Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Бхакти у Натхов.  (Прочитано 5594 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 608
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Бхакти у Натхов.
« : Март 23, 2007, 23:26:46 »

Джая Шива Горакшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
В тексте "Традиция Маха Йоги Шивы Горакшанатха" в разделе "Садхана" Вы писали:
"...Йога натхов-это в первую очередь служение божеству. Натхи, разделяют бхакти на два уровня - "Сагуна" и "Ниргуна-бхакти". Сагуна делится на пять уровней: Санимитта, Чубхакия, Шраддха-параяна, Саха, Самарасата. Ниргуна считается более высокого уровня, в свою очередь она делится на: Арта, Джигьясу, Артхатхи и Джняна-бхакти."
Скажите, пожалуйста, возможно ли более подробное описание этой темы?
Адеш!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6401
    • Традиция натхов
Re: Бхакти у Натхов.
« Ответ #1 : Март 25, 2007, 23:32:26 »

Мои пранамы Гуру Шри Митхлешнатха джи!
В ведах упоминается две категории Абсолюта, Абсолют как трансцендентный Брахман или Ниргуна-брахман и Абсолют как Сагуна или Пуруша, соответственно этому и появились две основные формы бхакти, одна в форме сагуна-бхакти, другая в форме ниргуна-бхакти. Одной форме больше свойственно воззрение двайты, другой - адвайты. Одной форме бхакти больше свойcтвенны методы карма-канда, другой - джняна-канды. Приложения к ведам разделялись на брахманы (карма-канда), араньяки (упасана-канда) и упанишады (джняна-канда). Эти тексты и их предписания могут рассматриваться как соответствующие 4-м стадиям жизни человека: веды - брахмачарин, брахманы - грихастха, араньяки - ванапрастха и упанишады - для саньяси или муни.  Муни в отличие от брахманов и Риши практически не занимались карма-кандой, огненными ритуалами, они придерживались «моуны» молчания и дхьяны, их практике была больше свойственна «джняна-канда». Собственно от муни и произошли саньяси, авадхуты, сиддхи, натхи.  Поэтому их практика в большей степени соответствовала «ниргуна-бхакти» или «антаранга-бхакти». Ванапрастхи - это конечно не совсем «йати» отшельники, но, тем не менее, они считаются уже отошедшими от мирской деятельности, некоторые ванапрастхи уходили в лес целыми семьями. Их практика и включала упасану, которую можно было поделить на сагуна-бхакти и ниргуна-бхакти. Эти три раздела садханы, натхи соотнесли с методами йоги, а именно: карма-, джняна- и бхакти-йога. Все эти разновидности йога-садханы необходимы, к тому же они взаимосвязаны. Полноценная бхакти включает в себя и джняну, и карму. Когда действия становятся бескорыстными «нишкама», вы следуете дхарме и упадешам Гуру, и посредством джняны вы обретаете саччидананду и кайвальянанду, вы утверждаетесь в «мукти-марге» и пути к освобождению. Я бы сказал, что двоякость в бхакти необходима, так как сагуна- и ниргуна-бхакти помогают взращиванию друг друга, питают друг друга. По сути, это и есть натховский подход, вы не встретите ни где информации подробно описывающей те стадии бхакти, о которых я упомянул и про которые вы спросили. В других традициях бхакти рассматривается иначе. Сагуна как проявленная, делится на пять стадий и ниргуна - на четыре, можно так же сагуну соотнести с Шакти, а ниргуну с Шивой, хотя это в общем, в частностях же подразумевается, что Шива обретает форму благодаря Шакти, равно как и Шакти может рассматриваться как трансцендентное начало.  Говоря о натхах, конечно же, стоит вспомнить и их подход, то, что они придерживаются состояния равновесия, видя в иманентном трансцендентное и, наоборот, поэтому невозможно сказать, что они последователи какого-то одного из существующих методов. Но тем не менее, натхи признают частичную правильность всех учений и то, что методы этих учений могут быть полезны в йога-садхане.
  
 И так сагуна-бхакти:

Санимитта-бхакти (бхакти, причиной которой является наша социальная личность):
Эта бхакти преследует личную цель в большей степени и связана с осознованием себя и своих потребностей.
Акаршана-бхакти (акаршана-тяготение, притяжение):
Здесь в наибольшей степени присутствует направленность на Бхагавана, так как бхакта получает от Бога проявленную, нисходящую милость в процессе своего служения.
Шраддхапараяна-бхакти (бхакти в виде окончательной, утвердившейся веры):
Здесь бхакти-садхана совершается естественно, без ваджах (причины) или нимитта (безпричинно).
Сах-бхакти (сах-вместе с, «бхакти вместе с Бхагаваном»):
Когда Вы постоянно осознаёте себя и Бога, и свою с ним взаимосвязь.
Самарасата-бхакти(бхакти единого вкуса):
Эта бхакти подобна океану, она все наполняет собой. Это похоже на морские потоки, их существует разнообразное множество, но все они - море. Таким образом,  бхакта, бхагаван и бхакти становятся одним целым. Бог в Вас и Вы в Боге, он во всех и все в нём, это «шрештха» наилучшая бхакти.
    
Ниргуна-бхакти - направленность на Трансцендентный Абсолют «Ахам Брахмасми», вернее, полное тождество себя, как Атмана, с Брахманом. Правда у натхов так же физическое тело «пинда» рассматривается как тождественное «брахманде» вселенной. Всё мироздание есть ничто иное как духовная энергия Абсолюта, проявляющаяся как Апара-видья и Пара-видья, натхи не рассматривают проявленное исключительно как иллюзию, чему учил Шанкарачарья, а так же атман - как несуществующий. Аналогично, с теориями о количестве таттв и их взаимосвязях, как это существует в некоторых тантрических философких системах. В отличие от них, натхи не делили учения на низшие и высшие, поэтому у натхов в 12 пантхах вы можете проследить взаимосвязь практически со всеми религиями, которые существуют или существовали в Индии, натхи принимали все концепции. Но они предпочитали избегать жестких теорий относительно  Абсолюта, а так же противоречивых социальных устоев общества, в которых была замешана и религия, со множеством своих противоречий. Путь йоги и мистицизма, по мнению Горакшанатха, не должен был зависеть от этих факторов, либо зависеть только для достижения положительных в духовном смысле результов, поэтому всё существующее стоило рассматривать как способствующее Вашей духовной эволюции. А для этого необходимо гибкое мировоззрение и гибкое поведение в социальной среде, чему мировоззрение натхов и соответствовало. Горакшанатха мало интересовали противоречия в учениях и их социальные активности, поэтому его сиддханта была уникальной, какой она остается и по сей день.
  
Стадии ниргуна-бхакти следующие:

Арта-бхакти («артана»-соединённый через речь «мантра»: Со-хам, ШивОхам, Ом Тат Сат и т.д.) :
Название говорит само за себя. Осознание Бхагавана через звук в виде джапы.
Джигьясу-бхакти(джигьясу означает познающий):
Посредством воли «иччха» осуществляется направленность на Богу.
Артхатхи-бхакти (достигший):
На этой стадии Вы утверждаетесь в союзе с Богом.
   В трёх вышеперечисленных стадиях присутствует элемент «сакама» или волевой направленности, в отличие от четвёртой, которой свойственно состояние «нишкама» отсутствие состояния ограниченной личности. Это происходит по той причине, что сверхсознание и индивидуальное сознание полностью становятся одним целым.
Джняни-бхакти: Эта высшая бхакти, в ней через Вас действует Бог, который также проявлен и в Вашем сознании. Здесь через мир ты осознаёшь Бога и через Бога мир, Бог рассматривается как Парасамвит(трансцендентное сознание).

Высшие состояния Бхакти часто сложно описывать какими-либо словами, так как любая попытка фиксации Божественного в виде слов, может так же оказаться сильным ограничением.
« Последнее редактирование: Март 26, 2007, 08:08:17 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 608
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Бхакти у Натхов.
« Ответ #2 : Март 27, 2007, 15:46:54 »

Джая Шива Гракшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Большое спасибо Вам за ответ!
Думаю, что следуя Вашим упадешам, можно избежать ошибок.
Адеш!
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 608
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Бхакти у Натхов.
« Ответ #3 : Апрель 13, 2008, 22:15:05 »

Джая Шива Горакшанатх!
Адеш, Гуру джи!
Можно ли сказать, что с метафизической точки зрения, джняна бхакти-это состояние блаженства, самоузнавания Бога (Шива, Непроявленный абсолют, Сознание) в своем отражении (Шакти, Проявление, Творение), а для йогина - это возможность осознать в себе этот процесс?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6401
    • Традиция натхов
Re: Бхакти у Натхов.
« Ответ #4 : Апрель 15, 2008, 20:57:29 »

Адеш!
Джняна-бхакти -это такой уровень, когда состояния двойственности и недвойственности погашаются друг в друге, в одном едином, совершенном состоянии, познание этого состояния и есть джняна-бхакти. В Традиции Натхов это состояние означает познание сущности Богов как Натхов. 
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2008, 16:16:20 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 608
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Бхакти у Натхов.
« Ответ #5 : Апрель 16, 2008, 09:32:13 »

Адеш, Гуру джи!
Спасибо большое! Насколько я понял, здесь вроде как разделения уже нет...
Записан

Валентин

  • *
  • Сообщений: 1
Re: Бхакти у Натхов.
« Ответ #6 : Июль 06, 2019, 20:32:38 »

Адеш Гуру Джи!

Здесь затрагивается одна из основополагающих тем Йоги такая как служение Абсолюту, в связи с чем ищу ответ на некоторые вопросы. Хотя они могут показаться несколько дилетантскими однако имеют большое значение возможно не только для меня. Чтобы сформулировать немного обрисую ситуацию; некоторое время назад стал интересоваться духовными и религиозными учениями, начинал с банальной психологии и философии буддизма, прошел по основным течениям, в согласовании с которыми сформировались определенные базовые представления,что можно выделить области где все они пересекаются, и области в которых кардинально расходятся, что есть определенная логика, если можно так сказать, эволюции учений, и прочие, все больше теоретические вещи, но теория, как известно без практики суха, так и формирование практики играло и сейчас еще тоже играет большую роль. И знакомясь с различными практиками постоянно возникала потребность формирования своего индивидуального подхода, ведь практика определяется местом, временем и обстоятельствами, и смысла практиковать что этому не сочетается никакого нет, или что вообще никак не сочетается тоже. И здесь я пришел к практикам Йоги, в частности Йоги Натхов, но это ближе к настоящему времени, а в процессе 'до' была так же выделена практика медитации, с которой связаны несколько небольших опытов когда медитировал постоянно по несколько часов в день, и было такое что в какой-то момент почти перестаешь чувствовать тело и видишь что-то похожее на свет, хотя возможно это и есть свет, хотя сидишь в темноте с закрытыми глазами совершенно без каких-либо сторонних воздействий. О том что перестают чувствовать тело и видят свет читал что у многих такое бывает на определенном этапе, но именно чего это опыт, если можно прояснить?
Наряду с этим постепенно комбинировал и чисто телесные практики, где обнаружил некоторые блоки, особенно существенный блок в районе вишудхи, но не в самой вишудхи, а пингалы на уровне вишудхи, которая если правильно понимаю на грубом теле соответствует сонной артерии, что даже когда делаешь перевернутые асаны, и чувствуешь как прана с одной стороны хуже проходит, но с этим сейчас есть прогресс благодаря практике боковых асан и одному западному препарату, хотя, и в аюрведе наверняка есть подобные препараты. Еще с ртутью экспериментировал, в малых количествах, но особого эффекта не заметил.
И еще один опыт, в то время когда читал много духовных текстов, и проводил много времени на природе, и медитировал на звездное небо в шавасане. Тогда уже более менее имел умственное представление что духовный мир пронизывает материальный, но как может быть один ничем неограниченный мир? Это у меня никак не укладывалось. Вот в одну из таких ночей размышлял об этом, и все крутилась фраза из Упанишад, сейчас точно не вспомню, про то что Он (в смысле Брахман, или Абсолют) и меньше мельчайшего и больше наибольшего, и тут я немного повис на том как такое вообще может быть одновременно? И в голове в этот момент как будто что-то щелкнуло: то есть получается, если в духовном плане Абсолют, в наибольшей и наименьшей форме суть одно, то в материальном его плане как проекции мира духовного, бесконечная множественность наименьших его форм вложенная в одну и только одну наибольшую форму является скорее градацией иллюзии? Другими словами неограниченная форма Абсолюта проецируется в бесконечной вложенности сама в себя через наименьшую? И нет никакой границы за которой ничего уже нет, но замкнутая избыточная система избыток которой создает кажущееся многообразие ее форм? Незнаю, как-то это слишком невероятно для обыденного ума, часто еще потом возвращался к этому медитациях, но так и не смог бы утверждать что получил окончательный ответ на эти вопросы. И о многом другом еще размышлял, о своем Пути, месте в жизни и подобном, были и некоторые другие опыты, но об сейчас не совсем подходящее время.
И вот, постепенно размышляя пришел уже к тому, что решил полностью и безоговорочно посвятить всю свою оставшуюся жизнь служению одному Абсолюту!
Единственное, есть несколько смущающих моментов большинстве течений, и один из основных это получение духовного имени при инициации. Дело в том, что мне строго настрого было запрещено менять или принимать какие-либо другие имена помимо данного при рождении, и я обещал что никогда ни при каких обстоятельствах не сделаю этого (и еще некоторых вещей), поэтому могли бы Вы уточнить насколько критично в Традиции Натхов если у человека будет только одно его мирское имя? Понимаю конечно такой человек обречен на косые взгляды, возможно становление изгоем и белой вороной, но меня уже в этой жизни интересует прежде всего только один Абсолют и следование своему Пути и обетам.

Адеш.
Записан