Джайя Гуру Горакшанатх!
Я решил поделиться впечатлениями о недавней поездке в Тибет, которую организовали мои талантливые латышские ученики.

Фактически эти три недели прошли в Тибете, поэтому я не отвечал на форуме и редко на имэйлы, впрочем, я ошибался, написав, что до тех мест не дошла "нога интернета". Как выяснилось, айфон ловил сеть даже у подножия Кайлаша, более того, за последние 10 лет китайцы Тибет сильно огламурили, и у подножия Кайлаша, в Дорчинге, есть сейчас почти все: и интернет, и магазины с разными необходимыми товарами.
Итак, начну по порядку. Рассказать, конечно, можно было бы очень много, но я буду краток, буду выкладывать самое основное и рассказывать. Готовились мы к этому путешествию за несколько месяцев, так как по нынешним правилам для получения китайской визы в Тибет, в Катманду, нужно набрать группу из людей одной национальности, не менее 4-5 человек, нам чудом повезло, было только 5 человек – трое латышей и двое русских. Китайцы боятся, что туда могут проникнуть какие-то личности, способные поддержать революционный настрой "за свободный от Китая Тибет". Мы все же получили визы, и пока их ждали, "случайно" встретились в Бхактапуре (Непал) с учениками Кришнанатха, у которого натховский ашрам в Италии, и очень душевно пообщались.
Потом отправились на мини-автобусе к границе Непала и Тибета. Ехали не долго, несколько часов, с постепенной сменой высоты. Пограничный пост выглядит просто, переезжаешь через мост – и на другой стороне Китай (Тибет), на границе проверяют сумки, нельзя провозить фрукты и мясные продукты, конечно, литературу с фотографиями "Лам-беженцев" и т.п. Было много индийцев, очевидно, не бедных, так как поездка, в принципе, не из дешевых. Как мы потом узнали, многие продукты стоят дороже, чем в Европе (если говорить о привозных товарах), отели – то же самое. Наши друзья нашли нам весьма интересного гида, правда, сначала мы принимали его за "китайского шпиона", но оказалось, что человек вполне нейтральный (полунейтральный

). Он был раньше монахом, 9 лет прожил в Нингмапинском монастыре, а потом еще 13 лет пробыл монахом в Лхасе, в Потале, в линии Гелук. Он нам рассказал о позитивной и не очень стороне китайской оккупации Тибета, правда, он тоже был вначале аккуратен в своих откровениях. Позитивные стороны было видно сразу, даже без объяснений, китайцы отремонтировали дороги, нам показалось, что они лучше, чем в Европе. Лхасу и другие города вы не узнаете – все отстроено, вычищено, вылизано, блестит. Но как нам сказал Дордже (тибетский гид), эти инвестиции сопровождаются активным влиянием Китая, заселением Тибета китайцами, вывозом из Тибета природных ресурсов, почти все местные ламы работают на китайское правительство, население уже говорит больше на китайском, чем на тибетском, даже в школах предпочтение отдается китайскому. В школах учат новой версии истории, что "Тибет всегда был частью Китая" (вернее, Китаем). На всех домах висят китайские флаги, на отелях и даже монастырях. Нам не очень понравилось, что китайский флаг висит даже над пещерой Миларепы, только на Кайлаше пока его еще нет. Дордже ушел из Поталы, так как проходил тест на буддистского чиновника, который должен работать на китайское правительство, и по его словам, китайский интервьюист сам запутался, когда просил его рассказать историю Тибета и его отношение к Далай Ламе. Он говорил, что тибетский флаг был просто флагом армии Тибета, а не страны

, но потом не смог ничего сказать на тему, почему деньги были отдельные, а не нынешние юани. В общем, Дордже поставили ультиматум: или "подумать", или он больше не работает в Потале монахом, и он ушел по своему желанию, отказавшись от титулов и монашества. Но как выяснилось, он остался хорошим специалистом по буддизму. Мы говорили о коррупции лам, как нынешних, так и бывших, тибетских и тех, что на Западе, хотя и о достойных ламах, йогинах, римпоче тоже говорили. Как выяснилось, подобная атмосфера существует не только в Индии с некоторыми индийскими Гуру, но и в буддизме тоже. Наверное, это мы обсудим не на форуме, чтобы никого не обижать, а с моими американскими учениками по имэйлу. Дордже сказал, что система отбора тулку (лам-перерожденцев) сейчас в Тибете построена не по тем принципам, как раньше, где ребенку дают предметы ушедшего ламы и смотрят, к каким предметам ребенок потянется. Сейчас "китайские буддисты" просто выбирают и назначают сами того, кто им подходит.
Мы въехали в Тибет:










Такие дороги в Тибете сейчас:


Местная природа:





Местный быт:


По пути к Кайлашу мы забирались на гору, чтобы адаптироваться к высоте и перепадам содержания кислорода в воздухе. В Тибете с этим большая проблема, многие индусы не выдерживают и уезжают, некоторые неспособны обойти Кайлаш, быстро слабеют и падают обессиленные, бывают даже случаи летального исхода. Мы видели много индусов, которые еле передвигались, видели даже людей под капельницей. Многие доходят только до подножия Кайлаша, сфотографируются и возвращаются, а проходить всю большую кору (есть еще малая кора), которая тянется более 50 км, берутся не все, так как идти нужно по горам. Самая высокая часть пути находится на высоте 5600 метров, там уже лежит снег, чувствуется недостаток кислорода, поэтому идти надо медленно, желательно не волноваться и медитировать на Шиву.
До Кайлаша мы посетили маленькую деревушку, где находится пещера махасиддхи Миларепы, тут он совершал свои аскетические подвиги, место очень сильное оказалось. Нам захотелось там подольше остаться, помедитировать, но времени было мало, да и пещер Миларепы оказалось немало. Посетили также пещеры Падмасамбхавы, Тцонкапы и других буддийских йогинов.