Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Махавира-джаянти  (Прочитано 4376 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Махавира-джаянти
« : Март 31, 2007, 19:56:59 »

Сапрема пранам!

 Кстати, прочитал в сети, что сегодня день явления Махавиры, интересно было бы узнать побольше о том, насколько эта традиция связана с йогой. Как я понял, ранние джайны были связаны с натховской традицией и если не ошибаюсь, Будда, до просветления учился в двух школах, одна из которых была связана с джайнской традицией.

31 марта (дата для 2007г.)


День рождения основателя религии джайнизма Махавиры, 24 и последнего тиртханкара (санск. «ведущий через океан», т.е. пророк, который ведет за собой по жизни) – главный праздник джайнов. Отмечается молитвами, постом, лишенным пышности паломничеством к святыням джайнов – древним храмам в Гирнаре и Палитане (штат Гуджарат) и в других местах, а также относительно скромным угощением.

Дигамбары (одетые светом) – последователи одной из сект считают, что Махавира родился в 615 г. до н.э., Шветамбары (одетые в белое) - последователи другой секты – что в 599 г. до н.э. близ города Вайшали. Его отец происходил из кшатрийского рода (класса аристократов), а мать  - из влиятельной семьи, принадлежавшей к племени личхавов.

В 30-летнем возрасте, раздав свое имущество, стал странствующим аскетом. Посвятил 12 лет полной аскезе. На 43-м году жизни Махавира достиг абсолютного знания и стал джиной (победитель), т.е. освободившимся от любой психофизической зависимости. Это произошло под деревом сал, ставшего для джайнов священным.

В течение 30 лет вел пропаганду своего учения в различных пригангских государствах и обрел множество учеников и последователей. Махавира ушел из мира в возрасте 72 лет, уморив себя голодом (468 г. до н.э.).

Путь к освобождению, определенный Махавирой, - это следование «трем драгоценностям»:

Первая – «совершенное мировоззрение», т.е. умение видеть мир таким, каким он представлен в учении Махавиры;

Второе – «совершенное знание»: постижение истинной сущности души и окружающего мира, преодоление неведения, которое является основной причиной «земных страстей и желаний»;

Третья – «совершенное поведение», т.е. следование установленным Махавирой правилам. Они сводятся к выполнению «пяти великих обетов (панчамахаврата): ахимса (непричинение вреда живым существам); сатья (праведность); астея (неприсвоение чужого); брахмачарья (соблюдение целомудрия); апариграха (воздержание от суетных привязанностей, т.е. отказ от собственности, развлечений, удовольствий).

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махавира-джаянти
« Ответ #1 : Апрель 04, 2007, 12:30:27 »

Адеш!
Термин «джайн» образовался в честь последнего тиртханкара Джины Махавиры, который реформировал учение тиртханкаров. А до него они действительно к натхам имели прямое отношение, такие имена как Дхарманатх, Неминатх, Паршнатх, Адинатх, Вималнатх, Шантинатх, Анантанатх, Шамбхаванатх и др., все эти имена имеют прямое отношение к натха-сампрадае. Прошло больше тысячелетия и сейчас, Джайнизм - это совершенно не то, что было до Махавиры. Сами джайны обладают не большим знанием того, что было до него. Я просматривал несколько джаинских паддхати на хинди, которые мне показали мои друзья джайны в Дели, действительно, в списках тиртханкаров очень много имён не просто оканчивающихся на «натха», а известных имен в нашей сампрадае. Учитель Махавиры, Паршнатх, считается одним из сыновей Матсьендранатха. Кстати, весьма любопытно, что линия тиртханкаров, в которой упоминаются имена известных натхов, существовала в 6 веке до н.э., что очень сильно расходится с утверждениями многих историков, считавших, что натха-сампрадая появилась в 10-12 веке. Один из тиртханкаров, Аджитанатха, так же вместе с Ришабхой и Ашританеми (Неминатх), упоминается в Яджурведе, что говорит о существовании натхов ещё во времена написания Вед. Мой Гуру, считает, что эта линия (джайны), действительно когда-то была натховской. Что касается Ачарьи Махавиры и его дальнейших последователей, то они ввели много элементов крайнего аскетизма, ахимса у них носит радикальный характер. Особый интерес представляет их детальный разбор различных видов кармы, пожалуй, такая детализация в высшей степени свойственна джайнам. В целом учение джайнов дуалистическое, как и буддисты, они отрицают кастовую систему. Есть у них и своя джайнская йога, правда, носит скорее внутренний характер, похожа на раджа-йогу.
Кстати, меня приглашали в прошлом году на съезд космоэнергетов и как я понял, многие из них посвятились в Индии у Джайнов и практикуют прекша-дхьяну. Забавно то, что они практикуют дыхание животом подобное даосскому, корейскому и др. Хотя, лично меня это не удивляет, потому что во многих классических текстах по хатха-йоге, чаще всего, судя по описанию, речь идёт не о полном дыхании, а скорее о дыхании животом.
О джайнской йоге немного описано в «Энциклопедии йоги» Георга Ферштайна. К сожалению пока мне не доводилось общаться с Гуру этой линии, наверняка, у них тоже есть много ценного, что касается йоги.
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2007, 13:15:48 от Virati »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.