Извините, но еще один вопрос. Я просто забыл его задать Вам. Можете ли Вы разъяснить суть и влияние Шабар мантры и, в частности, биджа шабар мантры? Правда ли, что ее можно повторять только избранным и посвященным? Спасибо
Есть разные категории мантр: те, в которых преобладают ведические влияния, и те, в которых нет. Одна категория – это ведические, для них нужен брахманский профессионализм, там свои небольшие тонкости грамматики, и, главное, там особые свары (звуковые тона). Другая категория – пуранические мантры, они были разработаны для людей, у которых нет брахманской квалификации и посвящения, потому многие пуранические мантры могут использоваться простыми людьми в Индии. Тантрические мантры – это другая категория мантр, хотя сами тантры говорят, что это легкие мантры, предназначенные для всех независимо от их варны или вообще для тех, кто вне варн, что это мантры для людей Кали-юги, но реально профессиональная категория тантриков – это редкое явление. Тантра делится также на две категории: где используются санскритские мантры и где используется смешанный язык. Смешанный язык – это шабар-мантры. Что это такое, грамотно описать непросто, потому что большинство дает информацию примитивную, возможно, необходимо серьезное исследование на эту тему, которое в английской среде пока еще так никто и не сделал. Есть много ошибочной и спорной информации, которая распространилась по тем или иным причинам. Я откорректирую немного данный предмет.
В Индии издревле существовала категория отшельников: шрамана, муни, также в Ведах упоминаются разные аскеты, которые удалялись из социума, они были заросшие и вели дикий образ жизни (если рассматривать с точки зрения социальных людей). Они изначально не ориентировались на правритти, карма-канду и джняну, если ее понимать как профессиональное изучение ведических или, позднее, ведантических текстов. Они практиковали безмолвие и созерцательные методы. Из этой группы позже и появились йоги. Эти святые использовали обычный разговорный язык, но так как они были "люди другого измерения", то их речи были абстрактные, кроме того, среди них было много пилигримов, в результате чего их язык смешивался. Для многих обычных людей, ведущих социальный, оседлый образ жизни, они были непонятны, потому их именовали дикими, ассоциировали с племенами, которые живут в удалении от социума, Шабарами. Хотя, на самом деле, вряд ли их можно идентифицировать. Есть и другие версии: например, считают, что был некий махасиддха Шабарнатх, в честь которого и назвали Шабар-мантры, существует также масса других версий. Так вот, эти йогины ориентировались на знание, полученное напрямую в самадхи, они на простом языке составляли молитвы, обращенные к Богу или Богам. Эта категория людей называлась "йогами" или "сиддхами", и простые люди приходили к ним за благословениями и советами. Примерно так же, как в западной традиции, например в христианстве, есть святые, к которым обращаются последователи христианства для исцеления от болезней и т.д. То же самое, судя по всему, произошло и в Индии. Это действительно были, и есть по сей день, очень могущественные подвижники, потому их силу и благословение используют многие обыватели. Но простые люди – это та категория, которая живет мирской жизнью, их не интересует изучение санскрита, сложных ритуалов, метафизика и т.д. Тем не менее, эти люди хотят решать свои проблемы через какую-то сильную энергию. Так они стали использовать имена этих святых, натхов, агхори и т.д. Постепенно произошло, на мой взгляд, следующее: используя имена натхов, их простой язык, обыватели стали постепенно создавать свои мантры на основе того, что они получили от святых, и фактически когда эта тенденция стала массовой и популярной, тогда и возникла Шабар-тантра. Однако сейчас многие автоматически все шабар-мантры соотносят с натхами, по ошибке с ними стали ассоциировать и колдовство, и эта народная Шабар-тантра стала ассоциироваться с натхами, хотя изначально это было не так. Безусловно, вы можете встретить какой-то небольшой процент мантр, связанных с абхичарой, они составлялись теми или иными сиддхами, но это не многочисленные тексты, среди ранних текстов их единицы. Зато среди поздних книг по Шабар-мантрам их очень много, и они уже с натхами напрямую никак не связаны.
Шабар-мантры, которые связаны с абхичарой, появились и стали популярными по следующим причинам:
1) Тогда простые люди не хотели изучать санскрит и санскритские мантры, пуджи и т.д.
2) Потому что простые люди имеют также и простые желания.
3) Проще обратиться к какому-то авторитету, сиддхе, используя его наработанную силу, через почитание его, выражение уважения ему, чем самому стать им.
Шабар-мантры составлены на смешанных языках и диалектах, но они все равно в основном встречаются на хинди, соответственно, на основе пракритов, которые вышли из санскрита. Наиболее древние шабар-мантры также были санскритизированы, потому что это были не колдовские мантры и составлялись в виде молитв, дхьян, песен (дох) и т.д. Их составляли сиддхи, которые, конечно, использовали санскритские термины. Но санскритские термины могут быть разные, на санскрите ведь есть артха-шастры, кама-шастры, дханур-шастры и др. Йоги же и сиддхи в основном брали термины, которые соответствуют их тематике. Это термины, связанные с адхьятмика, духовной тематикой. Этой терминологией они и санскритизировали мантры со смешанными языками. В поздних "народных" шабар-мантрах вы можете встретить вещи достаточно странные, например речи типа: "Если ты, Хануман, не поможешь в остановке моего врага силой моей бхакти в отношении махасиддхи......., ты потеряешь почитаемость, я приказываю тебе, выполни......" . Однако вот такие вещи вы не встретите в ранних молитвах натхов, и в нынешних тоже, они встречаются именно среди колдовской Шабар-тантры. Я думаю, что эти концепции, конечно, могут иметь свою основу в том, что, например, в народе было такое поверие, что многие йогины и святые даже превосходили силы многих богов, в том же тантрическом буддизме просветленные сиддхи, бодхисаттвы, считаются выше богов. Вероятно, сиддхи ваджраяны и натхи имели сильную связь, и я могу предположить, что с тех времен эта концепция могла оказать вляние на умы людей, отсюда и ее отражение в колдовских шабар-мантрах. Хотя теоретически многие мантры были получены разными риши (провидцами), потому идея почитания риши и того, что они принесли многие мантры, достаточно древняя. В обычной же тантре, в йогических линиях, все-таки почитание божества и следование его воле всегда ставится в основу всей практики. У натхов это так же, это причина, по которой я все-таки вижу большое отличие относящихся к натхам шабар-мантр как молитв божеству и тех шабар-мантр, что ассоциируют с колдовством и которые относятся к простым людям. Я бы все-таки в отличии от многих, причем даже не совсем понимающих тему индийцев, тем более западных людей, разделял бы эти две категории шабар-мантр.
Нужны ли посвящения в шабар-мантры? Как и во всех системах, да. Потому что надо понимать, что вы читаете. Идеально, чтобы некоторые шабар-мантры, составленные на языке, который полон символизма, передал и объяснил достойный Гуру. Насчет "биджа-шабар мантр", конечно, если вы такое скажете большинству индусов-непрофессионалов, они ответят, что в шабар-мантрах этого нет. Но в Индии, как и везде, много людей, кто не в теме, поэтому важно строить основные ориентиры только на объяснении людей, хорошо знающих тему. В России же за все время я не встречал специалистов в данной области, за исклчением некоторых моих учеников, с кем мы эту тему уже обсуждали. Потому я не думаю, что кто-то может дать правильную информацию. Так, например, иногда вы в шабар-мантрах можете встретить мантру в виде текста, но она называется "биджа-мантра", конечно, с точки зрения санскритской грамматики это можно было бы определить как полный абсурд. Однако я бы не спешил так просто давать окончательные определения. В шабар-мантрах нет вообще акцента на таких вещах, как биджа, девата, размер, килака и т.д., их вообще невозможно рассматривать по таким критериям. Можно ли текст назвать биджей и если да, то почему? Я приведу следующие примеры: в некоторых текстах йоги иногда пранаямы называют "сагарбха", то есть пранаяма, где есть биджа-мантра. В тантре же есть мантры, которые называют "гарбха-мантрами", мантры текстовые, т.е. гарбха – это зародыш, который потом во что-то вырастает. Гарбха-мантра – это мантра потенциала, которая фактически работает по схожей схеме, как и биджа, или по такой же схеме работают кутакшары, это мантры, которые могут иметь много слогов (бидж), что собраны в одну биджу. С одной стороны, это одна биджа, но фактически она состоит из нескольких. Поэтому, конечно, по схожей схеме текстовые шабар-мантры иногда называют "биджа-мантрами", но это не те биджи, которые существуют в привычном для всех виде, это мантры с потенциалом, оттого их и называют биджи.
Эта тема слишком широка и многомерна, я коснулся только вершины айсберга, как минимум это должна быть солидная статья, а по-хорошему, объемный исследовательский труд. Я же лишь наметил основные ориентиры для понимания предмета.