Поздравляю всех с Гупта-Наваратри!
И отвечаю на вопросы.
Гуруджи, здравствуйте.:) Простите пожалуйста, что беспокою Вас. Читаю «Акулавира –тантру», застопорилась конкретно на 56 шлоке. Медитация над ней, не уверена, что дала правильный ответ, поэтому обращаюсь за Вашей помощью.
Шлока звучит так: «Есть два вида пути Кулы: искусственный (также ложный) и естественный (сахаджа). Тот, который связан с пробуждение кундалини- есть искусственный, а естественный –пребывание в самарасе.
Оригинал шлоки:
kaulamārge dvayo santi kṛtakā sahajā tathā |
kuṇḍalī kṛtakā j.eyā sahajā samarase sthitā ||
Да, термин कृतक kr̥taka переводится как "неестественный", "неспонтанный", "искусственный", а सहजा - "с тем", "вместе" (सह saha), что является врожденным (जा/jā). Если привести более грубый пример, в Аюрведе есть пракрити (то, что дано от природы, что естественно) и есть викрити (то, что изменилось). Я думаю, возможно, по этой причине вайшнава-сахаджиев оппоненты прозвали пракрита-сахаджии, и на английский и др. языки перевели как "имитаторы", хотя термин означает не имитацию, а, наоборот, естество. Точно так же, как слово "майя" можно перевести как "иллюзия", а можно как "то, что измеряемо". Иногда Богиню называют Махамая, но не всегда это означает именно иллюзию, хотя она может быть и иллюзией. Такое есть везде, даже в христианстве: иногда они говорят, что Бог очень милосерден, а иногда – что он наказывает и очень суров. Т.е. Бог может быть каким угодно для нас, это зависит от нас также. То же самое с Кундалини, о ней слишком много на вид противоречивой информации, но это условные противоречия. Например, если Кундалини понимать как вселенскую Шакти, как Шакти, ведущую к Шиве и дарующую мукти, или же как нераздельную с Шивой, то нет ничего плохого в том, что мы ее обожествляем, наоборот, это необходимо. Но Кундалини можно воспринимать как Майю, в форме иллюзии, потому некоторые тексты говорят о пробуждении ее силой, через аскетизм, асаны, пранаяму и т.п., в этом тоже нет ничего плохого, низшую природу реальности мы избегаем, а высшую почитаем и следуем ей.
Однако основной смысл данной шлоки в том, что есть путь трансформации и есть прямой путь. Трансформацией занимается тантра (тантра-пракрия), а прямой путь – это просто присутствие в высшей реальности, вплоть до отсутствия попыток быть в ней. Основная идея в том, что нам незачем обретать то, что для нас является врожденным, попытка это приобрести в каком-то смысле даже абсурдна. Хотя "Акулавира-тантра" описывает ориентиры, которым следует сахаджий, в мире слишком много порождено лишнего и ненужного, согласно пути сахаджия, потому большинству сложно себе представить, как можно "практиковать, ничего не делая". Учителям, которым не интересно учить и даже самим следовать сущности йоги, нужно давать что-то "ученикам", надо их чем-то занять, чтобы они думали, что они развиваются, что с ними что-то происходит. Никто никому не верит, "ученик" приходит и говорит: "Я вас как Гуру пришел испытывать, прошу меня любить и жаловать, ибо я вам не верю". Учителя говорят: "Это я тебя должен испытывать как подходящего ученика, кто тебя убедил, что ты испытующий, а не испытуемый?". И это еще в лучшем случае, когда разговор сразу все делает понятным, стоит вам дальше общаться или нет, потому что так хоть никто много времени не потеряет. В большинстве же случаев все учителя боятся потерять паству, прихожан на йога-классы, так как рухнет бизнес, поэтому они придумывают техники, все больше и больше, которые оторваны от главных ориентиров йоги. Основные ориентиры для тантрической йоги – это самасатва или Алакх Ниранджан.
Ориентир текста "Акулавира-тантра" находится в самом названии: "Акула" – это запредельная реальность, Парамашива, а "вира" – это тот, кто следует вамамарге, или каула-марге, которая предлагает очень гибкий подход во внешней реальности. Запредельность – это основа, благодаря которой вы способны не увязнуть в играх и иллюзиях, связанных с гибкостью своего поведения, но чтобы представления о пустоте не стали представлениями обитателя психической лечебницы, для этого социум и мир, как проявление Шакти, тестирует и корректирует правильность вашего опыта пустоты и ориентиров на нее. Оттого необходимо, чтобы две реальности помогали друг другу в вашем пути, делая его совершенным, – как пустотная, так и реальность полноты, йоги и тантры.