Уважаемый teskatilpoka.
Для меня авторитетны только священные тексты и комментарии на них соответствующих Гуру, однако желательно, чтобы Гуру лично давал их интерпретацию. В связи с этим, с книгами ситуация непроста, книги не способны видеть людей, поэтому польза от них хоть и есть, но не для всех и не всегда та, которая актуальна. Поэтому мне проще сказать "своими" словами. Материальное и духовное – это как Шакти и Шива, они неразделимы. Конечно, плоды не принадлежат деятелю, если только этот деятель не есть сам Бог. Однако духовная практика позволяет осознать присутствие Бога во всех своих действиях, ведь согласно многим источникам Он – всеприсутствующий. Иногда у нас получается видеть высшее в этой реальности, эти моменты чистоты и просвета бывают почти у всех людей. Путь йогина заключается в том, чтобы сделать осознание этой чистоты постоянным, это и есть реализация, которую мы называем дживанмукти. Если сказать в общем, то небытие и бытие есть одна завершенная реальность, если не было бы одного, то мы не имели бы возможности говорить о противоположном. Одно распознается за счет противоположного, следовательно, Истина находится в осознании абсолютно всего, что только возможно, только такое сознание может считаться самым совершенным. Соответственно, мы не можем ни отрицать материальное, ни становиться черезмерно зависимым от него; если не будет грешников, то не будет и святых. Святые обязаны своим существованием грешникам. Но вся эта картина характерна всегда тем, что каждый имеет право занять в ней то место, которое он выбрал сам, люди сами выбирают свою судьбу или по невежеству, или по совершенному знанию. Даже те, кто страдают, – это их личный и самый искренний выбор. Например, человек лежит в больнице и ему нравится, что ему носят еду, о нем заботятся, а он ничего не делает, хотя публично он может жаловаться, что его жизнь плохая. Но кто знает, может, он не показывает свою удовлетворенность другим, он видит в этом свои преимущества. Человек может ругать свое государство, но он никогда не решится иммигрировать в другое, более "благоприятное", потому что знает, что это может быть сопряжено с крайне суровыми испытаниями, легче "плакать" и жаловаться на свой выбор. Он также не хочет развиваться и там, где он находится, потому что долю быть жалким и слабым он может считать выгодной. Ты ничего не делаешь и надеешься на жалость и понимание от других, оправдываешь свою долю тем, что так тоже с какой-то точки зрения можно и что это неплохо. Потому все всегда делают тот выбор, которого по-настоящему достойны. Следовательно, в мире нет ничего неправильного, если посмотреть на все широко и глубоко. Даже самая последняя ложь тоже есть истина, ибо сатья от корня "сат" (то, что существует). Все, что существует, надо осознавать, чтобы пребывать в Истине, абсолютно все, а не только то, что нам нравится. Нравится и не нравится – это есть рага и двеша.
Относительно Брахма-сампрадаи, насколько я знаю, она существует вполне независимо в Индии от Гаудия вайшнавизма Чайтаньи. Я не вижу ничего плохого во всех этих течениях, однако там, как и везде, непросто найти Гуру сиддха-пурушу. Многое из того, что можно встретить в сампрадаях, понимать буквально может быть опасно. Например, тот же Прабхупада критиковал йогу, но надо же понимать, что́ за йогу он критиковал и почему. Если это та йога, которая являет собой беспросветный материализм, где одна сплошная война за мелкую власть и деньги, за дешевое счастье раба над другими рабами, то он прав. Но он же не рассказал о йоге полноценно, как и о буддизме и многих других традициях. Такое можно встретить во многих сампрадаях, и очень важно не превращаться в "бессознательные овощи", пусть и "традиционные". Во всех сампрадаях всегда были сиддхи и были бездумные на уровне сознания роботы. Сампрадая нужна только тогда, когда она развивает, а для этого надо искать такое развитие и тех, кто его способен пробудить в вас. Если мы родились в христианской стране и крещены с рождения, разве это означает, что все эти крещеные подобны Серафиму Саровскому? Но формально все, кто крещены, ведь в Традиции, в которой есть место и подлецам, людям, использующим религию в разных низменных целях. Многие думают, что Индия или какая-либо другая страна должны в этом плане быть исключением, но это далеко не так. Об этом полезно помнить всегда. Практик в традиции подобен искателю драгоценных камней, в грязи он их находит, очищает, полирует и делает пригодными для больших задач. Это то, как я отношусь ко всем традициям, в которых есть очень много всего.