Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!
Дело в том, что в приведенной выше книги утверждается что доктрина "одержимости" (самавеша) является именно важной чертой Трика-йоги, которую нельзя найти в других системах и там сказано, что фактически самавеша - это внезапная непосредственная интуитивная реализация собственной божественной сути, называемой ишварапратьябхиджня и она приводит к состоянию дживанмукти, причем самавеша может возникнуть как на уровне шакта-йоги, так и на более высоком шамбхавы.
Б.Н. Пандит – человек уважаемый, но если бы он был сейчас жив и я его встретил, то я с ним бы поспорил на эту тему. Если говорить о виде самавеши, конкретно связанном с Богиней Трикой, то, конечно, на 100% в таком виде нет. Но по сути – есть фактически во всех тантрических системах: в Кубджике, в Шрикуле, Каликуле, у Натхов и др. Другое дело, что в ином виде, это да. Сказать, что самавеша свойственна только практикам КШ – это то же самое, что сказать, что только у натхов практики вводят праны в сушумну и нигде больше, но это не так. И ваджраянцы подобным промышляют, только называют это не сушумна, а авадхути, так же и с самавешей.
Приведу простой и наглядный пример. Когда тантрик делает пуджу, он жертвует с любовью Девате все то, что для него актуально в повседневной жизни, а потом это берет себе обратно как "освященный прасад" (милость, или ануграха). Другое дело натха-йогин – у него ничего нет, кроме джанеу, кундал, лангота, бхагава-капра, камандала, тришулы, мекхалы и т.д. Что он будет предлагать? Ну, вот это все и будет. Кому? Такому Божеству, которому свойственны данные атрибуты, в данном случае это Горакшанатх. Горакшанатх один, он – йоги, как и Девять Натхов, но если вы тантрик и почитаете Ямалу, то, как грихастха, вы почитаете, грубо говоря, не "Шиву-холостяка"
, а "Шиву с его Шакти", внешние подношения и пуджи – разные, но они есть. Божества символизируют то, какой вы образ жизни ведете, понимаете? Вот именно в таком образе жизни, ее инструментарии, атрибутах, Божестве и происходит сакрализация и авеша. А кто-то иногда делает в период ретрита одну пуджу, а в период социальной активности – другую, каждый трансформирует ту энергию, которая актуальна именно на данный момент. Если вы нигде не работаете, вам не надо зарабатывать деньги на семью, то у вас и нет ничего, а если что и есть, то вам необходимый минимум. Вот это вы и сакрализируете. Соответственно и подношения простенькие (а других у вас и нет в таком случае). Но если вы живете жизнью, где люди делают бабки, где они хотят наслаждаться обилием и комфортом, где кругом идет война алчных, завистливых, ушлых и т.д. людей, то и соответствующие Божества, соответствующая сложность подношений и т.д. Но тут, кстати, надо понимать: так, например, Махакалу может почитать и натх, и утонувший в социуме вояка, хотя Махакала – это и Угра-Девата. Надо сказать, они разные бывают: йогин, ушедший в ретрит и практикующий сложную аскезу (катхин-тапасья), – это одна форма Угра Калабхайравы, а тантрик, "долбающий врагов" и конкурентов в социуме, – это может быть другой Махакала. У них и мантры могут быть разными. Так же и одиночество, брахмачарья Деваты иногда может использоваться мирским человеком, например, в случае с Хануманом, обычные индийцы его очень даже любят. Но есть какие-то основные архетипы того, что для вас актуально.
Далее, в пудже есть один вид погружения сознания, но там вы Шиву или Шакти воспринимаете как форму, подобную вашей обычной человеческой; если вы более тонки в восприятии, то вы Шиву и Шакти воспринимаете как некие метафизические состояния, такие как, например, бинду, нада, пустотность и т.д. и т.п. Тогда начинается внутренняя йога. В обычной тантре она может быть своя, в натховской – своя; у натхов Горакша – это символ "го" (чувства), "ракша" (владыка): тот, кто защищает или контролирует чувства. Есть какие-то тонкие различия в разных Деватах, их доктринах, практиках, но есть и сходства, в целом цели у всех позитивные.
То есть самавешы якобы можно достигнуть на всех уровнях. причем, чем выше аспект тем более возвышенный аспект божественной природы личности расскрывается и по причине наличия разных уровней на который можно испытать самавеши, признается 50 видов одержимости Шивой.
Ну да, и во всех есть свои нада и бинду. Это санскритский алфавит, соотносимый с разными таттвами и включающий в себя тем самым все главные вселенские силы, составляющие микрокосмос йогина и воспринимаемые им как свои манифестации, т.е. себя как Шиву. В "чистой санскритоязычной тантре", в Кубджике, Шривидье, Каликуле и Трике – это так. Впрочем, есть и у других, но тема эта, как тантра, бесконечна.