Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Яма, нияма  (Прочитано 37524 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Яма, нияма
« Ответ #30 : Июнь 02, 2008, 09:57:30 »

 Гуру джи,спасибо за исчерпывающие ответы.
      Адеш.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Яма, нияма
« Ответ #31 : Июнь 02, 2008, 10:53:01 »

Адеш, Гуру джи!
В очередной раз, благодаря Вам, становится понятной та мера ответственности за свой выбор духовного пути, Учителя и возможности стать учеником.
 Хочется еще раз поблагодарить Вас за проявленную милость и возможность избежать крупных ошибок на этом пути.
Записан

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Яма, нияма
« Ответ #32 : Ноябрь 17, 2008, 12:23:18 »

    Адеш !
 Вопрос к Гуруджи!

   Гуруджи!Вот,что касается переводов разных по Яме и Нияме,насколько я понимаю,это часто влияет на смысловой ряд и понимание.К примеру,-Хри,-если понимать в переводе,как чуство совести это одно,а-скромность,это уже немного другой оттенок и смысловой ряд.Ведь совесть в большей степени понятие навязываемое социумом,который жестко ставит индивида в рамки и человек делает потому,что"надо".Если же человек встал на путь духовного развития,то вероятно есть потребность и возможность прислушиваться и развивать понимание своего"истинного я",а не то,что"надо",т.к.на мой взгляд это путь подмен и вранья.(преждев сего самому себе-казаться,но не быть)
   Вы писали,что в основном люди мало понимают и исследуют свою низшую природу.Понимание и изучение ее есть путь самопознания.Вот в связи с этим еще вопрос.У Гиты Айенгар дается 11 правил Ямы и 12 Ниямы.В Нияму входит четвертое правило-Свадхьяя-самопознание.А как в натховской практике?Насколько я понимаю это подразумевается само собой?Просто Вы писали,что многие правила определяется для практикующих в индивидуальном порядке.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Яма, нияма
« Ответ #33 : Ноябрь 19, 2008, 17:14:35 »

 Адеш!

   Многие правила индивидуальны и, наверное, даже их правильнее было бы назвать предписаниями, потому что они носят скорее прикладной характер. Т.е., если брать Ишвара-пуджану, то здесь, пуджа в целом и то, как ее делать, каждая часть пуджи - это отдельная нияма (предписание по технике выполнения). Что-то вроде того как вы, например, в магазине покупаете какую-то вещь, типа электрического прибора или лекарства в аптеке, при продаже вам дают инструкцию по использованию. В традиции так же Гуру дает индивидуальные ниямы, о которых вы нигде не прочтете. Например, есть такая нияма «джапа» (повторение мантры), так вот, все слышали, что количество 10% от количества джапы нужно сделать хаван, так вот, мне ни один мой Гуру говорил такую деталь, что есть «обходной вариант». Он заключается в том, что если рекомендовано, допустим, мантру читать 1 лак, потом 10.000 раз читать при хоме, но если вы прочитаете не 1 лак, а 3, вы все равно получите сиддхи даже и без хомы. Т.е. нияма - это общие принципы или предписания, а также и дополнительные индивидуальные упадеши, которые дает ученику Гуру индивидуально. Поэтому, конечно, многие тексты это не описывают, а кое-где в натховских текстах вообще описывается только шаданга, панчанга и другие йоги. Иногда последовательности «анг» разнятся.  В этот раз в Индии, когда я переводил Ракеша Пандея, он интересно ответил на вопрос о том, что такое крийя-йога, ведь Патанджали ее связывает с ниямой. Ракеш Пандей сказал, что нияма - это фундамент всей йогической садханы и, соответственно, крийя-йога тоже основа любой практики. Это могут быть какие-то детальные описания любого аспекта садханы или практики.
     Что касается перевода слова «хри» - означает сердце, то есть скромность, совестливость, это все находится в сердце и вряд ли там идет речь о каких-то навязчивых программах социума. Да и санскрит это такой язык, где одно слово может иметь множество значений и один объект может также обозначаться разными словами. Так что не удивительно, что разные авторы, дают разные переводы, учитывая то, что разные Гуру еще учат в соответствии со своим видением, в этом случае вообще смыслы могут разниться. Я бы сказал, что предписания - это путь правил, а тантра - это путь того, что за пределами правил или по крайней мере, за пределами внешнего их понимания. Тантра дает внутренний тайный смысл ортодоксии и придает некую гибкость мертвым правилам. Конечно, любая, даже самая чистая идея может быть опошлена и опущена на самый бытовой уровень, поэтому часто у натхов мнение Гуру ставится выше любых мертвых догм, Божества, садханы, книжных знаний, мертвых для садхаки без Гуру. Все ортодоксальные методы, это общие ориентиры, но есть и путь детализаций, скрытых знаний, их объясняет Гуру. Недавно получилась одна забавная вещь, мои ученики изучили все, что я когда-либо говорил о яме и нияме, все это суммировав и выведя общий смысл, они получили такой забавный результат: "Нужно предельно гибко действовать в этой жизни"  :016:.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Яма, нияма
« Ответ #34 : Ноябрь 19, 2008, 20:17:32 »

   Адеш !
 Спасибо Гуруджи !
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Яма, нияма
« Ответ #35 : Март 13, 2009, 20:10:26 »

Адеш!
 Увидела объявление о семинаре по яме-нияме. Никогда не слышала, чтобы по яме и нияме кто-то семинары проводил, в основном асаны, виньясы, пранаямы на крайний случай.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Яма, нияма
« Ответ #36 : Март 16, 2009, 15:39:18 »

Адеш!
Это и не удивительно, ведь яму-нияму многие игнорируют, причем, не понимая, что практикой может быть даже то, что они называют моральными предписаниями. Каждый из аспектов ямы может быть разбит на уровни: крийя, вачака, манасика. Это одно. Второе: яма и нияма не ограничены общими определениями, которые дает Патанджали, он ведь про асаны и пранаямы, хоть и изложил очень глубокомысленные вещи, но, тем не менее, не с прикладной позиции. Он не описал их как Горакшанатх. У Натхов в нияме, например, есть джапа, Ишвара-пуджа, Гуру-сева, хома и т.д., и уже это практически целая пурашчарана. Как же можно утверждать, что яма и нияма не нужны? Нужны, но смотря как к ним подходить. Тем более, многие тексты натхов из йог первой упоминают мантра-йогу, потом хатха-йогу и т.д. Мантра-йога как раз и входит в нияму, потому что в нияме есть пуджа, джапа и хома. Без Гуру-упасаны (Горакшопасаны, хотя бы) очень трудно будет понять значение многих аспектов пранаямы, мудр, бандх и др. Поэтому яма и нияма - это основа для садханы.
Кто-то не хочет учить такой йоге, сколько Учителей, столько и подходов, но я учу такой йоге в соответствии с классическими источниками традиции натхов.
   Вообще, не только на яму и нияму появилось некое негласное табу у многих преподавателей йоги, но на самадхи, пратьяхару и даже пранаямы. Если они не знают эту тему, это не значит, что не должны ее освещать те, кто знают и могут научить.
« Последнее редактирование: Март 16, 2009, 20:29:07 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

morning light

  • *
  • Сообщений: 119
Re: Яма, нияма
« Ответ #37 : Март 16, 2009, 18:34:31 »

Yogi Matsyendranatha, добрый вечер!
Цитировать
Это и не удивительно, ведь яму-нияму многие игнорируют, причем не понимая, что практикой может быть даже то, что они называют моральными предписаниями.
Вы считаете реальным соблюдения этих постулатов при жизни в социуме?
Как, например, утвердится в ахимсе в мире, полном агрессии? Вы рассказываете об этом?
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Яма, нияма
« Ответ #38 : Март 16, 2009, 21:03:37 »

Джайя Гурудев!

Приветствую, morning light!

Да, Гуру рассказывает об этом, и в целом эта тема не раз обсуждалась именно здесь, на форуме. Советую помимо этой ветки прочесть
http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,81.msg584.html#msg584
а конкретно по ахимсе - http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,740.msg5556.html#msg5556

А вообще, если Вы действительно хотите разобраться в этой теме, лучше семинар посетить. Какие-то вещи, возможно, на форуме и не объяснишь...а только лично
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Яма, нияма
« Ответ #39 : Март 19, 2009, 06:56:14 »

Да, я рассказываю об этом. Яма и нияма имеют свои уровни, агрессия бывает опасной для вас лично, а бывает неопасной. Неопасная та, уровень который вы давно переросли, сильному даже защищаться не нужно, но если только ради игры :41:. Однако есть и такие случаи, когда Вам угрожает реальная опасность, в такой ситуации Вам ничего не остается делать как проявить защиту, которая может для нападающего обернуться проблемой. Конечно, надо постараться защищаться так, чтобы принести агрессору как можно меньше вреда, подвести его к осознанию того, что ему на Вас нападать невыгодно.
В теме "Боевые искусства" много интересных вопросов обсуждалось. В своей жизни я видел несколько случаев, например, один человек применил воздействие на нападающего, причем, нападающий не знал, какими премудростями тот владеет. Нападавший упал на ровном месте, оба противника даже не коснулись друг друга. Хотите -верьте, хотите - нет, но я своими глазами такое видел, это были не показательные выступления, и противники видели друг друга первый раз в жизни, никто не знал, кто и что практикует и практикует ли вообще. Это было давно, может лет 15 назад, сам этот товарищ занимался саньяда и разного рода "паранормалом".
Он нам показывал интересные вещи, объяснил такую технику: нужно было надавить на партнера рукой так, чтобы он сел на стул. Потом нужно было, чтобы он опять встал, а дальше, вспомнив как вы это делали ранее и аккумулируя опять это состояние, нужно было "в себе" заставить этого человека сесть, но уже без каких-либо внешних действий. Должно работать только сознание. Помимо работы со временем еще была работа с пространством и др. Одной из практик была нейтрализация психической агрессии: нападающий представлял в руке топор, а защищающийся должен был проявить к противнику состояние спокойствия и доброты, чтобы вибрации нападающего, в виде визуализируемого топора с определенного рода чувствами, вытеснялись из вашей сферы. Тогда это были простые на вид вещи, но со временем я смог в реальной жизни пронаблюдать то, как они работают. Моя жизнь была связана с определенного рода неожиданными событиями, когда я постоянно общался с людьми, способными отреагировать по-разному, и как только кто-то проявлял агрессию, я сразу же "включал" этот простой механизм. Человек моментально менялся. Так бывает в большинстве случаев, но иногда мне попадались люди с врожденной агрессией, очевидно, у них такая прарабдха карма и они не могут контролировать свои мысли и чувства. В таких случаях, конечно, их добротой "не задавишь", и тогда приходится разговаривать, включаясь во все то, что из себя такой человек представляет, иногда нужно быть и несколько резковатым.
   Вообще, мы притягиваем сами к себе то, что соответствует той части нашей души, которая нами слабо отслеживается, если есть какая-то задавленная злость, то мир нам может подвести соответствующего человека с примерно такой же злобой. Можно эту ситуацию рассматривать как целительную, кто-то скажет, что это просто неприятное событие, а кто-то воспримет как благостное, потому что оно было предназначено для раскрытия той части сознания, которая сможет управлять агрессивной энергией, например. Нужно научиться просто ей управлять, а для этого надо развивать непрерывное осознавание своего тела, своих чувств и мыслей. 
  Это, конечно, если сказать в общих чертах, есть объяснение ахимсы на традиционном уровне, тут я просто привел примеры и опыты. Вообще? ахимса и другие элементы ямы и ниямы могут практиковаться на уровне осознания поступков, речи, ума, и в принципе, многие тантрические практики имеют прямое отношение к яме и нияме. Одни "анги" йоги дополняют другие, у вас может постоянно меняться восприятие этих принципов по мере практики других аспектов йоги, тех же асан, пранаям, пратьяхары. Просто кто-то те же асаны делает кое-как, так как тело находится в слабом и безжизненном состоянии, забиты мышцы и т.д., что просто не до восприятия асан, как чего-то большего, чем просто физические упражнения. Но все "анги" йогической садханы могут иметь свои разные уровни. Это если сказать в общем, без далеких от социальных реалий философско-санскритских изысков.
Конечно, на доброту надо ориентироваться, но надо понять, что является ее критерием, и когда мы пытаемся это сделать, то приходим к тому, что многие принципы ямы и ниямы должны рассматриваться как одно целое, а также не только они, но и другие "анги", кроме них и иные разновидности йоги. А это возможно только при отношении к йоге как к духовной традиции, как к способу жизни в этом мире и постоянном взаимодействии с ним, как к непрерывному осознанию мира и своего существа на разных его уровнях, осознаванию разных процессов, происходящих в микро- и макрокосмах.   
Во многих тантрических и йогических системах существуют практики, связанные с телом, умом и речью, они имеют также связь и с принципами ямы-ниямы. Если вы практикуете бхавану (дхарану, дхьяну и самадхи), вы меняете восприятие ямы и ниямы, как минимум, понимаете важность этих предписаний. Точно также, в свою очередь, и яма-нияма являются опорой для других "анг" практики йоги. И самое главное, как я уже сказал ранее, у натхов предписания отличаются от тех, что есть у Патанджали, у нас они носят более прикладной характер. Помимо двадцати предписаний есть и другие, которые описаны в текстах как руководства по практике йоги, они связаны с тем, как питаться, просыпаться, как ложиться спать, как общаться с Гуру, как себя вести в храме и т.д.
« Последнее редактирование: Март 19, 2009, 08:02:31 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Яма, нияма
« Ответ #40 : Март 19, 2009, 17:50:13 »

Гуруджи ко Адеш!
Сапрема намаскара!
",,,Принципы ямы и ниямы должны рассматриваться как одно целое, а также не только они, но и другие "анги", кроме них и иные разновидности йоги. А это возможно только при отношении к йоге как к духовной традиции, как к способу жизни в этом мире и постоянном взаимодействии с ним, как к непрерывному осознанию мира и своего существа на разных его уровнях, осознаванию разных процессов, происходящих в микро- и макрокосмах".   

"...И самое главное, как я уже сказал ранее, у натхов предписания отличаются от тех, что есть у Патанджали, у нас они носят более прикладной характер. Помимо двадцати предписаний есть и другие, которые описаны в текстах как руководства по практике йоги, они связаны с тем, как питаться, просыпаться, как ложиться спать, как общаться с Гуру, как себя вести в храме и т.д".

Уважаемый Гуруджи!
Все, о чем Вы говорите, на мой взгляд, представляет исключительный интерес. А-то ведь, будучи обычным среднестатистическим жителем нашей "необъятной Родины", даже и не знаешь, как Учителю правильно поклониться при встрече...
С глубоким уважением, Виктор.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Яма, нияма
« Ответ #41 : Март 20, 2009, 10:45:42 »

Все, о чем Вы говорите, на мой взгляд, представляет исключительный интерес. А-то ведь, будучи обычным среднестатистическим жителем нашей "необъятной Родины", даже и не знаешь, как Учителю правильно поклониться при встрече...

Да, таких правил очень и очень много, например, нельзя перебивать Учителя, когда он говорит, нельзя поддерживать тех, кто против вашего Гуру и совершает какие-либо в его адрес оскорбления, нельзя сидеть выше Гуру, нельзя становиться или садиться на его асану, нельзя принимать пищу до того, как это сделает он, нельзя идти впереди него и быть к нему спиной, протягивать ноги к Гуру или Божествам, и подобных правил очень и очень много, такого, чего никто не знает и не понимает, зачем всего этого надо придерживаться. Этого на самом деле придерживаться нужно потому, что следование таким правилам ускоряет результаты садханы, а неследование тормозит их и часто может вообще свести все на нет.
« Последнее редактирование: Март 20, 2009, 10:50:12 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Яма, нияма
« Ответ #42 : Март 20, 2009, 12:27:08 »

Гуруджи ко Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи!
Большое спасибо Вам за ответ!
"Да, таких правил очень и очень много.., много такого, чего никто не знает и не понимает, зачем всего этого надо придерживаться. Этого на самом деле придерживаться нужно потому, что следование таким правилам ускоряет результаты садханы, а неследование тормозит их и часто может вообще свести все на нет".
Если есть такая возможность, полагаю, было бы очень здорово опубликовать здесь (на форуме, или на сайте) такую "Памятку" (практическое пособие, руководство), касающееся всех значимых аспектов взаимоотношений с Учителем, поведения в Храме, и т.д., с точки зрения Традиций Натха-Сампрадайи и Шри Видьи. Думаю, это было бы чрезвычайно душеполезным множеству неопытных практикующих из России, (да и из других пространств бывшего СССР - тоже).
Искренне благодарен Вам за все Ваши ответы!
С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Март 20, 2009, 14:57:37 от Виктор »
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Яма, нияма
« Ответ #43 : Март 20, 2009, 15:04:38 »

Гуруджи ко Адеш!
Сапрема намаскара!
"Да, таких правил очень и очень много.., много такого, чего никто не знает и не понимает, зачем всего этого надо придерживаться. Этого на самом деле придерживаться нужно потому, что следование таким правилам ускоряет результаты садханы, а неследование тормозит их и часто может вообще свести все на нет".
Уважаемый Гуруджи!
Существует, например, такой, имеющий кардинально важное значение в жизни начинающего садхака вопрос: как правильно просить Мастера о том, чтобы он взял тебя в ученики, и стал для тебя Гуру?
(Я, например, знаю только о том, что непосредственно перед испрошением таковой беспричинной Милости следует коснуться своей правой рукой левой стопы Мастера, а затем - своей головы; (но хорошо сказать - коснуться, а вдруг Мастер испугается и убежит? (Его ведь потом не догонишь...) Или, например, Мастер воспримет такое поведение как признак вопиющего неуважения, или как агрессию?) Вероятно, существуют и иные тонкости этого, в высшей степени ответственного процесса).
Пожалуйста, уважаемый Гуруджи Матсйендранатх, дайте Ваши бесценные комментарии по затронутому вопросу!
Заранее искренне благодарен Вам за ответ.
С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Март 20, 2009, 21:52:16 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Яма, нияма
« Ответ #44 : Март 21, 2009, 08:27:23 »

Существует, например, такой, имеющий кардинально важное значение в жизни начинающего садхака вопрос: как правильно просить Мастера о том, чтобы он взял тебя в ученики, и стал для тебя Гуру?

Нужно приходить с открытым сердцем и чистым намерением. И самое главное - знать, что как Ваш путь начнется, так он и пойдет дальше. Если Вы сомневаетесь в том, что хотите в увеличенном виде получить то состояние, в котором сейчас, то лучше не идти за посвящением. Еще, ни у Гуру, ни у Вас не должно быть и малейшего сомнения в том, что выбор сделан правильный. А так, конечно, Лета Баба сказал верно, есть разные Гуру в Индии и у них есть свои требования, но лучше искать тех, кто отрешен от всего материального.
« Последнее редактирование: Март 21, 2009, 09:08:22 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.