Адеш!
Думаю, Крипанатх, что в раннем буддизме, ведантических школах вообще каких-либо особых элементов йоги не было, покрайней мере, такой как у натхов. Просто веданта, тантра, натхи, развивались параллельно, и каждая традиция придерживалась своего основного подхода во всем. Они так и остались разными сампрадаями (традициями), конечно, что-то друг у друга заимствовали, но именно что-то. Примерно как и арии путешествовали то с Индии на Север, то с Севера в Индию, но закрепились они все-таки в Индии, а христиане - на Западе. Просто натхи, как традиция, даже соприкасаясь с тантрой, быстро ее трансформировали и придавали ей йогический вид. Тантрики, буддисты, последователи культа бхакти, аналогичным образом поступили с методами натхов. Дело в том, что каждая независимая традиция всегда следовала своему основному мировоззрению, но так как во все века нужно было идти в "ногу со временем", они и брали на вооружение методы других школ. А дальше все происходило по весьма понятной и естественной схеме, о чем весьма просто догадаться, Индия всегда была страной множества крупных орденов и различных сектантских ответвлений, покрайней мере, слово "секта" в Индии не рассматривается как негативный термин, их там очень много, особенно мелких. В ведантизме появилось немало своих отщепенцев, которые по личным интересам создавали собственные школы, например, кому-то стала больше по душе практика йоги, а ведантическая гьяна не особо привлекала. Какому-то Гуру этой линии могла из йоги нравится одна, или же ряд практик, вот тебе и повод для создания новой школы. Тоже самое в вайшнавизме, буддизме и др. Но, создавая свои ответвления, они конечно же глубоко не окунулись в те знания, которые хранились в йогических орденах. Формально они отказались от основы своего учения, но и в йогическую традицию так полностью и не перешли . Соответственно, им достаточно было йоги,просто как техники. В других орденах, конечно, могли быть люди, которые сохраняли приверженность традиции, и каким-то образом умудрились "пришить" к своей традиции методы йоги, разумеется, эти методы в йогическом плане они упростили и привнесли туда много своего. Не могу сказать, кто из этих двух категорий больше внес путаницы, наверное обе. Школы, которые стали ориентироваться на запад последних пару веков, в основном, практику йоги подстроили под потребности большинства западных людей, так как запад для них был хорошей материальной кормушкой. Школы, которые в Индии носят сугубо сектантский характер, вероятнее всего, практики йоги адаптировали лично под себя, а последователи крупных духовных орденов - под свою религиозную практику. Естественно, свое они ставили на первое место, а йогу, заимствованную от натхов, если не на последнее, то покрайней мере, делали приложением. Что касается натхов, то у них с самого начала образовалась система посвящений и обучения, которая помогала отсеивать наносные элементы других учений от тех, которым учили основатели их традиции. Причем, система настолько грамотно поставлена, что даже территориальное нахождение какого-то представительства натхов не мешало ордену сохранять свое основное йогическое мировоззрение.
Что же такое наносные элементы? Внешне их определить простому человеку, который с натхами мало имел дело, крайне сложно, для него йога - "и в Африке йога". Но ведь не для кого не секрет, что йогой может заниматься кто угодно, да и какой угодно йогой, но это совершенно не означает, что человек выбрал ее как свой основной путь. Думать, что все натхи глупы и всех к себе принимают или демонстративно прогоняют прочь - слишком примитивно. Конечно, это не так, одно дело - просто получить какие-то полезные советы или даже простые передачи, а посвящения нормального уровня, за который тебя в ордене будут уважать и открывать перед тобой сокровенное - это совсем другое. Если бы этого не было, в натхи ринулись бы все кому не лень, просто исходя из праздного любопытства. Например, кто-то может быть агхори - он свою садхану считает наиболее эффективной, но внешне он может параллельно практиковать йогу, ему, на самом-то деле, и агхоры вполне хватает для нормальной и полноценной садханы, с его точки зрения, если ему дать посвящения, допустим с "чира" или даршани-дикшей, то он все равно будет практиковать свою агхору, а натхом будет формально. Спрашивается, для чего? Ведь в Индии местным населением одинаково почитаются и садху-агхори и натхи, и поэтому внешний престиж для индийского садху и там и там одинаков. Другое дело - люди с запада, да, они могут ринуться в натхи исключительно с целью заработать себе славу, поскольку учение мало распространенное, или же использовать для каких-то других целей, например, как я уже говорил выше, как приложение к чему-то еще. В Индии такого ажиотажа нет, там, как правило, совершенно определенно знают, что им по душе и чего они хотят. Для простого грихастхи хинду - все саньяси - это просто саньяси, а для садху - посвящение себя садхане - это посвящение себя тому, во что ты реально веришь, впрочем, это сложно объяснить, пока сам саньясу не принял. Разумеется, и саньяси все разные, но какие бы они не были, это выбор достаточно серьезный, даже если и могут быть какие-то мелкие проколы у этого человека, в целом же - весь социум сделает все так, что не будет дела до этого мира. Вся энергия будет направлена в основном на духовное. Любой серьезный не попсовый орден, всегда предоставит просторы и материал для духовной работы. Помню, как один "персонаж" попросил у меня аугхарскую дикшу, но при этом заявил, что ему быть даршани противопоказано, он ведь каула. Спрашивается, а на фига ему еще что-то, если он каула, или он такой каула, что каулизм его сделал недовольным тем кто он есть? В Индии люди, которые не определились, просто совершают практику на том уровне, на котором реально могут, и их не беспокоят уровни дикш и ,тем более, их разношерстности. А вообще, если ты поедешь когда-нибудь в Индию, то сможешь увидеть, что многим индусам йога вообще "до фонаря", она им если и не безразлична в твоем присутствии, то только тогда, когда они знают, что могут конкретно что-то поиметь от тебя кроме йоги. Очень много индусов действительно занимаются йога-терапией, например, по Свами Рамдеву, потому что это полезно для тела. Но если с индусами говорить на какие-то серьезные темы о йоге, то она им абсолютно безразлична. Глубокие знания могут предоставить только уважаемые Гуру в натховской линии, у которых вся жизнь только этому и посвящена, но у них совсем другие интересы. Собственно, я и рассчитываю на то, что в результате моей правачаны выявятся те, кому натховская традиция действительно не безразлична - как и мне, собственно поэтому я и пишу здесь, и провожу программы в России. Каждый берет то, что ему нужно. На Рам Дева набивается стадионы, в каждом городе по 15-20 тысяч человек,но многих ли интересует йога как садхана? Может быть, несколько десятков из всех пришедших.
Начиная с понедельника, в течении месяца я буду занят, и поэтому не смогу часто бывать в сети и отвечать на форум. Возможно, в конце мая я приеду в Москву вместе с Йоги Ракеш Пандеем, думаю, что программа состоится хорошая. Приглашаю.