главой ДЖИ БИ СИ. А когда он покинул ИСКСОН, то пытались его физически устранить. Не буду утомлять подробностями, хотя это фантастическая и детективная история. Опять я уклонился. Да, я потерял основу и перестал соблюдать садхану, не служу Божествам, не соблюдаю принципы и это не исключение из правил, так как это случилось со многими. Я никогда не принимал многие суждения Ш. П. в комментариях к Б,Г.и Ш,Б, Особенно меня не удовлетворяло суждение в принижении Господа Шивы по отношению к Вишну. Я был убежден,что это одна Личность, но разные формы, а не простокваша и молоко, как он выразился. И Шива стал для меня очень близок и я стал повторять его панча-мантру без посвящения в нее. Простите меня за многословие, но накопилось и некуда вылить свои мысли. Если Вы будете так добры и милостивы, то мне хотелось с Вами поддерживать связь. Я долго не мог решиться на это. Мне нужна помощь, чтобы не опуститься ниже. С уважением Сергей или Шашинакха дас.
Уважаемый Шашинакха дас, видите ли, ваш опыт вполне нормален. Я сразу хочу сказать, что я не заинтересован в перетаскивании последователей ИСККОНа к себе. Хотите верьте, хотите нет, но нет ни малейшего желания заниматься такого рода прозелитизмом. Да, немного в курсе относительно Свами Вишнупада, его критикуют за то, что он женился, а потом расстался с женщиной, которую рассматривал как свою Шакти. Буду с вами откровенен по ряду моментов, я не вижу в этом никакой трагедии, да хоть сотни женщин пусть сменит. Я не думаю, что это повод считать его Учителем с низкой реализацией. Никто не может знать какие-то тонкости в его отношениях, потому что это все равно не осветит ни он, ни эта женщина (так как она, естественно, недовольна и будет выдавать свои версии, скорее всего, с поклепами). Никто не знает, какие у него отношения с Божеством. Я понимаю, что корпорация недовольна. У меня есть свое мнение относительно того, почему происходят развалы организаций, если кратко, то это крайности или в виде неадекватного копирования Индии, или же когда случается совсем явный хаос.
Что я вам могу сказать: вы должны понимать настоящие причины, почему происходят те или иные вещи. ИСККОН – корпорация, эта организация стала известной, а раз вы к ней себя причисляете, то вы пользуетесь ее известностью, это бонус, который многие используют. Но за все надо платить, у таких организаций есть и большие минусы. Например, отсутствие широких возможностей в использовании огромного арсенала подходов, которые есть в индуизме. Корпорации имеют свою марку: если это KFC, Burger King, MacDonald's и др., то там будет еда определенного типа, также на это все есть у кого-то свои права, права на буддизм (право распространять традицию, быть дистрибьютором), так же, например, как есть владельцы Apple или Samsung и др. Если вы заделаетесь хорошим другом и тем, кто доказал личную преданность владельцу этой организации, может быть, с вами серьезно и поговорят «о жизни и подлинной духовности». Это непросто, потому что такая корпорация требует вас целиком. И я их понимаю очень хорошо, так как сам возглавляю пусть и не совсем такую масштабную, но все же организацию. Вы должны четко понять: вам надо изо всех сил в такой организации выбиваться в номенклатуру – или оставить это дело с Богом. Стать номенклатурой реально, если вы искренне чувствуете и верите в это, что вам интересно этим жить, что через это реально развиться. Вы можете поехать в Индию, найти себе персонального Гуру, это тоже реально; если он еще не избалован толпами иностранцев и не начал набивать себе цену, то шансы у вас есть. В Индии все значительно проще, так как там все могут быть Гуру, Индия более хаотичная и не настолько подвержена монополизму на «Традицию», но там вас могут ждать другие проблемы. Во-первых, нужно реально развивать в себе силу, чистоту, чтобы другие видели вашу силу и харизму. Также местечковые Гуру могут быть какими угодно, могут быть очень редкими и чистыми людьми, но могут быть и материалистами, украшенными духовными декорациями. Этот путь тоже сложен, так как может пройти время, прежде чем вы сможете из тысяч выбрать достойного Гуру. Редко бывает так, что это происходит сразу. Все мы хорошо знаем, что далеко не всегда человек достоин искреннего принятия только потому, что у него есть сиддхи или какие-то ценные знания. Знание – это оружие: то, что Северная Корея имеет ядерное оружие, совсем не означает, что Южная этому рада и восхищена. То же самое и с людьми: если кто-то имеет развитый интеллект, сиддхи, это не означает, что вам лично это пойдет на благо. Этот человек для вас лично может оказаться куда более вредительским, чем невежественный человек, но безобидный. Многие восхищаются знатоками санскрита, способными провести ритуалы, но это глупо. Это совсем не говорит о чистоте этих знатоков, что они духовно благоприятны для многих. Напротив, они могут быть страшной духовной инфекцией и вредителями для людей. Потому это огромная проблема встретить гармоничного человека, у кого и знаний достаточно, и кто как человек хотя бы не моральный урод (это как минимум). Чаще всего встречаются или безобидные люди, не имеющие знаний, или же со знаниями, но полная гниль как люди. Опять же, это если в общих чертах; на самом деле безобидный может иметь в зачатке негативные санскары и выжидать удобного момента, после того как вотрется к вам в доверие, а потом покажет, к какой категории он на самом деле относится. Это сложный путь, так что подумайте, стоит ли вам оставлять гламурненькую и «саттвичную» лицемерность, которая порой встречается в ИСККОН, и идти в мир хаоса, полного жестокости и прочего «добра», хотя и с большой свободой, за которую надо бороться и уметь всегда себя защитить.
Проблемы есть везде, в любой сампрадае; если вы поедете в Индию к натхам, там тоже можно встретить материалистов, которым садхана мало интересна. Я вообще пришел к выводу, что надо думать о том, что собой являет та или иная личность, в первую очередь. Сампрадая, конечно, важна, но важно, чтобы ее донес тот, кто в ней реализовал себя как глубокий садхака. Потому и в натхизме, и в других сампрадаях надо следовать только за достойными. Я и в ИСККОН видел замечательных людей, но если честно, то крайне мало, большинство же испорчены ханжеством, и это, кажется, сидит прочной санскарой. Может быть, я неправ, и это у меня сложились такие впечатления из общения с большинством его представителей. Правда, в последние годы они стали более лояльны к йоге, к тантризму, вообще к другим сампрадаям. Что касается «Шива – полубог», ну, это и смешно и нелепо. Да, и если честно, это надо умудриться в Гите, где фактически каждая глава повествует о йоге, прославляя ее, опустить йогу так низко, как это сделал Свами Прабхупада в отношении его направления. Я не согласен со многим в его переводах и трактовках.
Тема интересная, ее можно продолжать, так как много в ней сторон, которые никто осознавать не хочет. Я видел в этой организации адекватных и этичных людей, например, когда был с сатсангом в Днепропетровске и посещал храм Кришны, там один из их бхакт повесил мне гирлянду. Это все-таки значительно лучше, чем то, что я наблюдал в среде некоторых «йогов», те так вообще имеют помесь санскар претов и пишачей. В Австралии вайшнавы также вели себя очень этично и уважительно. Я встречал интересных бакт в Бангладеш и Европе. Традиция сама по себе интересная, с парампарой и историей, хотя натховская древнее и разнообразнее. Конечно, при всем уважении к этой организации и ее лидерам (как хорошим организаторам и общественным деятелям), у меня иное мнение по многим пунктам. Например, относительно трактовки Деват, относительно регулирующих принципов и т.д.