1. Расскажите пожалуйста про форму Дхармы, который сопровождает людей в их духовных поисках! Есть ли связь с формами вахан почитаемых деват и какая связь с самими деватами?
Сначала надо понять основное определение слова "Дхарма", оно означает то, что поддерживает (созидает). Однако в Индии это слово понимают часто как "религия", "социальные законы", "моральные законы", "законы мироздания", "праведность". Индийская традиция отличается от западной, на мой взгляд, тем, что там религиозностью пронизано все – от общего мировоззрения до самого примитивного быта. Потому для них духовность – это и есть сама жизнь. Поэтому, если сказать проще, дхармичный человек – это тот, кто живет в гармонии с самыми разными законами, которые объединяются под общим понятием "высшее". Следуя таким законам и будучи во многих отношениях адекватным, в свою очередь эти законы поддерживают тебя духовно, ментально и даже физически. Поэтому Дхарма очень важна для того, кто идет путем йоги.
Есть ли связь с формами вахан почитаемых деват и какая связь с самими деватами?
Они символизируют качества тех или иных Деват, например, мышь – вахана Ганеши – символизирует сноровку и способность все находить, это важно для получения знания, для достижения успеха. Раджараджешвари ездит на льве, лев – символ царственности и т.д. В пуджах иногда вместе с самими Деватами вначале почитаются и их ваханы.
2. Практикуете ли Вы асаны и пранаямы ежедневно, если делаете перерывы?
Смотрите: Патанджали, Горакшанатх и многие другие описывали йогу как восьмичастную практику или даже шестичастную. Не существует просто йоги из асан и пранаям, это современное ложное представление, порожденное коммерцией и отсутствием духовной мотивации людей. Все асаны и пранаямы должны вести к дхьяне, иначе они не есть практика йоги. Пранаяма соединяет жизненную силу (которая больше всего проявляется через инстинкт дыхания) с сознанием, и именно тогда сознание становится восприимчивым. Сознание и дыхание взаимосвязаны. Если вы будете глубоко практиковать дхьяну, то дыхание само будет замедляться, и пранаяма сама произойдет. Также если вы способны глубоко пребывать в дхьяне, то смолкает не только дыхание, но и тело замирает, тогда вы спонтанно принимаете совершенную асану. Я могу свободно три часа сидеть в одной асане, я и в лотосе могу сидеть столько. Потому у меня нет серьезной потребности делать много асан. Однако если вам дхьяна дается нелегко, то вам нужно больше делать асан и техник пранаямы. У каждого практика свои уровни и акценты в практике, а также понимание йоги.
Как совмещать комплексы асан и длительное сидение в одной асане, например, для джапы?
Сложный вопрос для форума: наверное, самое простое, что можно сказать, это "слушать себя", потребности своего физического тела, и "тонкого тела" также. Все зависит и от того, какой у вас образ жизни в целом, как ваша психофизика отображает ваши внешние активности. В соответствии с этим можно также определиться, сколько вы можете в день повторять мантру, а мантра, кстати, способна очищать ум, что также отражается на пране и на теле. Вы можете через какое-то время даже увидеть, как улучшение уровня практики мантры влияет на способность долго находиться в одной асане, ведь мантра-йога – это йога тоже.
Компенсирует ли пранаяма внутренний огонь от асан или спасение только пить воду литрами?
Нет, пить много воды тоже не стоит – столько, сколько надо вашему организму в тот или иной момент времени. Я думаю, огонь компенсирует хорошо созерцание, успокаивающее энергоструктуру и дающее тишину, отдых ума (вишранти).
Выше задавал вопрос по поводу странного эффекта от комплекса асан, составленного Вами. Был взрывной всплеск самскар, потихоньку все стабилизируется. Комплекс очень мощный!
Вы знаете, я много разрабатывал методов на основе Тантр и йога-шастр, этот комплекс почему-то мои ученики один раз выложили в сеть, многие сразу от него ощутили изменения. Хотя я это составлял для себя лично. А потом, когда он стал уже гулять по сети, мы решили его оставить. Для массовой публикации, конечно, хотелось бы больше моих комментариев, но в одной из тем я написал, что выкладывать массово все секретные подходы – это слишком....... На самом деле, традиционно комплексов из асан не существовало, я это озвучил уже давно, но что поделаешь, когда почти нет таких учеников, кто может развиваться по классической индийской схеме. Не готовы просто. Поэтому приходится идти на всякие попытки "подтянуть" людей к сути йогического пути, чтобы адепт мог стать на нем уверенно на ноги. Для этого нужно терпение, стабильность, самоконтроль и др.
Ваша просветительная работа по распространению знания бесценна!
Спасибо за хорошие вопросы, наш диалог, думаю, многим дает пищу для размышлений и поисков.