Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Послушание Гуру и мирская дхарма - как сочетать?  (Прочитано 5202 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Тимофей

  • *
  • Сообщений: 8

Я еще не имею Учителя и не принадлежу ни к одной из традиций, но особенно интересуюсь тантрическими учениями, в связи с чем у меня возник этот нелегкий и очень важный для меня вопрос. Из прочитанных мной биографий великих сиддхов и других тантриков я сделал вывод, что путь тантры требует от человека неимоверной силы духа, которой, увы, я у себя не нахожу. От рассказов об испытаниях, которым Марпа подверг Миларепу, Тилопа - Наропу и др. у меня, признаюсь, мурашки бегают по коже. Я не обладаю и сотой долей той силы духа, но если мне все же удастся развить в себе необходимый минимум устремления, возникает новая проблема, о чем я и хочу спросить.

Если бы моя жизнь не была связанна больше ни с чьей жизнью, если бы я не имел никаких долгов перед другими людьми, в первую очередь родственниками, тогда я, возможно, смог бы подвергнуть себя таким тяжким и опасным испытаниям, возможно, выполнил бы предписания Гуру, какие бы они ни были. В конце концов, смысл своей жизни я вижу в духовном поиске, и если без него жизнь моя станет бессмысленной, то на какие только жертвы не пойдешь, чтобы не жить бессмысленной жизнью? Но ведь моя жизнь связана с жизнью многих других людей, у меня есть определенная мирская дхарма, которой я вынужден буду пожертвовать, следуя экстремальным предписаниям своего тантрического Гуру. Что делать? Я знаю, это очень давний вопрос, но давайте его обсудим.

Приведу пример. Допустим, у меня престарелые родители, требующие помощи и ухода, а Гуру говорит, что я должен уйти в многолетнее отшельничество. Что делать? Ортодоксальное мнение Вед, кстати, состоит в том, что пренебрежение своей мирской дхармой разрушает плоды духовной практики, но мы ведь живем в Кали-Югу - это тоже следует учитывать... Ох, и нелегко все это! Может настоящий Гуру никогда не предпишет такое, зная мою ситуацию и положение, а может и предпишет? Не знаю. Мне еще не доводилось общаться с теми людьми, которых называют "Гуру"...

Избавьте меня от сомнений, очень прошу! Хочется, чтобы вы говорили на основании своего опыта - как лично Вы сочетаете послушание своему Гуру и свою мирскую дхарму?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

В Индии Гуру называют многих, но это слишком широкая тема. Наверное, вам проще практиковать тантризм и не оставлять семейную жизнь, а также заботу о близких людях. Но и в тантризме тоже есть своя дисциплина и ученичество, просто она отличается от дисциплины тех, кто принял полное отшельничество. В любом случае, если вы, например, знакомы с буддизмом, если мне не изменяет память, там есть передачи от Ламы, не требующие самай, а есть посвящения, с которыми принимаются обеты. Полноценное ученичество в индуистской тантре также может иметь разные обеты и предписания к тем или иным садханам, благодаря которым садханы дают сиддхи. Большинство Гуру, если видят, что ученик не хочет следовать предписаниям и практикам, которые, как правило, взаимосвязаны, то он их просто не дает, если они тяжелы для ученика. Он дает более простые, которые могут ученика развить на данном этапе его пути.  
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Тимофей

  • *
  • Сообщений: 8

Большое спасибо! Гибкость в подборе практик и принятии обетов - это очень хорошо! Это лучше чем стандартный перечень образов жизни - мирянин, монах, отшельник. Обет безбрачия, например, меня не пугает, хоть я к нему и не стремлюсь, но полное отречение от мирских связей и родственных отношений - это совсем другое дело... Я где-то прочитал такую забавную историю из жизни индийских садху. Молодой человек стал саньясином и поселился в каком-то ашраме, но его мать стала регулярно навещать его там, приносить угощения и пр. :05: Другие саньясины стали посмеиваться над ним, и вот в следующий раз, когда мать пришла, он сказал ей: "Мать, ты не должна быть так привязана ко мне! Как ты достигнешь освобождения?", на что мать ответила: "Кто из нас принял саньясу - я или ты?". :010: В этом что-то есть!

Кстати, насчет тибетского буддизма я читал, что некоторые практикующие (в основном Дзогчен) избирали очень интересный образ жизни, можно сказать, отличный от трех, перечисленных мной в начале, - они создавали своеобразные поселения практикующих, где жили как миряне (с семьями), но это и не совсем мирской образ жизни, так как окружение и взаимоотношения здесь создаются самими практикующими для своего блага. Мне кажется, это очень высокий идеал, сродни Сатья-Юге, Золотому Веку, на небольшой территории. Ясно, что от условий этого мира и века не отгородишься, но все равно, по-моему, это очень круто! Жаль, что на сегодняшний день это, наверное, самая безумная мечта, о которой можно только думать.
Записан

Rohini

  • *
  • Сообщений: 217
    • Атмавиль: мастерская самоосознания

Приведу пример. Допустим, у меня престарелые родители, требующие помощи и ухода, а Гуру говорит, что я должен уйти в многолетнее отшельничество. Что делать?
С трудом себе представляю, чтобы Гуру требовал от ученика чего-то такого, что причинит вред самому ученику и его семье. Конечно, существуют разные школы и разные Гуру и всякое бывает. Но мне кажется, что все-таки это какой-то экстрим, присущий некоторым молодым религиозным организациям - вырвать ученика из его окружения и сделать его послушным исполнителем своих приказов. В традиционном индуизме и в тантре Гуру видит качества и способности ученика и дает наставления, направленные на раскрытие его потенциала, он подбирает для каждого ученика индивидуальную практику, подходящие конкретному человеку в конкретных обстоятельствах. Я полагаю, что скорее Гуру даст указание заботиться о престарелых родителях и выполнять это как свою дхарму, чем бросить их на произвол судьбы.
Записан
Сарвамангалам

Тимофей

  • *
  • Сообщений: 8

Я тоже так полагаю, просто за тантризмом закрепилась некая экстремальная, если не сказать экстремистская, репутация, будто тантрические учения - это своего рода комбинация из трех пальцев в сторону брахманов, их ценностей и ортодоксии, а мне многие ортодоксально ведические устроения и идеи очень нравятся, например, система ашрам - этапов жизни (о варнах умолчу - это отдельный вопрос). Там саньясином можно стать только в конце жизни, и в этом, как мне кажется, есть глубокий смысл - человек раньше времени не перекладывает на плечи других тех дел, без которых общество, включая самих саньясинов, существовать не может. Скажем, для того чтобы саньясин мог жить подаянием должен быть подающий грихастха - домохозяин. В Ведические времена духовное и мирское были так переплетены друг с другом, что и не отличишь, но со временем между ними появился зазор, который вырос чуть ли не в пропасть. И это не по вине тантризма, а еще раньше. Тантризм, как мне кажется, напротив, появился для того, чтобы эту пропасть ликвидировать, дать новый синтез священного и мирского, так что никакого разрыва с Ведами здесь быть не может...

Но подобные соображения верны, как мне представляется, только в отношении нормального духовно ориентированного общества, а не сборища безумных потребителей, губящих себя и природу. Есть огромная разница между грихастхой и глупым потребителем. От такого общества не грех отречься. Но все таки хочу поговорить о своей безумной идее, - так ли она безумна? Это, вообще-то, небольшое отступление от темы...

Сегодня в странах СНГ на разной идейной основе создаются альтернативные поселения, экологические в основном, стремящиеся к независимости и самообеспечению. Я уже давно в этой теме роюсь, так как я эколог по образованию. Некоторые из них существуют уже довольно давно. В Индии, я уже не говорю про Запад, подобные явления стали происходить еще раньше, взять хотя бы Ауровиль - яркий пример, хотя он давно предал идеи своего основателя - Ауробиндо Гхоша - и стал попсовым местом тусовок околоэзотерической публики. Многие индийские ашрамы являются такими поселениями. Реально ли, по-вашему, широко распространить эту практику и образ жизни среди тантристов?

Надеюсь вы понимаете, как мой вопрос связан с основной темой? Я размышляю о возможных путях нового соединения священного и мирского, чтобы дополнить простой уход от современного материалистически ориентированного общества каким-то положительным идеалом в противовес, а то часто можно услышать такой упрек в адрес людей, погруженных в духовные учения, что они просто бегут от реалий общества, в котором живут. А что если побороться за свои реалии?
Записан

Amon

  • *
  • Сообщений: 519
  • Вас не существует , то что видите иллюзия

Адеш!

Этот вопрос возникает тогда, когда у ученика нет полной передачи учения. После полной передачи такого вопроса не возникает более .. Если смотреть с другой стороны, это один из вопросов иллюзий, это устраняется только одним действием, практикой и милостью Гуру. Все же остальные обсуждения лишь отводят от сущности. Но есть тексты которые коротко описывают мирскую дхарму, именно мирскую сторону, так как сами Сиддхи не отделяли одно от другого, хотя в целом без учителя она имеет другой смысл и может отвести в другую сторону.
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Сегодня в странах СНГ на разной идейной основе создаются альтернативные поселения, экологические в основном, стремящиеся к независимости и самообеспечению. Я уже давно в этой теме роюсь, так как я эколог по образованию. Некоторые из них существуют уже довольно давно. В Индии, я уже не говорю про Запад, подобные явления стали происходить еще раньше, взять хотя бы Ауровиль - яркий пример, хотя он давно предал идеи своего основателя - Ауробиндо Гхоша - и стал попсовым местом тусовок околоэзотерической публики. Многие индийские ашрамы являются такими поселениями. Реально ли, по-вашему, широко распространить эту практику и образ жизни среди тантристов?

Надеюсь вы понимаете, как мой вопрос связан с основной темой? Я размышляю о возможных путях нового соединения священного и мирского, чтобы дополнить простой уход от современного материалистически ориентированного общества каким-то положительным идеалом в противовес, а то часто можно услышать такой упрек в адрес людей, погруженных в духовные учения, что они просто бегут от реалий общества, в котором живут. А что если побороться за свои реалии?

А вы думаете, они не борются за свои реалии? Это они все только на публике такое говорят, я таких обществ в России, Индии и не только там повидал немало. Они говорят только: "Мы против конфликтов", "Мы за моральную экологию", а интриги там плетутся такие же, как и в любом другом социуме. Так что никто никуда там не бежит :41:, поверьте. Да и некуда бежать.

Я думаю, ответ на ваш вопрос легко сам раскроется, когда такие понятия, как "путь", "садхана", не станут рассматриваться раздельно от такой вещи, как "просто жизнь". Насчет делений тантры и ведизма, в общем-то, вы совершенно правы. Безусловно, поделить можно (иногда и нужно) все что угодно, но они и едины, так или иначе. По-моему, тантра не экстремальней, чем наша обычная жизнь. Я видел в России "тантриков", много говорящих об "экстремальности тантры", но вся она ограничивалась только тем, что они собирались в центре Москвы, устраивали групповушки (судя по рассказам участников), ходили по ресторанам и стандартно философствовали. Самое, конечно, экстремальное – это выливание "тонн испражнений" на врагов в интернете. Ну и что? Кто-то из них в Африке умирал от голода, сидел в концлагерях, или кому-то из них в Чечне отрезали голову? Да их бы просто, например, без денег в Индию забросить, на условиях, чтобы им никто не пересылал денег, ни из друзей, ни из родственников, хотя бы годик, чтобы выживали там. Весь их гламурный мнимый экстрим – пустое словоблудие. У взрослого человека кроме смеха и скуки больше ничего не вызовет.

Знаете, я видел в Индии многих тантриков, их экстремальность весьма метафорична. На самом деле она не более экстремальна, чем просто индийская жизнь, ведь тантра учит разбираться с этими проблемами.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.