Я тоже так полагаю, просто за тантризмом закрепилась некая экстремальная, если не сказать экстремистская, репутация, будто тантрические учения - это своего рода комбинация из трех пальцев в сторону брахманов, их ценностей и ортодоксии, а мне многие ортодоксально ведические устроения и идеи очень нравятся, например, система ашрам - этапов жизни (о варнах умолчу - это отдельный вопрос). Там саньясином можно стать только в конце жизни, и в этом, как мне кажется, есть глубокий смысл - человек раньше времени не перекладывает на плечи других тех дел, без которых общество, включая самих саньясинов, существовать не может. Скажем, для того чтобы саньясин мог жить подаянием должен быть подающий грихастха - домохозяин. В Ведические времена духовное и мирское были так переплетены друг с другом, что и не отличишь, но со временем между ними появился зазор, который вырос чуть ли не в пропасть. И это не по вине тантризма, а еще раньше. Тантризм, как мне кажется, напротив, появился для того, чтобы эту пропасть ликвидировать, дать новый синтез священного и мирского, так что никакого разрыва с Ведами здесь быть не может...
Но подобные соображения верны, как мне представляется, только в отношении нормального духовно ориентированного общества, а не сборища безумных потребителей, губящих себя и природу. Есть огромная разница между грихастхой и глупым потребителем. От такого общества не грех отречься. Но все таки хочу поговорить о своей безумной идее, - так ли она безумна? Это, вообще-то, небольшое отступление от темы...
Сегодня в странах СНГ на разной идейной основе создаются альтернативные поселения, экологические в основном, стремящиеся к независимости и самообеспечению. Я уже давно в этой теме роюсь, так как я эколог по образованию. Некоторые из них существуют уже довольно давно. В Индии, я уже не говорю про Запад, подобные явления стали происходить еще раньше, взять хотя бы Ауровиль - яркий пример, хотя он давно предал идеи своего основателя - Ауробиндо Гхоша - и стал попсовым местом тусовок околоэзотерической публики. Многие индийские ашрамы являются такими поселениями. Реально ли, по-вашему, широко распространить эту практику и образ жизни среди тантристов?
Надеюсь вы понимаете, как мой вопрос связан с основной темой? Я размышляю о возможных путях нового соединения священного и мирского, чтобы дополнить простой уход от современного материалистически ориентированного общества каким-то положительным идеалом в противовес, а то часто можно услышать такой упрек в адрес людей, погруженных в духовные учения, что они просто бегут от реалий общества, в котором живут. А что если побороться за свои реалии?