Намаскар, Ума!
Уважаемый Гуруджи! Не могли бы Вы прояснить такой вопрос. Если я правильно понимаю, левая сторона тела связывается с Луной, семенем, сознанием и Шивой, т.е. с мужскими аспектами; а правая – с Солнцем, раджасом, Шакти, т.е. с женскими. Почему же Ардханаришвара изображается с левой половиной тела женской, а правой мужской? Спасибо.
Очень хороший вопрос и, я бы даже сказал, тема. Наверное, соглашусь с Татьяной относительно физиологической части, хотя я не особый приверженец физиологии, но в этом есть своя правда, конечно. Действительно, правое полушарие связано с интуицией и перекрестно соответствует левой стороне тела, и наоборот, левое полушарие связано с логикой, структурностью и т.д. и соответствует правой стороне тела. Видимо, шиваиты это все чувствовали и знали очень давно.
Качества, которые преобладают у женщин и мужчин, действительно во многом похожи на те, что приписывают функциям полушарий мозга, но это не на все 100% только так. Однако верно, что у женщин интуиция более сильная, у них более хаотичная работа ума и чувств. Поэтому они ищут, грубо говоря, где бы пристроиться, ищут надежность, стабильность, защиту. Женщинам не хватает четкости, структурности, направленности и ориентиров. Поэтому женщина это реализует через мужчину. Мужчина же наоборот, его самая большая проблема – это неживая структурность в сознании, в первую очередь.
Мир слишком нестабилен, почему его и связывают с Майей, с женской энергией, и если мужчина не разовьет в себе шактийность, то он просто погибнет от этого мира. С его линейностью лживый мир, предательская природа людей разрушат его. Поэтому он нуждается в почитании разнообразной и динамичной энергии - тогда он сможет стать успешным в этом мире. Когда мужчина успешен, он может дать защиту женщине. Поэтому задача женщины – не мешать ему именно так поступать, это в интересах самой женщины.
Я думаю, поэтому по статистике мужчины и живут меньше, потому что им неверными концепциями блокируют шактийность. Мужчине нужен хаос, я бы не побоялся этого выражения, некая ушлость, проворность и нестандартность в его внешней социальной активности, все это ему нужно, чтобы он не просто побеждал, но даже просто выжил в пространстве хищников.
К сожалению, многие этого не понимают и прививают концепции, которые способны не лучшую долю принести обоим. Сейчас в социуме происходит опускание людей до уровня животных в клетках нового образца. Это мое мнение, и я стараюсь жить гибко по другим законам, более природным, им же и учу, делясь своим видением с теми, кому это интересно или для кого это приемлемо.
Ардханаришвара – это очень значимый образ для тантрических йогинов. В Индии натхи и самые разные тантрики его считают Шивой Адинатхом.
Ардханаришвара – это не просто какая-то форма. Это реальность, которая присутствует в сахасрара-чакре, где Шива и Шакти в предельной связи, они оба пронизывают собой все свое мироздание. Их союз – это союз света и звуковой вибрации, которые лежат в основе сотворения всей Вселенной.
В каулических ритуалах, таких как лата-садхана, женщина садится с левой стороны от мужчины. "Вама" – означает красота, также – женщина. Богиня Вама – это та, кто сотворяет Вселенную.
Собственно и лик Садашивы, Вамадева, находится с северной стороны Садашивы, северная сторона – это левая сторона и есть, Агхора – с правой, Садьоджата сзади (с западной стороны).
Северная сторона для индийцев связана с умиротворением, тонкостью восприятия. Там задействованы все силы на то, чтобы восприятие перешло сначала в пространство творческого сознания, максимально развивая тонкое тело, в конечном счете поднимая сознание к его полной свободе, к мукти.
Правая же сторона, или направление, где пребывает Агхора, позволяет преодолевать внешние препятствия мира, южная сторона – это именно война, "раджас", где надо подавлять бушующие страсти.
Йогические тексты поэтому и говорят, что йогин, который попадает под влияние "солнца", "раджаса", идет к погибели, идет к Яме, который и связан с южной стороной. Если это перевести на понятный язык, то йогин должен гибко использовать все изменчивые формы для достижения чего-либо, но они не должны его "поглощать", увлекать. Потому что все они есть западня, где он просто камешком под горочку покатится.
И дело не в том, что это "плохая женская реальность" – привязанность к семье, привязанность к бизнесу, привязанность к власти и т.д., это, скорее, определенное отношение ко всему подобному, определенные взаимоотношения. Неадекватная привязанность к "духовности" может точно так же привести к духовному падению.
Женская природа – это огромная сила, без нее не будет ничего, но и без пустоты Шивы не будет мирового порядка, будет хаос и тьма, поэтому они всегда вместе. Даже если вы посмотрите описание разных таттв в шиваизме, шактизме, вы увидите, что внутри Шивы есть его Чит-шакти. Внутри его проявленной формы – Ананда-шакти, внутри Садашивы – Иччха-шакти (сила высшей воли), внутри Ишвары – его сила постижения, или знания, и т.д. Условно Шива – над Шакти, но если внимательно "присмотреться", выяснится, что она внутри Шивы, который даже еще не проявлен.
В целом Ардханаришвара – это некий общий принцип, хотя в некоторых Тантрах описаны и его мантры, янтры, пуджи и т.д. Например, в «Шарада-тилака-тантре» дана его шестислоговая мантра: रं क्षं मं यं अौं ऊं (raṁ kṣaṁ maṁ yaṁ auṁ ūṁ) и также есть его пуджа. На прикладном уровне почитание Ардханаришвары дарует канти (сияние энергетики), яша (славу), лакшми (богатство), вани (красноречие) и т.д.
На более высоком уровне практики тантрической садханы, как говорит мой шривидьевский Гуруджи, он почитается в практиках верхних амнай, так как Ардханаришвара – символ слияния Кундалини с Парамашивой в сахасрара-чакре. Ардханаришвара хотя в основном связан с левой и правой сторонами, но также он еще и символ союза неба и земли, низа и верха, всеприсутствия.