Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Янтры: пропорции.  (Прочитано 1847 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 460
Янтры: пропорции.
« : Апрель 22, 2022, 04:17:27 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Хариш Джохари в своей книге "Tools for Tantra" издания 1986 г. приводит на странице 65+ (в русском издании 1999 г. на странице 79+) указания для начертания Янтр.

В обоих случаях он использует в качестве меры длины сантиметры, что показывает на то, что это адаптация. Скорее всего он опирался на какой-то Индийский текст, но мне подобные инструкции (за исключением общих инструкций для Шри Янтры) нигде не попадались. Если приводимые Джохари сантиметры перевести в Ангулы, то получаются очень "неровные" числа, очень вряд ли именно такие числа использовали.

Есть ли дополнительные/традиционные тексты, в которых можно было бы узнать подробнее об оптимальных пропорциях элементов Янтр (соотношение длин сторон Шатконы к радиусу окружности / стороне Бхупура, лепестков и т.д.)?
Записан

मित्रधार

  • *
  • Сообщений: 16
    • Записи о янтрах и мантрах
Re: Янтры: пропорции.
« Ответ #1 : Октябрь 22, 2024, 17:15:43 »

Последнее дело читать Хариша Джохари в поисках знания о янтрах. Янтра составляется исходя из пропорций тела садхаки. As a rule of thumb, no pun intended, я советую взять вашу личную ангулу за единицу измерения. Например, в шршти краме построения шричакры, в бхупуре сторона двараты это 108 ангул.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 460
Re: Янтры: пропорции.
« Ответ #2 : Октябрь 29, 2024, 17:42:53 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Последнее дело читать Хариша Джохари в поисках знания о янтрах. Янтра составляется исходя из пропорций тела садхаки. As a rule of thumb, no pun intended, я советую взять вашу личную ангулу за единицу измерения. Например, в шршти краме построения шричакры, в бхупуре сторона двараты это 108 ангул.
Благодарю за ваш ответ. Тоже не являюсь любителем Джохари, просто это было единственное где мне довлеось увидеть какую-то информацию про размеры. 108 ангул получается около 2-х метров, и это не длина стороны бхупура, а только двараты? Это видимо для храмовой Шриянтры? А что касается нехрамовой, и не только Шриянтры, а янтр различных Деват? Также мне приходилось видеть разные пропрции двараты по отношению к бхупуру у раных янтр. Где-то я видел, но вот не вспомню где (помню только, что источник был не очень высокой надёжности, поэтому видимо не запомнил), что если янтра такая-то, то дварата по длине бхупуры, если такая-то, то дварата поменьше, и т. д. Возможно, этим особо и не заморачивались и рисовали "на глаз", но в этом есть сомнения, ведь если посмотреть на те же требования к структуре Шриянтры (чтобы все линии чётко пересекались, чтобы внутренний треугольник был равносторонним и т. д.), да над ней любой современный математик сломает голову, такое просто так "на глаз" не нарисовать. Так много вопросов у меня, просто информации по этому поводу очень мало и она очень разрознена.
Записан

मित्रधार

  • *
  • Сообщений: 16
    • Записи о янтрах и мантрах
Re: Янтры: пропорции.
« Ответ #3 : Декабрь 08, 2024, 16:25:03 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

…  А что касается нехрамовой, и не только Шриянтры, а янтр различных Деват?

Так уж сложилось, что я немного разбираюсь в янтрах. Шри янтра рисуется различными способами и есть два разных направления ее построения. Любой из них осваивается только под руководством квалифицированного наставника и никак иначе. Построение янтр для девата упасаны излагается в тантрических источниках, например в Шарада Тилаке, теория изложена например в Куларнава тантре в районе 80х шлок 6й улласы. Опять же, они постигаются под руководством квалифицированного наставника. Потому что эта литература — зашифрованный конспект, к изложению огромной системы специфического мировоззрения, практически недоступной для понимания уму воспитанному между дидактической муштрой и аристотелевой логикой и незнакомому с концепцией развертывания мира как алфавита на различных уровнях Речи. Крайне редко можно посоветовать кому то посвятить янтру самостоятельно, и без девата упасаны это все равно бесполезно, и даже вредно. Хотя можно найти в Интернете и «мантру открывающую любую янтру», но это все иллюзии. Я например опубликовал паддхати например для янтры Бхагвана Махамритьюнджаи, после консультации с Аджитом Кришна Шастри, https://datext.su/mahamrtynjaya-yantra-pratishtha/ — она рисуется в пядь садхаки высотой, или в локоть -хасту. Краску как делать это отдельная большая тема. Но вот освоить саму мантру для того чтобы предложить эту янтру в асану девате у вас так просто не получится, там же есть паддхати и для мантры, это очень большая видья, далеко не каждому под силу. И конечно, это требует инициации, просто подход к которой может занять несколько лет, уже при условии что вы нашли наставника.
Записан

मित्रधार

  • *
  • Сообщений: 16
    • Записи о янтрах и мантрах
Re: Янтры: пропорции.
« Ответ #4 : Декабрь 08, 2024, 16:37:42 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

108 ангул получается около 2-х метров, и это не длина стороны бхупура, а только двараты?

Это для янтра-пуджи. Не храмовой. Храмовая это вообще отдельная большая песня. Если реализована янтра в пудже, при определенных условиях (там есть последовательность садхан), садхака может получить способность «сделать небольшую янтру для кого угодно». Такая янтра будет «манифестацией» того деваты, который благословил плод предыдущих садхан. Это не фигура речи, это вот так. Например Дурга панчадашу можно «сделать» для мирянина лишь дважды в году, процесс занимает 10 дней. Так что вопрос о пропорциях немного преждевременен. Сначала надо честно себе ответить «а могу ли я вообще это сделать, и надо ли мне вся эта лютейшая средневековая архаика?»

Ну а как сувенирчики на продажу, или для программы рисования можно брать что угодно «из Интернета». К настоящей янтре они все равно не будут иметь никакого отношения.
Записан