Понимаете, Трилокинатх, в любой сфере и обществе всегда есть разные представители; если вы поедете в Индию, то именно там вам будет очень легко увидеть так называемых "тапасвинов на людях", для этого достаточно будет прогуляться по гхатам Варанаси. Но это, конечно же, не повод судить обо всех, кто практикует тапас, как и не повод судить о джняни по просто начитанным и забубенных людям, не повод говорить обо всех каулах по примерам, думаю, всем и так ясно каким. Тапасом можно тоже добиваться обретения тщетных мирских выгод, получения известности и т.д. Но какие-то реальные йоги, уходящие из мира, просто посмеются над такими явлениями, посмеются так, что этого, к сожалению, никто не увидит, потому что таким людям незачем никого ни к чему призывать, доказывать и т.д., те, кто себе всё доказали, вряд ли интересуются какой-то социальной мышиной возней.
А кто приходит в духовность, с учетом того, как ее везде пикантно рекламируют? Я думаю, вы понимаете кто. Мне вот понравилась одна история: в Америке был такой иммигрировавший индийский Гуру Сатчидананда, очень большой сделал ашрам, и когда один из его учеников попросил санньясу, Гуру ему отказал. Гуру спросил: "А кем ты пришел в ашрам?". Ученик сказал: "Я ничем не занимался, меня в миру ничего не держит". Гуру ему сказал: "Вот в том-то и проблема, что тебя ничего не держит и тебе нечего терять; как ты можешь быть санньяси, если ты ничего не терял? Какова цена такой санньясе? Наоборот, в ашрамы могут прийти те, кто хочет в Рай попасть на чужом горбу". Так и в Индии много принимающих санньясу, сбежавших от трудностей. А на самом ведь деле, санньясу должны были получать те, кто готовы делать две вещи: или посвящать себя суровой аскезе, удалившись от всех подальше, или если ты соприкасаешься с мирскими людьми, то помогать им духовно, такой человек не может быть принадлежащим самому себе или кому-то. Это труд тоже, в котором надо всегда через себя перешагивать. Вот что такое настоящая духовная жизнь.
А "игрухи", конечно, есть, конечно, садху не должен в них залипать, но он и не должен становиться очерствелым тупым поленом: если вы – отображение вселенной, то помощь себе – это помощь всему миру. Уходить некуда: если кто-то верит, что уйдет в пустоту от мира, то скорее всего его ждет разочарование в его устремлениях, потому что пустота есть во всем, что есть в этом мире. Если кто-то надеется на то, что он спокойно проживет в кусочке жизни, называемом "келья", "гуфа" и т.д., замкнутом от мира, – то же самое: в мире ничего не стоит на месте, и цепляния за какие-то клочки неизбежно приведут к их потере и страданиям.