Гуруджи ко Адеш!
यथोदरं भवेत्पूर्णमनिलेन तथा लघु |
धारयेन्नासिकां मध्या-तर्जनीभ्यां विना दॄढम || ६४ ||
yathodaraṃ bhavetpūrṇamanilena tathā laghu |
dhārayennāsikāṃ madhyā-tarjanībhyāṃ vinā dṝḍham || 64 ||
Здесь про насикагра-мудру (под ней могут подразумеваться разные техники, в зависимости от того, какой Гуру как это понимает) там говорится о сжатии ноздрей пальцами, исключая тарджани (указательный) и мадхьяма (средний) пальцы, сжимая их. Есть там еще про удара (живот), который надо наполнить (кстати, интересная мысль про дыхание животом
).
Вы знаете, разные тексты могут по-разному описывать, и Учителя трактовать тексты могут каждый по-своему. Ситуация тут очень простая, речь в таких практиках идет об основных процессах, таких как, например, соединение ветров каналов иды и пингалы, праны и апаны и т.п. Это примерно как в неварской традиции во время пуджи Линга-мудру (кистевой жест) делают одним образом, а в индийской – другим, но при этом она всегда используется в почитании Шивы. Почитание Шивы и преданность ему – главное, а кто как свернет пальцы – второстепенное. Аналогично и здесь важно понять основную цель, соединение двух токов. А деталям, особенно садху, внимания меньше уделяют. Детали и их жесткая конкретизация нужны, чтобы отличиться от других школ йоги, чтобы на их фоне иметь индивидуальность, овеществить то, что является надмирским, и заявить громко о себе в мире бизнес-конкуренции. Поэтому так заостряют внимание на второстепенном все эти популярные школы йоги. Я вообще не уверен, что они сами знают, зачем пальцы тем или иным образом нужно приставлять ко лбу, иначе написали бы об этом в своих книгах.