Шри Гуру джи Адеш!
Думаю, много путаницы в вопросе с пранаямой возникает из-за того, что людям йогу преподносят в узко-технарском стиле, не вникая в суть того, что делаешь и даже преподаёшь. Алламанатха, возьмем к примеру сакральность вдоха и выдоха, их связь с праной и апаной, то в результате мы получаем их соединение в самане. При этом существуют пранаямы, предназначенные для очищения нади с мантрами «сагарбха-пранаяма», с пропорциями 1-4-2. Тем не менее везде говорится о том, что это способствует очищению нади, балансу тока энергии в иде и пингале, соответственно, соединению «юкта» праны и апаны, хотя, хочу заметить, пропорции вдоха и выдоха разные. А вообще вопрос, заданный Алламанатхой, очень даже хороший, так как на него можно дать ответ только, обладая адекватным знанием и практическим опытом, в противном случае, можно запутаться в трактовках текстов. К сожалению или счастью, тексты по хатха-йоге частенько переводятся неправильно, а важный контекст некоторых понятий задвигается очень далеко. Например, в Хатха-йога прадипике, те места, где говорится о питхах переводятся как асана. Переводчики утверждают, что это правильно, ведь переводить надо в понятиях «хатха-йоги», только чьих именно понятиях и какой хатха-йоги? Со многими санскритскими терминами, такими как нади, бинду, прана и др., та же самая ситуация. Разумеется, мы думаем, что дышит исключительно тело, хотя в упанишадах говорится, что дышит пуруша в «хри» сердце, что атман - источник праны. В ведах прана соотносится с праджапати прародителями вселенной, в Кашмирском Шиваизме различные состояния праны соотносятся с состояниями сознания, в той же Хатха-йога прадипике, прана называется термином «марута». Кстати, маруты считаются Богами бури, их соотносят с вайю, а ещё с Рудрами, обычно их насчитывают 49, что можно соотнести с 49 нади, с матрикой, с праной. В Брахманда-пуране, посвященной Шри Видье, говорится, что Горакшанатх является покровителем северо-запада и владыкой марутов. Прана часто в текстах рассматривается как духовная сила (Шакти), но есть некоторые тексты, которые прану рассматривают как одну из трёх дош, от которой зависит здоровье человека, такова она, например, в Чарака-самхите и т.д. Поэтому разные источники пране приписывают совершенно разное. Понятий праны очень много: прана-агнихотра, пранапратиштха в ритуалах или прана-упасана, как ее, например, почитают у натхов. Для того, чтобы понять, что такое пранаяма, следует как можно лучше узнать, что такое прана и далее практиковать её под руководством Гуру или учеников, которые действительно учатся у Гуру, но не на курсах, которые проводят люди, просто начитавшиеся книг. Книги дают информацию, но не знание, информация конечно полезна, но её для нормальной полноценной практики недостаточно. Есть, конечно, общие техники пранаямы, которые могут быть полезны для здоровья, они регулируют потоки жизненной энергии и доши в организме, они должны преподаваться опытным специалистом, реализовавшим то, чему он учит.
Вообще, то, что выдох удлиняется, не удивительно, с физиологической точки зрения понятно почему так, для полноценного опустошения легких, вывода углекислого газа и т.д. С психоэнергетической точки зрения, вдох - это сришти, задержка - стхити, самхара или лайя - выдох, поэтому прана на выдохе и на задержке переходит в другое состояние, более высокий уровень. Прана - жизненная энергия, Аяма-растяжение, утончение, т.е. трансформация её состояния, как в пранаве - "Ом": А- кара - творение, У-кара - сохранение, М-кара – анусвара, назалированный звук, бинду или шуньята - символ бесконечности. Брахманы обычно рецитируют мантры и молитвенные тексты на выдохе, соответственно выдох всегда получается удлиненный. В Индии не случайно в большей степени почитают Вишну и Шиву, нежели Брахму (в ведические времена Брахма тоже почитался, как и остальные Божества). В тантре энергии самхары придаётся значение как средству разрушения мирских привязанностей и поэтому особо почитается Кали, Бхайрава, где Шиваизм играет значительную роль. Это сила ведущая к «мокше» освобождению, переходу на новый духовный уровень. Прана и апана связаны с состоянием «джагран» - бодрствования и «свапна» - сна со сновидениями, стхула и джьоти дхьяной. Союз праны и апаны ведёт к «сушупти» или Кундалини-джагран, сукшма-дхьяне или чакра-бхеде и как финал – «турья» или самадхи, четвёртое состояние, которое также имеет свои стадии.
Праны делятся на те, которые управляют кармендриями (органами действия), это - прана, апана, самана, удана, вьяна и на те, которые управляют джнянендриями (органами познания). Каждая прана связана со своей второстепенной прана-вайю: апана-курма, вьяна-дхананджая, самана-крикара, прана-нага, удана-девадатта. Но, прана и апана - основные, а все состояния праны, это просто разные качества одной. Прана - это энергия жизненной силы в разных её состояниях. Так как прана - состояние бодрствования, а состояние сновидений - апана, то в каком-то смысле последняя больше связана с абстрактным тонким планом, но то, что у них разные функции, не означает что это ведёт к дисбалансу. Почему? Потому что при взаимодействии двух разных объектов, вырабатывается третья нейтральная среда, которая охватывает собой эти объекты, она является качественно более высокой чем две предыдущих, вот почему различия предпочтительны. Эта третья среда питает два объекта, вот почему при грамотном пробуждении духовной силы у человека, как правило, увеличивается и жизненная сила и интеллектуальная. Правильное пробуждение Кундалини не делает человека социально неадекватным или больным, а как раз наоборот. Это состояние не означает не видение различий и двойственность этого мира, а как раз наоборот, очень качественное ее осознание. Поэтому, действия становятся ещё более эффективными, чем раньше. Объяснять работу многих энергетических состояний я могу долго, но обычно я это делаю в соответствии с вопросами. Поэтому, если они будут, то с радостью отвечу, хотя и с запозданием, так как на и-нет у меня не всегда есть время. Постараюсь непременно отвечать на все. Буду рад, если каждый также будет делиться своим видением этих явлений.