Тоталитарная и коммерческая организация под брендовым названием "Аштанга-йога центр" и "Агапкин-йога стэйшн"
Уже давно я собирался в подробностях осветить такое явление как "Аштанга-йога центр". И предпосылки к этому были давно, люди интересуются, спрашивают меня, что это за организация, просят, чтобы я высказал свое мнение, поделился своим опытом общения и сотрудничества с данным явлением на территории РФ. Это не только мой опыт, но и очень многих людей, которые из страха давления и гнобления умалчивали многие факты всей подноготной этой тоталитарной секты, скрывающейся под благовидными названиями: "йога", "аштанга-йога", "адекватная йога", "оздоровительная йога", "техно-асана" и т.д. Но, чтобы не быть голословным, я сразу перейду к подробному описанию организации (теперь уже нескольких организаций, с недавнего времени) и возглавляющих ее персон, которые уже почти 10 лет терроризируют всех, кто занимается и преподает йогу более-менее независимо от них. При всем том, что меня лично и ряд других людей они оскорбляют, "награждают" необоснованными ярлыками типа "сектанты", рассказывают про меня лживые и нелепые истории, данные персонажи сами занимаются делами, куда более вписывающимися в категорию тоталитарных сект и деструктивных культов.
Мое первое знакомство с таким явлением как московский "Аштанга-йога центр" произошло примерно в 2004 году, после моего длительного пребывания в Индии, где я изучал индийскую традицию и непосредственно йогу от ее аутентичных носителей. В Индии я учился в разных направлениях, одно из которых — Натха-сампрадая. В 2004 году, вернувшись в Москву, я решил получить новую индийскую визу и заодно провести семинар по йоге, где указал ту традицию, к которой принадлежу. Конечно, после этого ко мне возник внезапный интерес со стороны многих преподавателей йоги, и они меня пригласили пообщаться. На тот момент я еще не имел представления о том, кто это такие и чем они в целом занимаются. Это был небезызвестный всем "Аштанга-йога центр", тогда его возглавлял Михаил Константинов и его протеже Илья Журавлев. Но, как позже выяснилось, саму организацию создал Денис Заенчковский, который ранее состоял в мошеннической лже-тантрической секте, созданной еще в 90-х, по этой причине Заенчковский себя преподносил как самого "знающего индуизм и йогу". Внутри этой организации его называли "йогачарья", "гуру" и т.д., но публично, как я потом заметил, этот факт старались скрывать. Однако главным отвечающим за организацию мероприятий, финансы и их отмывание, был Константинов Михаил. Под благовидным предлогом они меня попросили написать в их журнал статьи о Натха-сампрадае, потом пригласили на конференцию, которая проходила в Крыму в Симеизе. Но буквально через несколько дней взаимодействия с этими товарищами я стал замечать некую двойную активность и довольно тоталитарные наклонности сей структуры. Начну по порядку:
1) У "Аштанга-йога центра" была база данных, в которую они заносили всех, кто преподает йогу на территории РФ, СНГ, а потом стали заносить всех русскоязычных, кто преподает за рубежом. С их стороны это был хитрый ход по созданию видимости, что они являются "крышей" всех русскоязычных йогов, многие из которых, на самом деле, к "Аштанга-йога центру" вообще никак не были причастны. Они предложили туда занести и мою школу, но сходу начали давить, сначала на моих учеников, а потом и на меня, чтобы мы не указывали свою Сампрадаю, а указали "аштанга-виньясу" на том основании, что она более известная (и, конечно, они сами ее предпочитают). Было много разбирательств, после чего они попросили и меня не указывать Традицию, в которой я посвящен, на территории РФ (т.е. все должно быть только от них, и они самыми передовыми). Вопрос был поставлен так: или ты играешь по нашим правилам, или мы тебя, как говорил Константинов "порвем в клочья". Больше всего их смущал тот факт, что я не просто отношусь к древней Традиции, из которой вышла вся ныне популярная хатха-йога, но и что мне в ней даны полномочия передавать инициации. Если бы это не была редкая в России и в мире (впрочем, и по сей день) традиция, возможно, все выглядело бы иначе. Но тот факт, что она связана напрямую с йогой и что мне даны полномочия ее передавать, именно это их больше всего коробит, т.к. архетипически это связано с тем, на чем они делают бизнес. Полномочия такие даны мне, а не им. Йогу ведь имеют право в аутентичном (аналогия "лучшем") виде в России нести только они, они – самые главные, и они – самые первые и т.п. Если бы полномочия были в кришнаизме, буддизме, христианстве и т.п., им было бы все равно, но тут появилась, как они сами почему-то расценили, для них угроза, угроза для их бизнеса в йоге. После этого начались давления, попытки задавить, повесить ярлык ничего не знающего, не умеющего и, самое главное, "сектанта". Но о последнем речь пойдет ниже.
2) Разрыв полный, в виде явной конфронтации, разрастался постепенно, и, конечно же, многие из них (Журавлев, Константинов, Сергей Бабкин) прекрасно понимали, что желательно до полного обрыва и откровенной войны успеть использовать меня в виде моих связей в Индии с разными Гуру, знаний и т.д. Поэтому они попытались послать своих людей в Индию к моим Гуру за инициациями, знаниями, наведением мостов. Так, к примеру, действовал Сергей Бабкин, который по-черному мне завидовал и мечтал получить титул Гуру в Индии. В конечном счете я все-таки оказал им помощь: я познакомил Бабкина, Константинова, Журавлева с Ракеш Пандеем, Вагишем Шастри. Бабкин по прошествии нескольких лет, мучаясь завистью, нашел одного Гуру в Шривидье, который согласился ему дать право передачи инициации в данной традиции. Надо сказать, что Сергей всегда завидовал всем адекватным людям и стремился доказать, что он не просто не хуже, но даже лучше, и постоянно рвался к власти. Впрочем, к власти и деньгам рвались все: Константинов, Журавлев, Агапкин (который интегрировался в развернутую "йога-коммерцию" уже несколько позднее, и тоже сходу стал давить неугодных ему). И даже сейчас, когда я живу не в России и не преподаю там йогу, не провожу никаких семинаров, они все равно не остаются ко мне равнодушными. Дело в том, что я никогда не стремился к обогащению посредством йоги, и потому все, что говорю о йоге, исходит из того, что мне выгодно не в плане денег, а, скорее, в плане ее правильности согласно аутентичным источникам. Им не выгодно то, что я говорю о йоге, иначе, если все об этом узнают, их бизнес окажется под большой угрозой. Они мне и моим ученикам слали письма с угрозой физической расправы, а после стали угрожать и ставить ультиматумы тем, кто со мной как-либо сотрудничал, и таких много, перечислю некоторых: Андрей Сидерский, Андрей Лаппа, Анатолий Пахомов (автор методики корректного подхода к позвоночнику), руководители питерской школы "Поток Странствий", "Кундалини Йога Й. Баджана", "Федерация Йоги России" (ФЙР) и др. Они заявляли, что если увидят мои статьи в их журналах, проведение моих семинаров в их центрах, то откажут тем людям в сотрудничестве (участие в конференции, информационная поддержка, совместные проекты и т.п.). Правда, все перечисленные личности и центры оказались сами достаточно независимыми, и многие ответили, что они будут поступать исходя из своей выгоды.
3) Далее следует интересный момент: они начали травлю одной из организаций, которая на тот момент активно поддерживала проведение моих семинаров в России, так как я сравнительно часто там находился; эта организация – ФЙР. Надо сказать, что меня туда приглашали с лекциями, и хотя я достаточно независимый человек, с ФЙР меня связывало то, что люди действительно интересовались традицией, просто в целом наша традиция не является спортом, поэтому точки пересечения хоть и есть, но формат во многом отличается, мы больше учим йоге как духовной практике (садхане), где тело не является самым главным, в общем, как это и существует на самом деле в Индии. Но суть не в этом. Журавлев, Константинов и Бабкин с Агапкиным решили, что мы тоже продвигаем спорт и нас крайне интересует выдача сертификатов от ФЙР, хотя у нас в Традиции принято полноценное ученичество и система инициаций, и это разные вещи. Федерация Йоги России получила регистрацию на государственном уровне, возможность давать сертификаты государственного образца, что очень сильно, до страшных агоний напугало руководителей АЙЦ и главу появившегося нового йога-коммерческого проекта "Агапкин-стэйшен". Они без разбора стали еще больше нападать и на ФЙР, и на нас, натхов, видя угрозу своей претензии на монополию йоги Всея Руси. Вся йога должна быть под ними, они самые лучшие, и кто не под ними – тот против них.
4) Далее. Нужно еще отдельно рассказать в деталях о внутренней кухне упомянутых организаций, пытающихся всем доказывать, что они –единственные и главные. "Единственность" и "главенство" изнутри начали быстро трещать по причине уже внутренних конфликтов в их тоталитарной коммерческой секте (речь про АЙЦ). Началось все с того, что диктаторы стали запрещать инструкторам своего центра подрабатывать в других центрах. Так, из АЙЦ ушли Зайцев и Буланова, решив в конечном счете создать свое отдельное направление. Запрещалось участникам занятий носить майки с брендовыми надписями других йога центров. С тех, кто прошел обучение и получил сертификаты тренинга в АЙЦ и стал профессионально и самостоятельно преподавать в других местах, Константинов с Журавлевым стали требовать дань. Но многие, конечно, были против, учились ведь далеко не только в АЙЦ. После организация АЙЦ раскололась на два лагеря из-за денег, власти и брендов. По одну сторону – Константинов с дележкой денег и имущества, по другую – Буланова, Журавлев и Заенчковский с Екатериной Сиваковой, дело даже стало идти к тому, что пора все решать через суд. Дошло до смешного: один раз Раев укусил за руку Константинова. :) После они поделились на разные направления с разными сайтами, залами, инструкторами и т.д., но оставили договоренность: не выносить сор из избы и даже оставить рекламу друг друга на своих сайтах, ибо деньги – святое. Позже откололся от них и Агапкин, сделав свой личный коммерческий проект. Надо сказать, что внутри этого центра заправляет еще и тот самый Бабкин Сергей, который мечтал и таки стал гуру. Там, под крышей Агапкина, он строит свою секту с сексуальным оргиями, называя это тантрой, в которой он стал "гуру". Далее, по цепочке, организация АЙЦ раскололась окончательно: ушел и создал свое направление Дмитрий Перетрухин, потом Раев, потом отдельный центр сделал Заенчковский с Сиваковой, и в конечном счете отдельный центр создали Журавлев с Барановым. И это все делали люди, которые хотели давить на меня и других, чтобы я становился под их знамена, променяв традиции на вот это вот все...., как бы так помягче выразиться.
Так как я изначально отказался сотрудничать с этой организацией и публично высказал все, что о ней думал (я не привык себя давать в обиду, и мои друзья тоже), то нас, натхов, они ненавидят и по сей день, говорят что мы – тоталитаристы и сектанты. Хотя если по этим пунктам рассмотреть поведение Константинова, Заенчковского, Журавлева, Бабкина с Агапкиным, то именно они и подходят под категорию тоталитарной, агрессивной секты.
Автор текста: Йоги Матсьендранатха