Адеш!
Патанджали перечисляет 5 Ям и 5 Ниям, но это, скорее, общие понятия, так как «Йога-даршана» намного больше, чем философское мировоззренческое учение. Йога Патанджали - это одна из систем брахманизма, натхи же придерживаются большего количества элементов Ямы и Ниямы, потому что натхи рассматривают йогу с более практической позиции. Они связывают йогу с практикой различных садхан: ведических, йогических, тантрических, поэтому у натхов предписаний к садхане больше. Некоторые тексты по йоге вообще объединяют Яму и Нияму. Часто предписания одной анги можно встретить в другой и наоборот. Просто есть йоги, которые Яму и Нияму рассматривают примерно так же, как, например, хатха-йогу, которая включает в себя сразу две «анги» - асану и пранаяму. Более того, какие-то практики хатха-йоги могут включать в себя методы лайя-йоги, например, когда ум во время пранаямы растворяется в пране или когда мы практикуем пранаяму, такую как бхрамари, которая может перейти в нада-анусандхану. Некоторые мудры являются составной частью таттва-анусандханы, например, когда нужно сосредотачиваться на 5-и элементах.
Это практики, которые ближе к лайя-йоге, раджа-йоге и связывают одни «анги» с другими. С Ямой и Ниямой дела обстоят так же. Яму мы должны соблюдать, потому что она очищает наш ум и когда он чист, мы способны на нормальное ученичество, поэтому любой настоящий Гуру сперва дает ученику враты, которых тот должен придерживаться, если ученик оказывается достойным, то это сразу же проявится в пробуждении его способностей к обучению. Вот почему Яма важна. Дело даже не в том, есть у Вас Гуру или нет, ведь он может быть формально и мы можем не понимать его, потому что не обладаем необходимой чистотой. Гуру пробуждает способности нашего разума, если они хотя бы немного присутствуют, то это уже стимул к обучению и на каком-то уровне такой человек может считаться учеником. Нельзя сказать, что, если кто-то принят в ученики, то это означает, что он утвердился в садхане Ямы и Ниямы, этому нужно следовать всегда на каком бы Вы уровне не находились.
Для каждого духовного уровня нужен свой подход в Яме и Нияме, это абхьяса и нитья-садхана, которой нам нужно следовать постоянно. Вы можете во многих книгах по садхане встретить такой термин как Нияма, чаще всего он означает предписание к тому, что нужно делать. Например, Вы проводите пуджу, как ее делать, приготовление к ней (самагри)- это нияма к пудже, рекомендации по асанам и пранаяме тоже могут считаться ниямой. Любая садхана имеет свою нияму. Когда мы приходим учиться чему-то, то сразу спрашиваем, что нам нужно делать чтобы достичь этой реализации и Гуру Вам в меру Ваших способностей объясняет цель и средства для достижения этой цели. Он знает преимущества и недостатки всех возможных для Вас путей. Ни одна книга не может описать их все, потому что их очень много, именно поэтому в некоторых текстах йоги даже не пытались это делать, а говорили только о самом основном. Тексты дают нам ориентиры, по которым мы можем понять направление в целом, но они не могут объяснить все, многое Вам нужно понять самим для того, чтобы это была действительно Ваша реализация, в лучшем смысле этого слова. А Гуру сделает то, что должен делать по своей дхарме, не больше, не меньше. Предписания - это очень широкое понятие, они священны и, с определенной точки зрения, даже не отличны от той цели на которую направлены. Некоторые учения придают крайне важное значение средствам, например, взять Трику, в ней упаи соответствуют проявлениям Абсолюта и самому Абсолюту. Но мы должны им следовать только в соответствии с трактовкой Гуру, иначе мы можем запутаться в текстах, к примеру, мы можем принебрежительно относиться к той же анава-упайи, забывая о том, что в ней проявлена шуддха-видья. Мы можем говорить о том, что есть методы без методов и поэтому нам Гуру не нужен и вообще какие-либо посредники, забывая о том, что те же тексты, из которых мы это вычитали, говорят и об обратном, что этот уровень реализуется только по милости Гуру. Нам в этих вещах нужно совершенствоваться непрерывно и постоянно. Яма и Нияма нас направляют к безупречности, они рушат все наши бессознательные потакания иллюзиям. Мы можем залезть в дебри нашего ума и чувств, но Яма и Нияма всегда будут ориентиром того, как нам вылезти из них. Даже, если мы не примем эти истины, жизнь нас все равно заставит это сделать.
Только мудрые люди понимают величие Ямы и Ниямы, за вуалью их незначительности скрыта вечная истина. Я абсолютно согласен с Крипанатхом, даже если эту тему никто и не будет обсуждать, она будет напоминать о своем существовании, независимо от нашего к ней отношения. Но, я надеюсь, что мы будем постоянно возвращаться к ее обсуждению, она неисчерпаема.