Адеш!
Кстати, у этого Анудж Сингха есть информация и относительно аюрведических измерений пропорций тела, в свете тех ссылок, которые тут выложил Виранатха. Я могу объяснить ту логику, которую я вижу в этом, относительно натховских текстов. Человек, как известно, микро- и макрокосм, в «Сиддха-сиддханта паддхати» дается пояснение о вселенском теле Бога, и внутри него – человеческих, которые его копируют метафизически, но последние смертны и несовершенны. Соответственно, йога учит контролю тела и его энергий, через осознание их, осознания Атманом. А на внешнем уровне, тело вселенной познается через такие модели в Традиции, как 84 сиддха, которых почитают, это своего рода духовное тело Сампрадаи. Невозможно напрямую слиться со всей вселенной, не утратив чистоты осознанности, это должно происходить аккуратно и естественно, без захвата своего сознания Майей и погружения в бессознательное (джада). Все эти махасиддхи, включая Горакшанатха, Матсьендранатха, всех Девяти Натхов, – своего рода страховка, они – корректоры духовного опыта и пути, который должен быть гармоничным. Это все подобно тому, как мы достигаем гармонии в своем теле пран, интеграции всех аспектов своего сознания, гармонии тела и сознания и т.д. и т.п.
Хотя, безусловно, очень непросто встретить садху, способных объяснить эти вещи ясным и простым языком, Традиция Натхов подразумевает не просто саньясу, ведь саньяса – это один из ашрамов индийского социума, они – авадхуты, и они над ашрамами и тем, как понимают в них "йога". В обычном индийском (да и любом другом) социуме много пандитов, которые пишут книги, статьи, получают зарплаты, чтобы жить и кормить свои семьи, зарабатывать имя и статусы, по которым их определяет социум. А садху, тем более натхи, – это другая категория, с иной системой ценностей. С другой стороны, различия между теорией и опытом нет, тот, у кого совершенный, не омраченный опыт, тот понимает и тексты традиции, написанные предшественниками в Традиции. Однако прошло время, и новое поколение садху просто сделало другой, свой социум, где можно принять прибежище и продолжать жить уже беззаботно, просто жить. И большинство может путать сахаджу с просто отживанием дней своих в Сампрадае, а не поиском там Бога и постижением Атмана. Поэтому просто попасть в Традицию, став там дишкшита, недостаточно, надо искать знающих и опытных йогинов и практиковать, конечно.