Сахаджа – это естество, а дыхание – это самый естественный процесс для дживы. Без дыхания человек не сможет долго жить. Так же как естественно для человека говорить и думать, так же и естественно для него дышать, без дыхания нет речи и нет мысли (кальпа). Если вы остановите дыхание, то вы остановите и мысли, и речь тоже. Ваши колебания праны (жизненной энергии) остановятся вместе с мыслями, наступит прана-ниродха и читта-вритти ниродха, а также понятие "речь" начнет переходить с уровня вачаки к пара. Аджапа-джапа – это естественный процесс, потому что чувство "Я есть Он" является для нас естественным, неестественное состояние возникает, когда мы погружаемся в Майю и двойственность, в которой запутываемся. Ко всему прочему, от природы и от Бога мы все наделены способностью дышать и повторять постоянно мантру "сохам". Мои Гуру мне говорили, однако, что любая мантра может перейти в аджапа-джапу. Если конкретно говорить о натхах, то у них мантра, которая повторяется с усилием, называется сурати, и мантра, которая сливается с Атманом и проживается спонтанно, есть нирати, и нирати – это уровень, известный как сахаджа, согласно Традиции натхов. Это просто разница методов в зависимости от разных сампрадай, понятие сахаджи еще есть и у вайшнавов, у буддистов, также понятие о ней есть в дохах джаинов, в определенном виде у индийских суфиев. Но какой бы метод ни был выбран, на уровне его полноценного опыта "анубхава" можно открыть взаимосвязь между сахаджийскими упаями разных школ.