Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Дыхание  (Прочитано 18227 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Дыхание
« : Март 19, 2007, 14:13:21 »

Джая Шива Горакшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж! Скажите, пожалуйста, правильно ли считать, что если вдох длиннее, то преобладает прана, а если выдох - апана?
Интересна также связь с различными уровнями сознания; осознавания как процесса; возможность влияния на различные оболочки и т.д., природа проявления праны и апаны. Буду рад любой информации по этому поводу,особенно если это идет из первоисточников (тексты, общение с Гуру)
Адеш!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #1 : Март 27, 2007, 23:14:56 »

Шри Гуру джи Адеш!
Думаю, много путаницы в вопросе с пранаямой возникает из-за того, что людям йогу преподносят в узко-технарском стиле, не вникая в суть того, что делаешь и даже преподаёшь. Алламанатха, возьмем к примеру сакральность вдоха и выдоха, их связь с праной и апаной, то в результате мы получаем их соединение в самане. При этом существуют пранаямы, предназначенные для очищения нади с мантрами «сагарбха-пранаяма», с пропорциями 1-4-2. Тем не менее везде говорится о том, что это способствует очищению нади, балансу тока энергии в иде и пингале, соответственно, соединению «юкта» праны и апаны,  хотя,  хочу заметить, пропорции вдоха и выдоха разные. А вообще вопрос, заданный Алламанатхой, очень даже хороший, так как на него можно дать ответ только,  обладая адекватным знанием и практическим опытом, в противном случае, можно запутаться в трактовках текстов. К сожалению или счастью, тексты по хатха-йоге частенько переводятся неправильно, а важный контекст некоторых понятий задвигается очень далеко. Например, в Хатха-йога прадипике, те места, где говорится о питхах переводятся как асана. Переводчики утверждают, что это правильно, ведь переводить надо в понятиях «хатха-йоги», только чьих именно понятиях и какой хатха-йоги? Со многими санскритскими терминами, такими как нади, бинду, прана и др., та же самая ситуация.  Разумеется, мы думаем, что дышит исключительно тело, хотя в упанишадах говорится, что дышит пуруша в «хри» сердце, что атман - источник праны. В ведах прана соотносится с праджапати прародителями вселенной, в Кашмирском Шиваизме различные состояния праны соотносятся с состояниями сознания, в той же Хатха-йога прадипике, прана называется термином «марута». Кстати, маруты считаются Богами бури, их соотносят с вайю, а ещё с Рудрами, обычно их насчитывают 49, что можно соотнести с 49 нади, с матрикой, с праной. В Брахманда-пуране, посвященной Шри Видье, говорится, что Горакшанатх является покровителем северо-запада и владыкой марутов. Прана часто в текстах рассматривается как духовная сила (Шакти), но есть некоторые тексты, которые прану рассматривают как одну из трёх дош, от которой зависит здоровье человека, такова она, например, в Чарака-самхите и т.д. Поэтому разные источники пране приписывают совершенно разное. Понятий праны очень много: прана-агнихотра, пранапратиштха в ритуалах или прана-упасана, как ее, например, почитают у натхов. Для того, чтобы понять, что такое пранаяма, следует как можно лучше узнать, что такое прана и далее практиковать её под руководством Гуру или учеников, которые действительно учатся у Гуру, но не на курсах, которые проводят люди, просто начитавшиеся книг. Книги дают информацию, но не знание, информация конечно полезна, но её для нормальной полноценной практики недостаточно. Есть, конечно, общие техники пранаямы, которые могут быть полезны для здоровья, они регулируют потоки жизненной энергии и доши в организме, они должны преподаваться опытным специалистом, реализовавшим то, чему он учит.

Вообще, то, что выдох удлиняется, не удивительно, с физиологической точки зрения понятно почему так, для полноценного опустошения легких, вывода углекислого газа и т.д. С психоэнергетической точки зрения, вдох - это сришти, задержка - стхити, самхара или лайя - выдох, поэтому прана на выдохе и на задержке переходит в другое состояние, более высокий уровень. Прана - жизненная энергия, Аяма-растяжение, утончение, т.е. трансформация её состояния, как в пранаве - "Ом": А- кара - творение, У-кара - сохранение, М-кара – анусвара, назалированный звук, бинду или шуньята - символ бесконечности. Брахманы обычно рецитируют мантры и молитвенные тексты на выдохе, соответственно выдох всегда получается удлиненный. В Индии не случайно в большей степени почитают Вишну и Шиву, нежели Брахму (в ведические времена Брахма тоже почитался, как и остальные Божества).  В тантре энергии самхары придаётся значение как средству разрушения мирских привязанностей и поэтому особо почитается Кали, Бхайрава, где Шиваизм играет значительную роль. Это сила ведущая к «мокше» освобождению, переходу на новый духовный уровень. Прана и апана связаны с состоянием «джагран» - бодрствования и «свапна» - сна со сновидениями, стхула и джьоти дхьяной. Союз праны и апаны ведёт к «сушупти» или Кундалини-джагран, сукшма-дхьяне или чакра-бхеде и как финал – «турья» или самадхи, четвёртое состояние, которое также имеет свои стадии.

Праны делятся на те, которые управляют кармендриями (органами действия), это - прана, апана, самана, удана, вьяна и на те, которые управляют джнянендриями (органами познания). Каждая прана связана со своей второстепенной прана-вайю: апана-курма, вьяна-дхананджая, самана-крикара, прана-нага, удана-девадатта. Но, прана и апана - основные, а все состояния праны, это просто разные качества одной. Прана - это энергия жизненной силы в разных её состояниях. Так как прана - состояние бодрствования, а состояние сновидений - апана, то в каком-то смысле последняя больше связана с абстрактным тонким планом, но то, что у них разные функции, не означает что это ведёт к дисбалансу. Почему? Потому что при взаимодействии двух разных объектов, вырабатывается третья нейтральная среда, которая охватывает собой эти объекты, она является качественно более высокой чем две предыдущих, вот почему различия предпочтительны. Эта третья среда питает два объекта, вот почему при грамотном пробуждении духовной силы у человека, как правило, увеличивается и жизненная сила и интеллектуальная. Правильное пробуждение Кундалини не делает человека социально неадекватным или больным, а как раз наоборот. Это состояние не означает не видение различий и двойственность этого мира, а как раз наоборот, очень качественное ее осознание. Поэтому, действия становятся ещё более эффективными, чем раньше. Объяснять работу многих энергетических состояний я могу долго, но обычно я это делаю в соответствии с вопросами. Поэтому, если они будут, то с радостью отвечу, хотя и с запозданием, так как на и-нет у меня не всегда есть время. Постараюсь непременно отвечать на все. Буду рад, если каждый также будет делиться своим видением этих явлений.
« Последнее редактирование: Март 28, 2007, 08:55:59 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Дыхание
« Ответ #2 : Март 28, 2007, 14:33:40 »

Джая Шива Горакша йоги! Джая Гуру!
Большое спасибо, Гуру джи! Рад любому общению с Вами. Скажите, пожалуйста, что предпочтительней вначале: принудительная регуляция вначале, осознание или открытие доступа к практике через поклонение ее покровителям?
Адеш!
Записан

ishvaranandanatha

  • Гость
Re: Дыхание
« Ответ #3 : Март 28, 2007, 17:08:25 »

Аим Шри Масьендрананданатхайа Гураве Намах!
Намасте, Алламанатха, сапрема намаскар, Махешваранатха!

Хочу поделиться некоторыми особенностями теории Кашмирского Шиваизма по затронутым здесь вопросам. В КШ, выражаясь этими достаточно условными, кстати, терминами, Прана - это энергия "выдоха", Апана - "вдоха". Соответственно, в КШ Прана - энергия сришти, Апана - самхары (пралайи). Т. е., соверошая именно "выдох", Абсолют, опять же условно говоря, творит т. н. Объективную Реальность, а совершая "вдох" — растворяет Ее в Себе.   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #4 : Март 28, 2007, 19:05:13 »

Джайя Шива Горакхнатх!

Скажите, пожалуйста, что предпочтительней вначале: принудительная регуляция вначале, осознание или открытие доступа к практике через поклонение ее покровителям?

Вообще, со слов моего Гуру и по своему опыту, могу сказать, что контролировать прану в том смысле как понимает эго большинство - методом отсчёта матры на вдохе-задержке-выдохе через усилия - невозможно. Это искуственный метод, где-то он конечно полезен, но во многом он бессилен. Как вы успели заметить, представлений о пране и том как она проявлется, весьма много, следовательно, технически мы можем только контролировать определённые её проявления.  Каждая из восьми "анг" - это именно "анга" (часть), которая может рассматриваться на своих разных уровнях. Патанджали о них сказал очень коротко, но кто-то за его сутрами находит глубокий смысл. Он попытался систематизировать все то, что тогда было известно о йоге, так как многие ситемы отличались друг от друга и нужно было создать некое их обобщение. Но натхи развили методы йоги как в мировоззренческом, так и в прикладном виде куда более широко и качественно, предоставив большой "материал" для работы. Что касается соотнесения натхов с тантрой, то здесь всё предельно просто, Горакшанатх ВНЕШНЕ упростил её методы, сделав акцент на интровертировании ритуалов, что не означает их упрощение, а наоборот.  Но, оба подхода необходимы, поэтому нельзя сказать, что "прана-упасана" или пранаяма (как техника кайя-садханы), должны идти в определённой последовательности, а скорее как взаимодополняющие. Также не могу сказать, что акцент на "внутренних методах" натхов исключает ритуалы, дело в том, что ритуал бывает разного уровня, как собственно и внутренние практики.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #5 : Март 29, 2007, 15:17:04 »

Джайя Гуру Шри Матсендранатха!
Адеш!
Интересно относительно дыхания в КШ заметил Ишварананда джи, собственно противоречия с натховским вариантом я не вижу, апана - вдох, а прана - выдох, видимо прана на выдохе направляется вверх, а на вдохе - движется вниз. Если такая пранаяма может быть связана с пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари, локализированных на уровне муладхары, манипуры, анахаты и вишуддхи, то получается, что выдох - это процесс раскрытия (движение) праны вверх, от пара до вайкхари с мантрой "Хам" или Ахам (Я) и обратно к пара - "Сах" (Он). В натховских вариантах так же есть некоторые виды пранаям, где подъём праны происходит на выдохе. Я думаю, что все внешние противоречия вызваны представлениями о чакрах и Кундалини-шакти, разными тантрическими сампрадаями, например в Самая - цель сахасрара, а в Кула - канда или Кама-кала на уровне муладхары, соответственно есть Урдхва-Кундалини и Кула-Кундалини. С другой стороны обителью Шивы можно считать сахасрара-чакру или же область канды, Калагнирудра-мандала. Известно, что Рудра -таттва или Шуддха-видья таттва - это уровень манипуры, где в самане соединяется ида и пингала. По мифам, у Агни две жены - Сваха и Свадха - миры небес и предков, по сути Агни и есть Кундалини которая поглащает собой вдох и выдох, финал этому - кевала-кумбхака. Наверное в ней ответы на все вопросы, а Вы что думаете Ишварананда джи, на тему различия в системах? 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #6 : Апрель 03, 2007, 05:38:31 »

Шри Гуру джи Адеш!
Надеюсь Вы понимаете что прану и апану привести к равновесию очень и очень не просто, вдох и выдох - это только внешнее проявление того, что находится за пределами всех телесных состояний и умственных формаций. Это просто инструменты. Этот форум несёт познавательный характер, теория нужна, конечно, теория далеко не практика, не будем спешить называть всё подряд таким громким определением, несмотря на то, что это очень модно. Практика, как и теория, бывает хорошей и скажем мягко, не очень хорошей (т.е. имитацией).  Поэтому ищите, даже тогда, когда  кажется, что Вы всё уже давно нашли и продолжайте практиковать, даже если уже «опытный практик».
Удачи..
« Последнее редактирование: Апрель 03, 2007, 05:46:08 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Дыхание
« Ответ #7 : Апрель 03, 2007, 23:11:12 »

Адеш, Гуру джи!
Мы обсуждали с Ишваранандой джи вопрос точки отсчета дыхания относительно разных традиций. Мне теперь понятно, почему он не спешит с ответом по этому поводу.Тема это сложная, как я понимаю, зависит от того, кто как "смотрит" на мир проявленный и Абсолют, глазами какой традиции или традиций. Проще, наверное, освоить концепцию в пределах одной-двух, а потом пробовать делать сравнительный анализ и здесь, видимо, нужно максимальное беспристрастие, чтобы дать четкое понимание, не щеголяя терминами, а объясняя все предельно ясно, чтобы восторжествовала Истина понимания, а позже и постижение, а не интеллектуальный багаж, который при определенных обстоятельствах может и помешать.
 Для меня, например, пока вообще вопрос стоит понять хотя бы в пределах одной традиции.  Слишком много всего, можно утонуть или потерять направление.
Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #8 : Апрель 04, 2007, 12:28:56 »

Шри Гуру джи Адеш!
 Да, заморачиваться нет особого смысла. Конечно, при желании, любую из существующих систем я могу связать одну с другой, но для многих это покажется диким загрузом, так, что даже не возникнет желания это читать. Поэтому, скажу просто, можете мне поверить на слово - то, что прана и апана соответствуют вдоху и выдоху не означает, что любая из них будет преобладать или уменьшаться при увеличении пропорций одного из дыханий на физическом уровне. Прана и апана - это разные состояния одной единой энергии, за этими двумя силами находится нечто, что за пределами любых метафизических концепций. Ответы на многие вопросы получаются экзистенциальным способом. Во многих восточных школах ученику вообще ничего не рассказывали, он мог просто выполнять одну технику и находиться рядом с Гуру. Непонятно каким способом, для него самого, к нему приходило знание из «ниоткуда».
 Если же говорить о пранаяме, связанной с линией натхов, то тут всё предельно ясно, прана - это одна единая энергия, энергия жизни, она способна трансформироваться в разные состояния. Например, сурья-бхеда пранаяма, «пронзание» праной солнечного канала т.е. активация солнечной вибрации, или же лунной, как в чандра-бхеде. На вдохе, праной из пространства мы активируем ту или иную энергию. Принято считать, что прана - это солнечная энергия, а апана - лунная, но прана в абсолютном смысле нейтральна, она только проявляется через прану-солнце и апану-луну. Кстати, в книге Б.Н. Пандита «Основы Кашмирского Шиваизма», на стр. 316, говорится, что переживание Парананда связано с Апаной и включает в себя работу праны и апаны, обоих (вот Вам и удлинение выдоха). Далее, состояние жизненной энергии переходит в другое состояние - саману, когда она уравновешивается на уровне набхи-чакры, это остановка дыхания и оно направляется в сушумну. Если остановка дыхания растягивается по времени и затем происходит «распрямление» праны, то следующее состояние, на уровне верхних центров - «удана» и т.д.
   Сама по себе прана обладает свойством жизненной силы и  питает то, на что направлена, я бы сказал, что изначально она нейтральна. Если провести эксперимент: перед пранаямой один человек помолится, а другой позанимается чем-то бытовым, потом оба поделают пранаяму, прана в каждом активизирует то, что в нём изначально. Я это проверял на очень многих примерах и убеждён, что так оно и есть на самом деле. Просто дыхательная техника - это ещё не полноценная практика пранаямы, она просто производит набор, прилив жизненной силы, а вот к чему? Напитать ведь энергией можно много самых разных состояний. Как раз регуляцией этих вещей владеют очень не многие. 
  Думаю, нужно так же сказать по поводу Кашмирского Шиваизма, если говорить честно, то я не знаю в России ни одного человека, который мог бы это учение полноценно представлять. Был один неплохой мастер, который хорошо разбирался и был неплохим практиком, но он прикрыл свою школу. На данный момент про Кашмирский Шиваизм говорят очень многие и каждый трактует его метафизику просто подгоняя под то, что ему самому лично нравится, но это не КШ. Никто из русских, которые ездили в Индию, из КШ так ничего и не нашли, есть люди, которые наполучали посвящений в разных шактийских и тантрических школах, но это не КШ.
   Кстати, в упомянутой книге уважаемого Б.П. Пандита, немного строк отводится сампрадаи Горакшанатха, где Б.П. Пандит говорит, о том, что натхи - это крайне аскетический орден, что всё, чем натхи занимаются и что исповедуют - это "истязание чувств, органов тела и всей физической системы". Это полный бред. Так вот, Пандит и ему подобные, судя по всему, про традицию натхов ничего толком не знают.  Есть неплохие учёные и исследователи КШ, их книги полезно читать и изучать, но далеко не всё стоит понимать буквально. Буквально нет смысла понимать даже агамы, если содержащееся в них знание не объяснил лично Гуру, без каких- либо посредников.
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2007, 13:10:22 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Дыхание
« Ответ #9 : Апрель 04, 2007, 14:06:56 »

Джая Гуру Горакшанатх! Джая Гуру Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Спасибо за Ваш ответ.
Ваше мнение для меня непререкаемо. На форуме цитировались выдержки из разных источников, нужно было внести некоторую ясность, что собственно и произошло. В каком то смысле наше общение почти один в один дублировало Ваш последний постниг, за исключением некоторых нюансов, которые касаются традиции Натхов. Спасибо что внесли ясность в некоторые моменты.
Адеш.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Дыхание
« Ответ #10 : Апрель 04, 2007, 16:38:36 »

Aдеш.

Кстати, в упомянутой книге уважаемого Б.П. Пандита, немного строк отводится сампрадаи Горакшанатха, где Б.П. Пандит говорит, о том, что натхи - это крайне аскетический орден, что всё, чем натхи занимаются и что исповедуют - это "истязание чувств, органов тела и всей физической системы". Это полный бред.

Но разве хатха-йога не есть "метод с усилием"? Что плохого в аскетизме и напряжении тела, в практики асан например?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #11 : Апрель 04, 2007, 18:09:00 »

Адеш!

Хатха-йога - практика, которая ведёт к равновесию Ха-солнца и Тха-луны, энергии активности и сознания. Хатха-йога предотвращает поглощение «лунного нектара» солнцем, т.е. она называется «ульта-садханой», ведущей к обратному состоянию, в этом плане там есть элемент преодоления некоторых разрушительных для жизни процессов. Но хатха-йога не является истязанием чувств и тела, как это трактуют некоторые дилетанты. Когда они пытаются делать асаны с усилием, они приводят своё сознание и тело к тому, что оно не соответствует цели хатха-йоги, а скорее наоборот, вся такая практика приводит к поглощению амриты солнцем и выжиганию всей энергетической структуры. Если посмотреть на этих «практиков», то всё их тело как правило больное и энергетическое состояние напоминает «разбитое корыто». Их "йога с усилием" не ведёт к очищению нади, сбивается дыхание, вместе с этим требуется больше питания, появляется раджас, или, наоборот, усталость. Обычно у этих людей на всё импульсивные реакции, и они так же пережигают события в своей жизни, они неспособны находиться в созерцательном состоянии. Всё это далеко от настоящей йоги. Разумеется, небольшое усилие необходимо, но не истязание физической системы, как это некоторые, собственно, и делают, называя такой подход «йогой с усилием», «вира-садханой» и т.п. Усилие — это не насилие. Йога не является просто физо. Каким бы гибким ни был человек, у него тоже есть свои пределы, но некоторые доводят всё до абсурда, и вместо слушания своего состояния они гонятся за результатами, получая порой обратный эффект. Если они думают, что такую йогу создал Горакшанатх и натхи, то это сильное заблуждение. К правильному управлению той же физической системой способно чистое сознание, а не чувственный ум или безумие. Посмотрите в Индии на натхов и их Гуру, никто не истязает своё тело асанами так, как это делают в некоторых гимнастических и фитнес-школах, до умопомрачения, это погоня за физическими результатами. Хатха - одно целое с Раджа-йогой, и поэтому одна практика должна способствовать развитию другой. Прана при практике хатха-йоги должна приходить к уравновешенному, утончённому состоянию, но не к взбудораженному. Ведь прана связана с состоянием сознания, и наоборот. Хатха-йога ведёт к нада-анусандхане, а нади также связаны со звуковой вибрацией, в Ведах «нада», или «дхвани», отождествлялась именно с сомой, или лунным нектаром. При правильной хатха-йоге потоки праны распределяются равномерно в нади, и они становятся чистыми, и только после этого может быть пробуждена Кундалини-шакти. Шакти соединяется с Шивой, достигается самарасатва в теле, и йоги становится дживан-муктой. Один мой друг очень хорошо сказал про попытку пробудить Кундалини-шакти через т.н. усилия, что она равносильна попытке «изнасиловать собственную мать». Настоящая йога ведет к нисхождению верхней Урдхва-Кундалини (ануграха-шакти) через раскрепощение и открытие себя к шактипату, что приводит к пробуждению Адхо-Кундалини и подъёму её вверх. Для этого нужно тело подготовить асанами, практикуя их в спокойном состоянии ума и чувств, тогда сила в теле распрямляется. В таком состоянии, как следствие правильной практики асан, йоги правильно понимает пранаяму.
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2007, 21:10:33 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Дыхание
« Ответ #12 : Апрель 06, 2007, 14:16:51 »

Джая Шива Горакшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Спасибо за постинги! Для многих "опытных" практиков это понимание наверное  будет серьезным испытанием, но наверное лучше поздно это понять, чем никогда. В этом смысле быть начинающим легче, как вначале, так и "потом". Есть Гуру-нет "проблем".
Адеш!
Записан

Махешваранатх

  • Гость
Re: Дыхание
« Ответ #13 : Апрель 07, 2007, 03:06:45 »

Джайа Шри Гуру!

Спасибо Гуру джи за наставление в практике. Это действительно настоящее сокровище!
Вряд ли можно надеяться прочитать это где-нибудь.
Адеш!
Записан

Виласанатх

  • Гость
Re: Дыхание
« Ответ #14 : Апрель 08, 2007, 20:27:10 »

Сапрема намаскара!

Тема усилий в асанах очень актуальна сегодня. Добавлю от себя:
Раньше я думал, что для преодоления начального тамаса (а в нем сегодня пребывает большинство)  действительно необходимы серьезные физические усилия в асанах. Дескать, только через пот и даже боль можно прийти к саттве. Но на деле, если мне удавалось избежать травм, положительный эффект от такой практики оказывался очень нестойким. Тело вскоре давало откат обратно и приходилось вновь его накачивать методом с усилиями. То есть вместо равновесия получались качели. И в теле, и в сознании.

Да, физические усилия должны присутствовать, но их размеры не должны выходить за рамки необходимого минимума. Можно так сказать: Пусть усилия будут такими, какие практик сможет прикладывать и через пятьдесят лет, и через сто пятьдесят.
В общем, если сила рушит стены, то равновесие двигает горы.
Такое имхо.
Записан