Адеш!
Я слышал такую версию, что якобы это придумал Гуру Бхартрихаринатх, но это не совсем верно. Бхартрихари просто распространил это по всем пантхам, но сам обычай ношения кундал пошел именно от Матсьендранатха и Горакшанатха. Считается, что одна категория натхов называемая пирами или аугхарами, это Натхи, которые в большей мере связаны с другими школами, например агхори, шакты и т.д. Но канпхаты - это 100% Йоги, полностью приверженные линии натхов. При принятии в натхи, дается свисток «нади» и нить «джанео», их дает Гуру, как символ принадлежности к парампаре, нельзя носить ту нить, которая порвалась или «малу» чётки. Нужно придать «джанео» священной реке и заново получить ее лично от Гуру. Ее нельзя изготовлять самому, твою «джанео» может дать только твой дикша-гуру. С кундалами - тоже самое. Зачем нужны эти атрибуты и в чем их смысл? Смысл в том, что в линии натхов посвящение означает новое рождение в духовном плане т.е. рожденного в мире готры твоего Гуру. Тот, кто получил такое рождение, свободен от всех объектов мира, отсюда и пошла традиция саньясы, быть пустыми без какой-либо собственности. Некоторые Садху, например наги, не имеют даже одежды, «дигамбары» одеты только в пространство сторон света. Но, с другой стороны, подлинная санньяса означает не только оставление объектов мира, но и физическое тело «видеха-мукти». Санньяса означает и то, что при рождении в высшем духовном мире, происходит освящение трансцендентным светом и всех объектов материального мира, так как высшая реальность не только запредельна относительно сансары, но она и пронизывает этот сансарический мир. Наше сознание - часть Абсолютного сознания Шивы, в тоже время, оно ему изначально тождественно. Когда манас и беспокойства вритти приходят в ровное состояние, тогда свет вашего истинного Я или сознания Шивы, просветляет всю Вашу природу и также все объекты мира, с которым Вы соприкасаетесь. В тантре, в отличии от йоги натхов это просветление в большей степени ориентировано на имманентную природу, в буддийской тантре ваджраяны мы обретаем духовную трансформацию через видение мира как мандалы божеств, в индийской - практически тоже самое, мы сакрализируем объекты пуджи. Мир, с которым мы соприкасаемся, должен рассматриваться как средство для нашего духовного развития. Если же рассматривать традицию натхов, то у них акцент смещен на более близкие для трансцендентного Абсолюта и нашего истинного Я объекты. Но так как эти близкие объекты включают в себя и все то, что существует в тантризме. Т.е наше тело тождественно космическим элементам Маха-бхутам, а наш Атман - Параматме, нам кажется что все вселенные где-то далеко от нас, как и Параматма. Но на самом деле расстояния только в нашем ограниченном уме. Эти два разных акцента у тантриков и натхов, внешние и внутренние, имеют только искусственные разделения. В традиции натхов есть все то же самое, что и в тантре и наоборот, просто разные традиции на разном акцентируются, беря за основу то, что считают наиболее важным для садханы.
Возвращаясь к атрибутике, которую носят садху, можно отметить что это единственное, что должно быть у садху в первую очередь. Особенно это имеет отношение к саньяси. То есть, садху имеет как собственность только самое необходимое для садханы и все свое время посвящает духовной практике. Ритуальная одежда, рудракша-мала, нади-джанео, даршаны, короче все то, что он может использовать в своей садхане. Но кто-то можете сказать, да, но это же полный бред, носить всякие «побрякушечки», об этом мол и тексты по йоге говорят. Да, но тексты по йоги это одно, а люди которые их читают - это совсем другое. Многие так и рассматривают атрибутику садху, как фетишизм и предрассудки. Но такое рассмотрение и видение чаще всего рождается из невежества. Если все эти критики не имели бы никакой собственности в этом мире и различных привязанностей, коих можно много и долго перечислять, то, в их словах была бы сила, а не самодовольные заявления, порожденные незнанием. Они не способны, как и все обычные люди, например по желанию оставить свое физическое тело, остановив сердце и потом его обратно включить. Если их одежду облить грязью, то сомневаюсь, что у них будет спокойная реакция. Достаточно даже этим людям просто сказать фразу, которая будет содержать мысль не сопоставимую с их мировоззрением и у этих людей будет негативная реакция. Значит, все-таки, люди не свободны от внешнего мира форм, они связаны с очень и очень многими факторами. Они зависят, от своего тела, от всего того, что с ним связано, явлениями которые они не видят, потому что они не знают что они из себя представляют. Отрицать эти вещи нет на самом деле никакого смысла. На уровне теорий мы можем говорить о непривязанности, но натхов теории меньше всего интересуют, чем то, что существует в этом мире на самом деле. Собственность в виде вещей, уже есть не следование апариграхе, по этой причине мы не способны помнить многое из того, что знаем, ведь ум в беспокойстве и страхе потерять привязанности к своему эго порождаемому миром формы. Собственности и отождествлений у людей очень много, например: дети, жены, машины, дома, работы, возраст, пол, национальность, все это атрибуты, у нас их бесчисленное множество. Мы можем отождествляться с одним опытом, при этом забыть старый опыт. Наш ум начинает разграничивать что прошлое, что настоящее, а что будущее. Все эта карма, которая должна быть трансформирована, но не через ее уничтожение, а через ее трансформацию необходимо поменять все представления о себе. Если ты рождаешься в теле, то это означает, что этому есть свои причины. Йоги должен сам контролировать то, что создает его имидж в этом мире, а не мир должен без твоего участия создавать твой образ. Вот почему Вы в текстах натхов, посвященных ритуальной части, можете встретить мантры для праны, для тела, для асаны, для одежды и даже мантры для реализации упадеш и др.
Есть еще особый раздел мантр, которые близки к тантрическим шат-кармам. Но, все эти объекты ритуалов, встречаются и в тантре, они все-таки ближе к тому, что легче приобрести и потерять. Например, малу Вы можете снять, одежду тоже, вибхути, а вот кундалы нет, они вставлены в прорезанные уши. На более тонком уровне, кундалы связаны с полярными токами энергий. Кундалы не должны сниматься, Натх, который снимает кундалы после их получения, может причинить вред своему психофизическому состоянию. У натхов даже принято, например при смене «кундал», если тебе Гуру дает другие, сначала снимать одну кундалу и вставлять другую, но никогда не снимать обе. Кундалы помогают направлять токи энергии в сушумну. Йоги учится постепенно контролировать свары, например одним из критериев того что Вы научились это делать, является то, что Вы можете, поменять поток воздуха в ноздрях. А от того какая свара активна, зависит много разных вещей. Йога делает акцент на центре, а тантра на периферии.
Относительно кундал стоит сказать, что в некоторых книгах западных авторов часто встречается их описание: «вставленные в мочки ушей» и что якобы так у натхов. Но это придумали незнающие люди, которые к натхам никакого отношения не имеют. У натхов в Индии кундалы в центре уха, эта точка, которая способствует пробуждению Кундалини. Те, кто носят в мочках серьги - не натхи, а представители других орденов. Кундалы символизируют силу Шивы и Шакти, луны и солнца. Эти две полярности объединяются в вечном Атмане. Когда натхи приветствуют друг друга, они говорят «Адеш», что означает взаимосвязь Атмы, Дживатмы и Параматмы. В ведантической традиции Атма рассматривается как тождественная Брахману, но в тоже время джива, как обусловленная сущность, однако у натхов джива-таттва играет не меньшее значение, чем все остальные. Шива и Шакти проявлены в дживе. Шива без Шакти - труп, он в полном покое. А благодаря Шакти, он обладает силой и проявляется в виде дживы. Шива как Гуру не может быть проявлен 6ез Шакти, мы его не можем постичь, так как он непостижим, Он запределен, но Горакшанатх может быть Гуру, так как Он благодаря Шакти рожден как форма сиддха. Шива есть Йогака, Шакти - Йогини и Натх - Йоги. Поэтому истинным Гуру может считаться тот, кто обладает силой Шакти, он есть сиддха. В нем проявлен Шива и Шакти. Вот почему атрибуты такие как кундалы или нади-джанео используются в почитании Гуру или Божеств, так как через эти атрибуты ты получаешь силу.
В Индии Вам мало кто сможет объяснить значение атрибутов, а если и попытаются это донести, то обычный «специалист в физкультуре» не поймет о чем они говорят, или может быть что-то и поймет, но как правило в очень «муторном» состоянии. По этой причине и многим другим, натхи в Индии не стремятся раскрывать все детали своих практик. Для них - Гуру означает очень многое, для западного же человека в лучшем случае - ничего. В нормальной духовный школе ученик понимает, что никто тебе никаких возвышенных знаний не даст, пока не убедится в том, что тебе можно доверять и пока ты не докажешь, что ты достоин получить это знание. Никакая внутренняя фальшь перед настоящим Гуру не способна прокатить, ведь Гуру учит не своему, здесь не может быть любимцев или отвергнутых по симпатии или антипатии, есть те, кто достойны и те, кто не достойны. Т.е. это решает сама школа и то, как Вы к ней относитесь. Даршани –это Йоги, которого Гуру принял как своего сына и которому Он готов отдать все самое лучшее, что у него есть. Далее, по уровню посвящения идут натхи аугхары, они тоже натхи, они тоже уважаемы в ордене, но не так как даршани. Конечно, все еще зависит от конкретной ситуации, к примеру, в Афганистане все натхи из Равалпантха в основном пиры-аугхары. Если Аугхар - это монах, который ориентирован на внешнее проявление отречения, то даршани - это внутреннее отречение от мира, которое в большей степени соответствует йогическому пути.
Отсюда собственно и такой атрибут, кундалы - символ Шивы и Шакти не как некий внешний атрибут, а как нечто, что не отделимо от тебя. Поэтому эта санньяса-дикша считается полной. В натха-сампрадае она пользуется наибольшим авторитетом.