Индия - страна контрастов, ничего не скажешь.
Страна с древней системой мистических знаний и богатой культурой, и грязными индусами, дерущимися за право усадить в свою рикшу иностранцев, особенно если они в Индии первый раз и не знают местных цен
«Минные поля» коровьих лепешек контрастируют с лотками сладких шариков и других вкусностей, что не говори - рай для агхори и недвойственных любителей острой экзотики. Причем забавно – Индия начинается уже в Домодедовском аэропорту, где обнаруживается, что на двоих пассажиров выдан один посадочный талон. Есть в этом и позитивная сторона – возможность познакомиться с сородичем, совершающим паломничество во Вриндаван.
Весело, что тут скажешь…
Удивляет развитая бюрократическая система при полном административном хаосе, мозг взрывается же от того, что прямо в самолете выдается к заполнению длинная бумажка, которую в аэропорту все равно никто особо не смотрит и спрашивают то же самое устно
Ну а дальше 2 часа ожидания багажа и – выход в открытый космос, эээ… то есть в Дели
Мне повезло в 3 часа ночи скооперироваться с еще тремя русскими путниками и добраться совместно до Мейн-базара, где обретают первое пристанище большинство только прибывших из аэропорта паломников. По дороге было весело наблюдать, как водитель, судя по запаху в машине, приободрившись накануне гашишем, спокойно и весьма медитативно смотрел вдаль сквозь запотевше-пыльное стекло и что-то бормотал себе под нос, видимо мантру, указывающую путь через почти непрозрачное лобовое стекло.
У большинства индусов жизнь достаточно сложная, если мягко выражаться; большинству хватает только на еду, и то не всегда. Возможно, такое состояние страны связано с бесчинствами чиновников, которым неинтересна судьба народа, может, общей безалаберностью самих индусов, сложно сказать… Но жизнь здесь как-то движется и даже кипит
Несмотря на общую запущенность экономики и местных жителей, они весьма активны. Иногда остается только и считать, что у них все на Святом Духе держится в прямом смысле слова. Работающие светофоры видел ночью, мигающие красным светом
, и днем на одной из крупных улиц Дели. Так как, я там задержался ненадолго, может мнение и поверхностное, но то, что видел – бросало тень на весь город
Сложно судить в целом, так как красота и разруха плотно перемешаны, где иногда преобладают островки чего-то отдельно ужасного или прекрасного.
Радует в Индии безграничное обилие вер, храмов и разношерстных почитателей Вечного. Вот где не скажешь, что люди себе построили культ одной личности
. Личностей тут хватает, от трансцедентных (Божества) до вполне физически ощутимых (Учителя). Причем в отношении вторых даже у самих индусов достаточно неоднозначное отношение, вплоть до комиксов. Так как для местного верующего важен не столько статус того или иного Гуру, сколько то состояние и польза (в разных смыслах
) которое можно получить от общения с тем или иным Гуру. Хотя в большинстве случаев респект к учителям у них однозначно присутствует, все таки культурные ценности в плане религии у них развиты генетически, не в пример финансовому благополучию большинства.
Харидвар – город, где, празднуя Кумбхамелу, натхи могут остановиться не в палатках, а в мандире. Здесь махантом является Виласнатх Махарадж. Нам удалось попасть к нему на даршан, а также встретиться с его Гуру – Ананданатхом Махараджем, который уже очень давно в традиции и является дада-гуру нашего Гуру джи. Это один из крупных Патриархов, к натхам он пришел в достаточно юном возрасте. Было интересно пообщаться как с Виласнатхом, который, казалось, был воплощением тихой доброты и мудрого спокойствия, так и с теми садху, которые живут в мандире. Виласнатх много рассказал о различиях натховской доктрины и садханы со многими другими, какие-то вопросы задавал я, а какие-то Гуру джи. Думаю, что эта беседу будет освящена в следующем номере «Адеш». Йоги Виласнатх дал благословение на перевод его книг с хинди на русский, удивило то, что натхи даже имеют представление о «копирайте»
. Садху, конечно, все разные, но в основном - это добрые и жизнерадостные люди. За чаем мы пообщались о жизни в мандире, о проходящей в этом году в Харидваре Кумбхамеле. Мы почтили дхуни и мурти божеств, которые были в алтарной. Многим было интересно съездить в Россию, но то что нужна виза и куча остальных бумажек - они понять никак не могли, так как если «друг пригласил в гости - это разве не аргумент??»
Не подумайте, что фото - пропаганда, а скорее - дело вкуса.Это Гуру джи с махантом из ашрама, который находится возле Джваламаи-питха, по имени Тиратнатх. Его Гуру был известным сиддхой, Джнянанатха. Говорят, что прожил более 200 лет, а потом исчез, растворившись физически в акаше.
В районе Харидвара Ганга достаточно чистая, так как это ее северная часть. Во время праздника принято окунаться с головой. Вода хоть и была достаточно холодной, но взрыв энергии в момент погружения в Гангу с лихвой компенсировал мелкие неудобства!
Достаточно сильное течение сразу подхватывает и тянет за собой, давая почувствовать силу это древней и величественной реки…
В Харидваре достаточно крупный рынок, где можно найти все, что нужно для садханы, включая павлиньи перья (морчхал) и ячий хвост (чамвар), которые используются в некоторых упасанах. Рудракши разных мастей и размеров гроздьями висят в лавках, ожидая своего обладателя…
Ришикеш…Город Свами Шивананды и туристов, интересующихся йогой. Здесь на фоне немногочисленных храмов, в жилых районах пестреют многочисленные вывески приглашающие посетить разные классы по хатха йоге, и, возможно, не только, так как в некоторые объявления обещали сиддха-йогу, трика-йогу и т.д., это уже не просто так
)
Городок небольшой, но в нем есть библиотека и музей памяти Великого учителя. Огромный подвесной мост соединяет два берега реки, которая разделяет Ришикеш на две части.
Много дешевых интеренет-кафе, бистро и книжных магазинов, торгующих книгами по хатха-йоге, с преобладанием материалов бихарской школы, говорят о том, чем здесь интересуются туристы.
Не смотря на это, Гуру проявил свои книжные сиддхи и в свой День рожденья отыскал массу редчайшей литературы по аутентичным стилям йоги и тантры, так что багаж наш стал состоять в основном из книг.
В
Варанаси Ганга уже другая. Венки плывут по реке и лодки, иногда трупы… усопших и преданых реке. Над рекой раздается разноголосое пение и стелется дым от шмашана. Город Шивы вмещает в себе все – и древность и духовную жизнь его жителей и паломников, красоту и грязь… На гхатах сидят садху разных мастей, тут их бреют заодно
. Люди общаются, молятся, моются, медитируют, живут одним словом… И хоть жизнь местных жителей, в бытовом плане далека от совершенства, когда я вернулся в Москву, я увидел, насколько сильно может отличаться внутреннее состояние людей с разным менталитетом.
Горакхпур - это приграничный город на севере Индии, на первый взгляд, ничем не примечательный. Но, уже подъезжая к главному храму Натхов, понимаешь скрытую мощь этого места. Хоть в целом натхи ведут достаточно отрешенный образ жизни, горакхпурский мандир – это целый комплекс культурно- исторических сооружений, от музея до различной величины храмов, где почитается не только Горакшанатх, но различные шактийские божества. Люди, строившие этот храмовый комплекс, постарались на славу. В музее можно увидеть различные мурти натхов, составляющих парампару, восходящую к Шиве Адинатху, а также мурти реализовавшихся йогинов. Можно почтить самадхи известных натховских святых. Отдельно стоит здание для гостей и тех садху, которые останавливаются на несколько дней, есть коттедж, где живут садху, которые практикуют в мандире постоянно. Впечатляет пуджа Горакшанатху, которую проводит давний знакомый нашего Гуру джи – Йоги Шамбхунатх. Звон колоколов и ритмичный бой барабанов сливаются в мощную мелодию, которая начинает вибрировать внутри…. что-то очень древнее пробуждается в душе, теряется ощущение времени, и приходит ощущение глубокого покоя и света, ощущение жизни, как чего-то бесконечного и наполненного какой-то запредельной мощью…
Удивляет уникальная возможность Гуру джи сжимать время - за тот короткий промежуток, что мы с Гуру джи путешествовали по Индии, я увидел столько Учителей, сколько не удалось бы встретить за несколько лет усиленных поисков. Причем очевидно, что люди, не знающие хинди, имеют очень мало шансов получить качественные и аутентичные знания. Гуру джи достаточно свободно объяснялся на хинди и английском, причем по тому интересу, с которым разные Мастера обсуждали с ним различные тонкости йоги и тантры, можно было судить, что он великолепно владеет сложной терминологией. Я безмерно благодарен Гуру джи Матсьендранатху Махараджу за предоставленную возможность и насыщенную впечатлениями поездку.