Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Посвящения у натхов и основные атрибуты в ритуальной практике  (Прочитано 10846 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

В первую очередь необходимо понять две вещи: кто такой Гуру и кто такой шишья (ученик). Для разной категории учеников в Натха-сампрадае могут быть несколько Гуру. Натхи делятся на грихастха-натхов или же монахов, на садху аугхара-натхов (начальная санньяса) и на даршани-натхов (пурна-санньяса). В соответствии с этим, для разной категории садхаков могут быть и разные Учителя. Среди первой категории натхов, как, собственно, и всех остальных, встречаются как монахи, так и грихастхи, но, в большинстве своем, среди даршани вы очень редко сможете встретить грихастх. Отречение и духовная дисциплина, как подготовительная стадия, необходима для антар-вайрагьи. Объекты чувств все равно никуда не исчезнут, какое бы монашество человек ни принимал, поэтому в отречении нужно утвердиться на глубоком мировоззренческом уровне, а не только внешне. Следовательно, дикши не зависят от того, является ли садхака монахом чисто внешне или же он не монах и не носит шафран (монашеская одежда). В Индии так повелось: когда люди видят, что вы в шафране, то сразу понимают – вам мирское безразлично и с вами следует общаться определенным образом. Поэтому этот атрибут предпочтительнее, это помогает отсеять все то, что в отношении садханы для большинства практикующих может быть излишним.

Атрибут – это энергия, он, например, как и янтры, может привлекать определенные вибрации. Поэтому при первом посвящении Гуру передает своему ученику Гуру-мантру, рудракшу и шафрановую одежду. Поскольку ученик может жить в храме и проводить у себя дома пуджу, для этих целей у него и должна быть ритуальная одежда. Дикши может передавать только наставник, уполномоченный от Гуру, также многое зависит от того, какого рода дикша. Просто мантра-дикшу для всех, как правило, может передавать только тот, кто сам эту мантру реализовал, кто имеет право передачи от Гуру. Этот Гуру может быть, например, Йогачарьей для простых последователей традиции натхов, а иногда может учить техническим аспектам хатха-йоги и самих практикующих садху. Дело в том, что есть категория людей, которые больше предпочитают развиваться через социальную среду, но это не означает, что их духовный уровень ниже монахов. Иерархия существует просто для того, чтобы каждый мог соприкасаться с теми энергиями, которые для него больше подходят на данном этапе его духовного пути. Поэтому, каждый практикующий привносит в сампрадаю свой ценный опыт и получает от традиции то, что ему необходимо для его личного духовного развития. Можно сказать, что это большая семья, где каждый следует тому, что ему больше подходит, при этом считаясь с выбором других. Для натха нет энергий высших или низших, все зависит от того, как ты можешь эти состояния использовать в своей духовной практике. 

Вторую дикшу – чоти – обычно передают тем, кто уже утвердился как ученик, и между учеником, гуру и традицией есть определенная прочная взаимосвязь. Считается, что Гуру, который передает эту дикшу – основной, независимо от того, станете ли вы позднее натхом-даршани или нет; также вы можете получить следующее посвящение у другого Гуру. Обычный натх, который следует традиции йоги и становится впоследствии аугхаром, сравнивается с камнем, из которого создают мурти Божества. Скульптор отсекает все лишнее, и постепенно проявляется образ, по которому можно увидеть, йоги это или нет, а когда этот образ оживает и в нем просыпается сущность Шивы, то тогда он становится натхом-канпхатом. Всю традицию натхов может представлять и быть в ней Гуру только тот, кто стал даршани. Аугхар тоже может быть Гуру, если у него есть на это право, но по уровню он должен считаться ниже, чем даршани. Поэтому аугхар должен относиться к даршани, как к одному из своих учителей, даже несмотря на то, что он не является его дикша-гуру, все равно у него больше полномочий. Например, аугхар не имеет права садиться на асану даршани, а даршани в отношении аугхара это делать позволительно.

Что же касается самой пуджи, то садхака совершает ее в соответствии со своей дикшей. Самая простая йогическая пуджа выполняется в «упадешасане» (сидя на корточках). При этом изначально обе руки тыльными сторонами ладоней должны касаться земли. Обычно руками мы совершаем много различных действий, в том числе и духовные ритуалы. Когда руки касаются земли, это символизирует землю, именно как Мать, как Шакти, Богиню, как опору вашей жизненной энергии, это так же шакти, как видья, источник познания. Неслучайно землю, как один из грубых элементов, соотносят с желтым цветом, потому что земля, на самом деле, есть не что иное, как энергия солнца. А солнце – это Шакти. Это символ пурната (полноты всех проявлений Божественной Богини Матери), недаром дхуни у натхов круглой формы. Когда у вас обе руки на земле, это означает вашу направленность к пурнате. При этом положение позвоночника изначально ровное и взгляд направлен вверх: это связано с тем, что верх является символом трансцендентной реальности – Алакх Ниранджана – того, что недоступно для обычных чувств и ума, пространство Пракаша, Шива. Обычные натхи-джигьясу во время произнесения мантры никогда не отрывают обе руки от земли, они смотрят на мурти или в глаза Гуру, если это Гуру-пуджа, произнося мантры и касаясь поочередно большими пальцами каждого пальца на обеих руках с одновременным произнесением мантры. Далее взгляд направляется вниз, обе руки образуют муштика-мудру, и совершается поклон, голова при этом касается рук (они не отрываются от пола). Этот процесс повторяется три раза, после чего руки над головой складываются в намаскар и совершается один полный поворот (360') вокруг своей оси. Такой ритуал должны совершать в храме те, кто следует линии Горакшанатха, кто получил мантра-дикшу и у кого есть Гуру.

Постараюсь последовательно и детально объяснить каждый шаг выполнения, сначала для всех, а потом для аугхаров и для даршани, а также дать объяснение значения этих ритуалов и мантр, используемых при пудже.

Сатхи или аваламби-дикшита натх, делает пуджу так:
Сидя в упадешасане (позиции на корточках, которая активирует четыре нижних энергетических центра), касаясь последовательно большими пальцами каждого пальца руки, произносит мантру: Шри Натха джи Груруджи ко Адеш. Затем, свернув все пальцы обеих рук в кулаки, при этом большие пальцы и кулаки прижимаются друг к другу, совершается поклон на завершении слова Адеш. В поклоне вы автоматически сгибаете верхние отделы позвоночника, активизируя соответствующие ему центры, таким образом, направляя макушку головы к рукам и символически к падукам Гуру или же Божества. Далее вы выпрямляете позвоночник и заново раскрываете ладони, вновь направляя взгляд вверх и произнося следующую мантру: Балджати Гуру джи ко Адеш. Потом повторяется поклон и подъем вверх, таким же образом, как и в первый раз. И на третий раз то же самое с мантрой: Шамбхуджати Гуруджи ко Адеш.

Что это означает? То, что касается положения позвоночника и поклона, предельно ясно – это активация энергоцентров и центрального канала. Две ладони – это пуруша и пракрити, десять пальцев рук – пять грубых элементов и пять индрий. Верхнее пространство – это Шива, нижняя часть – земля, Шакти, а то, что между ними – джива в виде йогина, например, Гуру Горакшанатха. Горакшанатх является совершенным существом, кто сам есть Шива и Шакти, запредельный относительно проявленного и непроявленного. Шива без Шакти есть Шава (труп), а с Шакти, как творческой силой, он становится совершенным Шивой. Он обретает форму, и эта форма – трансцендентная ямала Шивы и Шакти. Значение мантр следующее:

«Шри Натха джи Гуру джи ко Адеш».
Шри – это неотделимая от Шивы Ниджа-шакти.
Гуру джи – это ваш Гуру, в котором проявлены все Божества, и ваш Ишта-девата.
Ко Адеш, где Ко означает на хинди направление по отношению к кому-либо. В данном случае – к Натха Гуру.
Адеш – означает единство Атмы, Дживатмы и Параматмы.

«Балджати Гуруджи ко Адеш».
Бал – означает того, кто имеет юное или нестареющее тело, т.е. вечное.

«Шамбху джати Гуру джи ко Адеш».
Джати – род, готра, каста, принадлежность, кула.
Шамбху – Шива т.е. Гуру, который есть Шива-кула. Таким образом, мы почитает Гуру как вечного Натха Шиву.

Аугхар совершает пуджу немного другим способом, но так как у меня пока только один ученик с подобной дикшей (надеюсь, что будет намного больше), то на данный момент я опишу ритуал более коротко. Аугхар делает то же самое, только в правой руке он определенным образом держит «нади», ритуальный свисток, а после произнесения мантры он отрывает вверх правую руку от земли, поднося «нади» ко рту и издает свистком звук. Потом правая рука возвращается вниз к левой, и совершается поклон. После трех таких поклонов со звуком совершается вращение, натх, поддерживая левой рукой локоть правой руки, которая держит свисток «нади» возле рта, издает звук «дхвани», распространяя его на все восемь сторон света, таким образом почитая всех Божеств во вселенной. Считается, что, когда Махайоги Матсьендранатх получил шабар-мантры, ему явились все Деваты вселенной и благословили эти мантры. Поэтому на юге Индии Матсьендранатха среди Нава-натхов считают как Кави-нараяна, одного из девяти Нараянов натхов. В нади находится вся полнота звуков шабда-брахмана, это звук мадхьяма и звук анахата-нады.

Натхи-даршани делают то же самое, что и все остальные, но кроме этого они двумя руками касаются кундал в ушах и падук Гуру и Божеств. Даршани может просто касаться кундал, в принципе, для него даже нади-джанео не обязательно. Кундалы – это символ интеграции Луны и Солнца, они вставляются в те точки ушей, которые помогают трансформировать сексуальную энергию в духовную. Но, конечно, это не означает, что физиологически в организме сексуальный инстинкт отмирает, как полагают некоторые. Просто активация точек в центре уха помогает сексуальную энергию направлять в сахасрара-чакру. Существует немало тонкостей, связанных с амритой сознания, которую кундалы помогают сохранять во время йогической практики, но это уже отдельная и большая тема.

Описанная выше Гуру-пуджа или Нади-пуджа у натхов совершается утром и вечером, все занимает по времени максимум 1 минуту.

Обычно все натхи при встрече друг с другом произносят: "Адеш". Уровень осознания Атмана зависит от взаимосвязи с Параматмой. Дживатма, в первую очередь, означает осознание тела, тождественного со всей вселенной брахмандой. В учении адвайты Шанкарачарьи в большей степени уделяется внимание тождеству Атмана и Брахмана, а мир сансара рассматривается как иллюзорный. Но у натхов материальный мир может рассматриваться как состояние вашей духовной энергии, к чему ведет кайя-садхана и практика йоги, в этом плане натхи очень близки с воззрениями тантры и шактизма. Однако, такое восприятие мира, души и сверхдуши, приходит не сразу, а в процессе практики йоги. Направленность на этот путь, на подобное мистическое виденье, когда исчезают все иллюзорные ограничения – и есть Адеш.  Когда мы говорим Адеш, то именно это состояние мы и подразумеваем, Адеш – это воля Шивы. Не стоит путать Адеш с желанием власти и эгоистическим «повелеванием», Адеш – это восприятие воли свыше в состоянии полной открытости ануграха-шакти, просветляющей все наше существование, способность учиться, развиваться и следовать по пути натха. Совершая приветствие таким образом, мы напоминаем друг другу, что мы натха-йоги. Говоря Адеш, натхи вас будут воспринимать как того, кто принимает и понимает их путь.
« Последнее редактирование: Май 19, 2007, 23:12:26 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203

Адеш Гуруджи!
Спасибо большое, адекватной информации по традиции натхов на самом деле в печати и в сети крайне мало.  Вопросов действительно по нашей традиции немало. Радует что есть Вы и что восполняете эти пробелы.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха

Адеш, Гуру джи!
Спасибо!
Записан

kano

  • Гость

Намасте!
Спасибо  Гуру Матсьендранатха за столь подробные объяснения.Имеет ли право человек,не имеющий никаких степеней посвящения у натхов приветствовать на форуме или в другом  общении с натхами приветствием "Адеш"?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
Кано, кто вам сказал, что не имеют права? Конечно, пишите на форум, если ни я, то кто-нибудь ответит на вопросы. Поэтому спрашивайте все, что вас интересует. На самом деле, даже это описание ритуала еще не полное, но я постараюсь все детали осветить. К сожалению, я не всегда могу сразу всем ответить на почту, я санньяси, и садхана на главном месте. Но на форуме я почти всегда отвечаю. Даже если у вас нет дикши, но есть чистое намерение быть натхом, то вы можете общаться с нами, изучать, практиковать и потом инициироваться. Я заинтересован в развитии настоящей традиционной йоги, поэтому всем, кто к нам приходит с чистым намерением, я помогаю, чем могу. Вы можете больше узнать о Горакшанатхе и его традиции, в ней и на данный момент времени есть немало достойных Йоги, поэтому ваш интерес более чем разумный. 
« Последнее редактирование: Май 20, 2007, 17:46:48 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

kano

  • Гость

Адеш!
Спасибо,Гуру джи.Ваша занятость понятна,а ответы на форуме всегда действительно развернутые.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
Просто некоторым своим ученикам натхам показывал ритуал и объяснял, но даже простые вещи не всегда хорошо и сразу запоминаются. Вообще, относительно всех практик, я считаю, что для тех, кому их передаешь, эти практики нужно именно самому показывать, как ритуальные, так и йогические, поэтому, конечно, всего в интернете описать на все 100 невозможно. Вы наверняка могли заметить, что такие тексты как "хатха-йога прадипика" и др. больше напоминают произведения, красиво говорящие о йоге, но без детальных объяснений по каждой практике они врядли могут быть реально применимы. Вот почему эти все источники, без объяснений Гуру, не представляют ценности.
« Последнее редактирование: Май 23, 2007, 10:14:50 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226

Адеш Гуру Матсьендранатх джи!
Не могли бы Вы сказать, связаны ли атрибуты натхов, такие как лангот, нади-джанеу и кундалы, с тремя грантхами в энергетической структуре. Связаны как то Нава-натхи и  12 пантхов с планетами и созвездиями или такую взаимосвязь проводить нет стоит?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
Да, взаимосвязь такая есть, совершенно верно заметили. Просто нет однозначных определений, какой из Нава-натхов какой грахе соответствует, потому что, во-первых, существуют разные списки Нава-натхов, во-вторых, каждый из Нава-натхов может рассматриваться по-разному. С барах-пантхами – то же самое.  Что касается грантх, то тут уже картина более точная, брахма-грантхи – это материальный уровень, контроль чувств, соблюдение целибата, аскетизм. Нади-джанеу соотносят с анахата-надой, уровень вишну-грантхи и кундалы соответствуют соединению праны двух нади и её прохождению в брахмарандхаре. Последний уровень преодоления – рудра-грантхи – подразумевает непривязанность к психическим силам кальпита-сиддхи и иллюзиям ума.

Неустойчивость ума – причина бесконтрольного состояния чувств, их "огонь" поглощает "амриту" вашего сознания. Но когда энергия, связанная с грантхами, находится под контролем, то йоги сохраняет спокойствие сознания. Тексты говорят, что он контролирует "бинду", не теряет силу и преодолевает смерть.

 Конечно, прорези в центре уха – только вспомогательное средство, и это ещё не означает, что при вдевании кундал йоги сразу достигает бессмертия. В натха-сампрадайе вообще вся атрибутика и ритуалы соответствуют определенным йогическим процессам, это один из отличительных признаков натхов.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

локанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 28

Джайа Шива Горакшанатха!
Джайа Гурудев!
"Адеш - означает единство Атмы, Дживатмы и Параматмы."
Объясните, пожалуйста, в чём здесь отличие Атмы от Дживатмы?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
Сапрема намаскара, Локанатх!
Отличие в том, что тело само по себе ограничено в своих возможностях, а душа - нет. Душа, которая зависит от тела, называется дживатма, та душа, которая независима – называется Атман. У обычного человека та душа, что в теле, находится в состоянии, подобном сну. Сначала душа должна прийти к своему изначальному совершенному состоянию, после чего, находясь в теле, она не будет стеснена телом. Такая душа считается «освобожденной в теле». При этом часто бывает так, что тело начинает обретать высшие свойства души. В таком случае говорят, что у этого существа реализованы кайя-сиддхи. Но у простого человека нет ни кайя-сиддх, ни свободы души, ни знания, что такое освобождение. Только тот, кто стал на путь йогической садханы, способен достичь совершенного состояния души и тела. В таком случае человек реализует единство дживатмы и Атмана, а так же связь (йогу) со сверхдушой – Параматмой. Параматма вездесуща, она во всех телах. Реализуя связь с этими тремя таттвами, вы становитесь способными также практически увидеть то, как ваше тело связано с брахмандой, вселенной. Все души становятся вашей душой, все тела – вашими телами, вы становитесь запредельны смерти и рождениям.

Есть немало учений, которые рассматривают мир как иллюзию, как несуществующий. Они верят в вечность и совершенство просветлевшей души и сознания. Относительно натхов, они верят, что мир двояк: в нем есть и Майя – как иллюзия для души, а также Майя – как источник чистого знания. Великий Бог Шива и его имманентная сила Шакти играют в игры творения и разрушения, Шакти пытается сделать Шиву ограниченным, но на самом деле Шива, поддаваясь ей, играет с ней в игру. Шива в действительности остается в полном совершенстве, превращаясь из Параматмы в Атман, в Дживатму. Благодаря Шакти – силе Шивы – Шива проявляется как живое существо, эта сила – прана. Благодаря прана-шакти, или энергии Кундалини, и благодаря осознанию ее тождества с трансцендентным сознанием Шивы, вы приходите к пониманию того, что вы никогда не утрачивали своей связи с совершенным источником и никогда ее не утратите. Шива и Шакти, Иччха и Крийя, нада и бинду, – все становится одним целым, это состояние парамапада, саччидананда, самарасья, оно необъяснимо никакими книгами.

В натха-сампрадае Гуру, указывающий вам путь, считается тождественным Ишваре, Гуру – носитель знания Ишвары (Видья-шакти), а по милости Ишвары вы можете преодолеть Авидья-шакти. Без необходимых знаний, которые передает Гуру, Бог, Абсолют – это обычная абстракция. Но Гуру дает метод, как это осознать практически. На самом деле, этот метод даже не Гуру нам дает, так как мы привыкли воспринимать Гуру, через Гуру проявляется традиция, а через традицию – Вечный Абсолют. Тексты натхов говорят о том, что пока прана не направлена в сушумну, пока ум не достиг чистоты, для нас все теории, все дикши и Учителя не существуют. По этой причине, тот, кто способен вас научить в традиции методам, ведущим к достижению освобождения, должен считаться Гуру. По этой причине Гуру, который передает чоти-дикшу, считается главным. Этот Гуру дает представления о том, что такое натха-садхана. Без этих упадеш невозможно понять, кто такой даршани-гуру.

Чоти-гуру вас учит двигаться в сампрадае, так же как и ребенка учат ходить после появления на «свет божий», сидеть, брать какие-то предметы, пользоваться ими. Дальше, посредством взаимодействия с традицией, вы начинаете понимать, как вам действовать самостоятельно, и завершаете свое образование даршани-гуру. Вам «выдается» сертификат о «высшем образовании». Йогин должен пройти серьезную школу, после чего он сможет самостоятельно иметь дело с тем, что недоступно для анадхикари. Только тогда приходит полное понимание того, кто такой Гуру, зачем он нужен, что такое «Адеш» и что нужно практиковать.
« Последнее редактирование: Июль 25, 2007, 10:13:57 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

локанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 28

Сапрема намаскар, Гуру джи!
Все-таки, не совсем понятно. Когда Дживатма освобождается от ограничений тела в самом теле, - это уже Атма? Это разные степени свободы одной и той же сущности  или же  это параллельно существующие таттвы?
Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
   Это разные состояния свободы. Существует большая разница между не освобожденной душой в теле и дживанмуктой. Разница в том, что материальное делает совершенным дух дживанмукты, а дух простого существа материальное делает ограниченным. Вы могли слышать много историй о неадекватном поведении просветленных и освобожденных существ, но это не повод, конечно же, им подражать. Для большинства людей самые правильные и эффективные методы оказываются предельно простыми, первое, что необходимо, – это очищение от мал. Потом практик учится трансформировать те энергии, которые большинство людей считает грязными, так что устраняется сам корень невежества. Когда вы смотрите на веревку в первый раз, вы ее можете принять за змею и испытать страх, но у вас нет страха, если вы познали сущностную природу веревки. Тот, кто знает причину всех несовершенств, тот от них освободился. Далее адепт достигает сахаджа-авастхи, состояния полной свободы.
   В Индии существуют разные трактовки понятия Атман, но в целом, Атман означает «Я есть». Если вы себя соотносите с телом, то это дехатма, если с сознанием – чидатма, если с пустотой – шуньятма и т.д. Атман, который пребывает в «самом себе», является сверхдушой, Параматмой и пронизывает собой все. Воззрения об Атмане разнятся из-за основных контекстов индийских религий: одни считают, что Атман является таковым, будучи отделен от материи или даже от Бога, другие – что эта отделенность символична, третьи полагают, что вообще нет никакой разделенности и что все едино. Все эти учения создавались в определенных условиях, и каждая система предлагала свои методы как наиболее эффективные. Традиции, чтобы выжить, должны были обрастать своими догматами, однако в каждой из них были всегда мастера, которые за внешними догмами видели основную сущность, и их виденье при этом было достаточно глубоким. Многие имена таких мистиков могли и не войти в известную всем историю. Все общедоступные представления об Атмане разных учений – только вспомогательные средства, как и методы этих школ. С точки зрения натхов,  Атман достигает своей реализации через тело (деха), а деха достигает совершенства через Атман. Это как железо при соприкосновении с огнем – оно становится расплавленным и само обладает свойствами огня, или вода, испаряясь, становится воздухом. Так же и тело достигает совершенства только через дух. Такой подход в йоге во многом утрачен из-за коммерчески настроенных индусов и так же тех, кому они дали добро на реализацию этой идеи на Западе. Йога стала обычной физкультурой, но на самом деле причина непонимания йоги большинством практикующих не в том, что существует физкультурная подача йогических коммерсантов. Она в том, что сформирована радикальная идеализация подобных идей. Я считаю, что воззрение натхов никогда не устареет и до сих пор остается эффективным во всех отношениях именно потому, что оно не страдает концептуализмом, зацикленностью на сектантских акцентах или физкультуре. Учению натхов приемлем как тапас, так и тантрический подход, где видеха-мукти – это вспомогательное средство для дживанмукты, и наоборот. Хатха-йога – это тождество совершенного духа с совершенным телом. Часто многие религии утверждают, что тело – это низшая природа или что вы не есть тело, и они не обманывают, в большинстве своем тела людей «не их собственные». Они вроде бы и в теле, но в то же время их тело существует само по себе. Почему? Потому что не пробуждена высшая природа Атмана. Дживатман связан с Шакти, а Атман с Параматмой, или Шивой. Шакти – это источник жизненной силы (праны); посредством пранаямы и других методов йогин должен пробудить в себе Кундалини-шакти и вместе с ней осознание себя как вечного существа, тождественного Шиве. В этом значительную роль играет Ниджа-шакти.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

локанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 28

Спасибо большое за ответ.
Адеш!
Записан