Шри Гуру джи Адеш!
Хороший вопрос. Думаю, в первую очередь стоит сказать, что в самой Индии, истинных каулов не так и много. Там, как и везде в мире, много экспериментирующих тантриков, а чаще всего обычных колдунов, таких больший процент. Другая крайность: просто ученые-пандиты, которые много всего знают теоретически, но как правило не практики. Это две наиболее распространённые категории. Третья категория, это главы крупных орденов, но и они, как правило, «специализируются» только в одном из видов тантры. Крайне редко можно встретить тантриков, которые совершенны и в гьяне, и в практике, и в широком видении тантрического учения, вот с такими Гуру общение всегда привносит полную ясность в понимание учений.
Стоит отметить, что многие исторические книги, как я всегда и говорил, часто страдают просто догадками и предположениями. Взять, например книгу Г. Бриггса, которая, пожалуй, наиболее детальная. На неё даже некоторые натховские Гуру ссылаются, при этом добавляя, что не стоит всю информацию понимать буквально. Никто не знает, когда жил Горакшанатх и когда появилась традиция. Это даже признавал сам Бриггс, потому что очень многие данные крайне противоречивы. Точно одно - натхов в Индии сейчас не мало. Судя по всему их и раньше было не меньше, но в письменных источниках упомянуты только самые известные имена. Что самое интересное, многие имена числятся в буддийских источниках, различных направлениях шайвизма, индуистского тантризма и шактизма. Уже по одной этой причине мы не способны натхов записать в один буддизм или шайвизм.
Судя по текстам натхов, которые в основном представляют учение йоги, мы тоже можем смело говорить, что это вполне независимая традиция и она никак не могла появиться в последние несколько столетий, она древнее. Традиция могла существовать даже во времена написания Вед. Конечно, традиция йога-видьи существовала всегда и даже тогда, когда она проходила сквозь века. Могли измениться только незначительные детали, но основная суть учения натхами сохранилась. Так как они не зависели от социальной среды, то ни нашествия мусульман, ни влияние англичан, не уничтожили и не прервали эту традицию. Это слишком возвышенное знание. Во всех мистических системах мира были просветлённые мастера, достигшие высшей духовной реализации, соответствующей тому уровню, который был свойственен натхам.
Натхов невозможно назвать придатком индуизма, это не так. Поскольку это учение с крайне гибким подходом, то нет ничего удивительного в том, что натхи могли какие-то разумные методы заимствовать из других духовных традиций.
Только посвященный адепт способен почувствовать глубокую мистическую суть учения и широту взглядов, которым учил Горакшанатх. Именно широта взглядов Горакшанатха и делала его учеников просветлёнными сиддхами. Он учил подлинному отречению от всех ограничивающих сознание и душу концепций. Только при таком подходе Натх Йоги обретал то, что он уже никогда не сможет потерять, то, что не способно поколебать время. Это состояние духа, независимого от времени, было сутью и основой духовной парампары Гуру Горакшанатха.
Горакшанатха не особо беспокоили разногласия политических вождей различных духовных орденов. Ему не надо было учить чему-то абстрактному, всё его учение и школа были в нём самом. Его учение приняли люди всех конфессий и каст. Во всех духовных традициях мастера прониклись его учением, многие принадлежащие к иным духовным конфессиям, получив от него вдохновение, смогли использовать учение этого великого Гуру в своей религии. Даже те, кто были самыми закоренелыми фанатиками и формально отрицали йогу натхов, испытывали уважение к натхам, так как знали, что в их учении присутствует запредельный мистицизм.
Многие тексты натхов посвящены йоге - как мистической традиции, в них часто перечисляются имена Учителей, которые были известны и в других духовных учениях. Конечно, не всегда в именах этих учителей использовалась приставка «натха». Кто-то был посвящен позже или же параллельно. Мировоззрение натхов не строилось на отрицании чего-либо или слепом фанатизме с привязанностью к идеологическим догмам. Он подразумевал и подразумевает то, что они не могут быть упадхармой, они сами являются дхармой.
Когда натх говорит о Боге, как о запредельном «Алакха», это означает, что время и все порождённые временем религиозные системы ценностей, по отношению к Вечному Абсолюту, могут быть фрагментарны. Поэтому нет смысла стремиться к тому, что ограничено временем. Но то, что ограничено вполне может быть использовано как средство к раскрытию более широкого восприятия запредельного Абсолюта.
Действительно, в Натха-сампрадае, часто упоминается два имени - Матсьендранатх и Минанатх, но считать одного каулом, а другого натхом, является ошибочным. Просто Матсьендранатх - один из основных Нава-натхов (9 Натхов), а Минанатх относится к Чаураси-натхам (84 натха). Это действительно разные Натха-гуру, но Матсьендранатха, натхи признают как Каула-гуру, а не только тантристы каулической традиции. Само то, что для натхов, это и какое-либо другое учение не чуждо, говорит о многом.
Дело в том, что каулы, в целом, делают акцент на полноте, а натхи - пустоте. Практика натхов - следствие эволюции не только каулов или шайвов, если бы это было так, то Вы бы не смогли проследить взаимосвязи натхов со всеми остальными конфессиями индуизма. Учитывая, что все эти конфессии предельно разные, а натхи одни, и не смотря на то, что в 12 пантхах могут быть различия, все же основная доктрина Натха-сампрадаи (как йогической линии) в каждом пантхе остается одной и той же, и вывод вполне очевиден - Натха-сампрадая не может быть какой-то эволюционной ступенью той или иной религии, будь то джайны, буддисты, трика или каулы. Традиция натхов более чем самостоятельная.
Сразу напрашивается тема йоги как системы, которую практикуют сейчас на всей планете, можно ли её считать натховской? Точно так же как в Индии, многие традиции заимствовали элементы йоги, так и Запад заимствовал йогу из Индии. Но часто не напрямую от натхов, а уже через то, как йогу натхов «отфильтровала» Индия. Причём, хочу заметить одну деталь, на Западе йогу практикуют не только в фитнес клубах, там полно разных школ с оккультной направленностью, т.е. у людей свои предпочтения в йоге. В связи с тем, что у настоящих последователей Горакшанатха, далеко не «голый набор» каких-то комплексов упражнений, как сейчас, или же исключительно философия, то, разумеется, каждый взял от творения Горакшанатха что смог, пусть даже и с примесью каких-то добавочных элементов, но всё таки......
Кому нужно, тот отсеет примеси, и сможет это реализовать в процессе той практики, на которую способен в данный момент времени. Это дело кармы.