Шри Гуруджи Адеш!
скажите а сколько существует уровней крия-йоги и в чем они заключаются, насколько это соотноится с практиками у Натхов? Я пришла к выводу (просматривая интернет и общаясь со знакомыми, имеющими посвящение в крия-йогу), что эти уровни у всех разные.
Хороший вопрос. Сутуация обстояла таким образом. Я ехал в индийском поезде и один из попутчиков, видя что едет саньяси, решил пообщаться, он интересовался Горакшанатхом, а я, как саньяси должен проповедовать. У нас зашел разговор о йога-садхане, попутчик мне сказал, что он делает кхечари и ваджроли, рассказал свой опыт в практике. Я его спросил, знает ли он кого-то в Варанаси из тех, кто практикует кхечари, на что он мне ответил, что именно в Варанаси он и осваивал все эти техники, после чего написал мне на адрес, хотя я его даже и не просил об этом, а заодно и свой. Приглашал в гости. Потом он вышел на следующей станции, а я, приехав в Варанаси, узнал что оказывается указанный адрес – адрес Йогачарьи Ракеш Пандея, который находится буквально в 50 шагах от места где я остановился и несмотря на то, что у меня уже давно пропал интерес кого-либо посещать из преподавателей йоги в Варанаси, не будучи уверенным, что кто-то из них может что-то новое и интересное мне рассказать, я всё-таки решил дойти до Ракеш Пандея. Несмотря на то, что я когда-то обошел всех местных йога-тичеров в Варанаси, имя Ракеш Пандея слушал впервые. Зайдя в дом, я встретил его жену, которая была удивлена, что иностранец натх и саньяси, расспрашивал её на хинди, она сказала что Ракеш джи подойдёт через несколько минут. Вскоре пришел сам Ракеш Пандей, посмотрел на меня спокойным взглядом и спросил чем могу быть полезен Вам, Йоги джи? Я не медля, сразу же скаказал, что меня интересует практика кхечари, но не как подрезание или растягивание языка. До Ракеш Пандея, с практикой растягивания языка я был знаком, мне её передавал Йогачарья Раджешекхар Ядав из Горакпура, в своё время он очень много мне рассказал про самые разные практики, такие как кхечари, баджроли и др. Он лично учился у Сатьянанды Сарасвати, Свами Рамдева, в Никетан ашраме и что самое интересное, у Гуруджи Девнатха. Так вот, когда я спросил о кхечари Ракеш Пандея, тот мне сразу сказал, что для кхечари нужна дикша, а иначе он рассказать-то много и не сможет. Мы разговорились на тему йоги, натхов и Кашмирского Шиваизма. После он сел, закрыл глаза, молчал где-то пол-минуты и потом сказал, неожиданно для меня самого: «ОК, завтра я тебе передам дикшу кхечари». Я не просил его об этом, он сам мне предложил получить дикшу для этой практики. Разумеется я сразу спросил его какие будут обязательства (враты) и т.д., так поступил бы и любой грамотный человек на моем месте. Ведь это не должно противоречить тому учению, которому я следую. Всё оказалось довольно неплохо, да и Ракеш Пандей, как я сам почувствовал, очень неплохой практик. На следующее утро, после нашего знакомства и беседы я принес самагри для пуджи и получил передачу. Меня не интересовала парампара крийя-йоги, а интересовала сама практика кхечари. Ко всему прочему, Ракеш Пандей неплохо разбирается в Кашмирском Шиваизме, что лишний раз говорит о нем как о практике и специалисте. Вот такая простая история, которую знают те, кто были со мной у Ракеш Пандея.
Практика, которую он мне передал, немного отличается от той, которую мне передавали другие учителя, но не сильно, к ней добавляется дополнительная техника для растягиваниья языка.
Впервую очередь, я исхожу из того, что из себя представляет человек, именно как человек и Ракеш Пандей в этом плане у меня вызвал уважение. Хороший специалист в практике йоги и хороший человек, у него эти два качества друг другу соответствуют, а такое явление встречаешь не часто.
Относительно ступеней в этой линии, если говорить прямо, то на данный момент они мне не особо интересны, хотя бы по той простой причине, что каждый мастер подбирает практики сам, у одного 4 ступени, у другого 7. Знаю, что в Ришикеше есть один Гуру линии крийя-йоги, у него 7 ступеней, но получить в них передачу не сложно, если не ошибаюсь, каждая стоит чуть больше тысячи рупий. У этого Гуру немало последовтелей в том числе и русских. Первая ступень практически у всех Учителей похожа, в неё входит передача кхечари.
Моё личное мнение, основанное на практическом опыте, все эти уровни - ерунда, есть мастер и есть ученик, или Кундалини-шакти пробудилась и ты получил опыт света, или нет. Очень хорошо это прослеживается в историях о мастерах дзен, когда ученик практикует и постоянно спрашивает мастера о своём уровне, настоящий он или нет, на что мастер отвечает: «Нет, иди практикуй ещё и не парь мне мозги на тему истинности своего опыта». Придёт время, мастер скажет тебе: «Всё, я тебя благословляю, ты Гуру», проведёт гуру-абхишеку и передаст полномочия самому передавать дикшу.
Возвращаясь к Ракеш Пандею, хочу заметить, что я никогда не думал о том чтобы быть Гуру в этой системе, более того, я этого не хочу, поэтому меня не интересуют ступени. Мне вполне достаточно того что есть в линии натхов и тантризме, остальное я рассматриваю только как дополнение в виде различных вариаций. Сейчас столько открылось школ «со ступенями» и трактовками к ним, что я не вижу никакого смысла на какой-то одной из них делать акцент. К тому же, многие известные Гуру современных «методик йоги», такие как П.Джойс, Йоги Рамаях, Парамахамса Йогананда, Вивекананда, Вишнудевананда, Йоги Баджан, Бал Мукунд Синх, ездили на запад и подстраивали («адаприровали») под его среду свои знания, поэтому каждый вычленил из полноценной системы индийской Йога-садханы то, что считал нужным конкретно для ситуации. Все это молодые системы, а что касается натхов, у них иная ситуация.
За тысячилетия натха-сампрадаей нароботан богатый опыт связанный с йога-садханой и он настолько мощный, что его невозможно вписать в какой-то стиль йоги, как это делают многие современные направления, его пришлось адоптировть к религиозным учениям, которые в Индии весьма развиты. Соответственно, натхи акцентируют внимание на 9 натхах, как сущностях наиболее известных Божеств и вер в Индии и на 12 пантхах или духовных направлениях, охватывающих всю традицию в целом. Например,
Дхармапантх связан с Юдхиштхирой (персонаж Махабхараты),
Ганганатх пантх с Бхишмой,
Дхаджа пантх с Хануманом (Махавирой),
Рама пантх с Сантошнатхом (или Вайкунтханатхом) как Вишну-сварупой,
Равал пантх с суфизмом,
Аи пантх с шактизмом и т.д. Мы не стиль йоги, а мощная традиция, в которой йога и в целом, и в частностях. Попытки в натхах увидеть стиль, смотрятся порою смешно. Разумеется, йога в целом как духовный путь и в виде стиля - это большая разница, как небо и земля. И менять первый вариант на последний, я не вижу смысла