. Вы можете чему-то следовать в меру того, что вы знаете, сейчас вы пока следуете той йоге, которой учат все кругом, это йога уже давно не является йогой, которой учили настоящие мастера йоги, она преследует не йогические интересы. Это очень нелегко принять, нелегко понять, мне понадобились годы наблюдения за тем, что в Индии, и за тем, чем живет западный социум и социум вообще, и сейчас я понял, что такое на самом деле йога.
У меня вышло так что лучшие "золотые годы" с 33х до 37 и далее(по инерции)я потратил на практику придерживаясь традиции.Долго не мог на весах поставить свои успехи в практике и пользу- выше того что потерял(семьи/сына..,наработок капиталов успеха в социуме и т.д.).И сравнить и сейчас невозможно,а может и неправильно будет -вообще сравнивать.Но.Если уж я махнул рукой на "земное",- логично чтоб "небесное" радовало,утешало и главное-с этой позиции- был полезен другим.Но-и здесь не густо
Как то не реализовал .. Вот-мой движитель сегодня,парус толкающий вперед.
Я понимаю, махнуть рукой на социум, конечно, не означает утратить понимание его коварства, с социумом надо очень гибко и быстро взаимодействовать, но это возможно параллельно тому, насколько также отречен от него. Могу сказать на основе того, что вижу вокруг среди многочисленных школ и Учителей, которые имеют большие цели, но большие не значит бесконечные, а бесконечные – означает отсутствие ограничений и цепляний. Увы, не все имеют такие устремления, в этом проблема многих школ, они гибнут потому, что их лидеры жалеют себя и свое ближайшее окружение. Фактически именно к ближним своим надо и быть строже, чем к кому-либо, но тогда ближних может просто не остаться. Соответственно, я для себя окончательно решил, что моя садхана – это то, что в первую очередь, во вторую очередь – мой образ в этом мире, а если есть ближние люди, то желательно, чтобы у них возникло желание чувствовать себя такими только в позитивном виде.
Люди так устроены, что им не свойственно работать над своими слабостями, а тут такие искушения чувствовать себя "избранниками", "великими адептами", посмотрите, зачем люди, например, начинают учить йоге: 1) это для совмещения – якобы и свое здоровье поддерживаешь, и других; 2) зарабатываешь на этом, работа почище, чем на заводе (правда, не знаю, какие сейчас заводы и прочее); 3) возможность, при всем предыдущем, чувствовать себя не простым человеком, что в твоей деятельности есть какой-то смысл, больше чем материальный, это источник вдохновения; 4) возможность получить определенный респект со стороны людей в этой сфере и их поддержку (это вообще отдельная и непростая тема). Так вот, так многие думают, но постепенно, когда они входят в мир йоги, открывают для себя массу всего такого, что не всегда позволяет легко реализовать то, что я выше перечислил. Поскольку о йоге создано столько мифов, что она совсем не соответствует той, что была когда-то для разных садху и прочих подвижников, поэтому она стала просто такой же работой, как если бы работали где-нибудь в офисе, спортивным тренером и т.д.
Когда я впервые сказал, что я против понятия "инструктор по йоге" (только Гуру, Ачарья и никак иначе, если мы говорим о Традиции), тогда это вызвало массу негодований среди разных инструкторов, неприязнь и даже агрессию – говоря грубо, "эгрегор" (не могу найти другого определения для данного явления) той самой созданной новой йоги взбудоражился. Взбудоражился просто потому, что люди настолько срослись с массовыми заблуждениями, причем навесив этикетку "Традиция", что у них не укладывались в голове самые очевидные для Традиции вещи. Начались многочисленные реплики: "У нас, в нашей стране, Гуру нет и не будет никогда", – прямо как будто я покусился на носителей марксизма-ленинизма, у которых ничего кроме них не должно быть. Разговоры типа: "Дурак" – "Сам дурак", что в "спорах истина появляется" и т.д. Я думаю, что там, где споры, особенно постоянные, там истина, скорее, исчезает.
В общем, я считаю, что йогу нельзя дробить на стили, на аспекты просто ради того, чтобы на новизне сделать деньги, при этом еще называть это Традицией и думать, что произойдет чудо, которое описано в древних текстах. Это же ведь наивно так полагать. Практика показывает, что это дохлый номер, но все продолжают на что-то необычное надеяться. Йогу, по большому счету, нельзя делить на разные виды, ее только как садхану и можно видеть. Древняя йога была целостной системой, где мировоззрение вписывалось в основные задачи, и практика тоже. А что мы кругом сейчас видим? Это как, например, есть машина и вы из нее вынули двигатель и надеетесь, что она заработает, продолжаете всем говорить, что это моя машина, которая предназначена для езды. Но от этих разговоров она двигаться все равно не станет. Так и с традицией йоги: убери тот принцип, что настоящей практике может учить только Гуру – это будет только называться "традиция". Для них это радикально, для меня это естественно.
Йога – это традиция, такая же как христианство, ислам, иудаизм, только почему-то мне все говорят, что если ты приехал в Россию и говоришь, что ты учишь традиционной йоге, все равно не говори, что ты Гуру. Но почему если, например, католический или православный священник приедет в Индию, он говорит, что он христианский священник, а мы не должны этого делать? Что это за гнилое совковое сознание забитого и униженного раба? Почему его так навязывают? Я всегда был против этой тупой концепции советских холуев, мне все равно, что они себя зовут йогами. Если ссылаешься на этот индийский термин "йога", то соответствуй ему полностью, или называйся преподавателем спортивной гимнастики, и тогда люди очень быстро начнут понимать, что такое садхана.
В этом плане буддистам намного легче, они себя любят и уважают, мусульмане, христиане – тоже, а йоги стали каким-то попсовым убожеством. И таких вот вещей много, которые надо просто пересматривать, возвращаться, на самом деле, к традиционным источникам и подходам. Поэтому, с чего начать? Начать с общения и пересмотра, иначе можно так и продолжать мыкаться от одной попсы к другой. Причем пересмотр должен быть безжалостным в отношении всей этой массовой йоги, я не говорю, что она однозначно плохая или хорошая – раз она возникла, значит она нужна была. Но тут надо понять, что же мы все-таки хотим, казаться или быть? Меня часто спрашивают: "Как прогрессировать в Традиции?" Прежде чем в ней прогрессировать, надо сначала хотя бы немного попытаться понять, что это такое, тогда можно прогрессировать в ней. Достаточно просто посмотреть на всех садху в Индии, чтобы задаться очень многими вопросами. Не все себя этим утруждают. Причем я хочу заметить такую вещь, не всегда именно опытный преподаватель, ставшей "звездой", пусть и соприкоснувшись с Традицией, начнет ее глубоко понимать, принимать и т.д. Зачем ему это нужно, если его и попса "неплохо кормит", он звездой для того и стал, чтобы именно от нее кормиться, а утруждать себя бОльшим, на это надо время и большие усилия, отдача. И на каком-то этапе человек для самого себя понимает, что он все же мелок духовно, хоть и славится великим инструктором с кучей дипломов и т.д. Но признать это открыто он не может. Не признаем открыто – значит обманываем других, потом карма возвращается так, что и сам так же обманываешься, и все – человек сидит уже в других ценностях, никто его не обманывал, он сам дал себе на это добро, он сам для себя увидел выгоду в этой лжи, ее он ценит больше, чем чтобы то ни было. Более того, такие люди готовы идти на все, если кто-то покусится на их выбор, они перегрызут глотку тому человеку. Потому они все кругом дерутся за то, какой стиль правильный, какой менее и более безопасный, ладно еще дрались бы действительно за что-то стоящее, но там все настолько мелко и скудно, что просто смешно. Со многими зачастую даже и говорить невозможно. Вернее, возможно, для меня не проблема подстроиться, поиграть в их игры, у меня есть умения и в этом, но годы пролетают ведь, никто не знает, когда настанет следующая жизнь. Поэтому мои ценности другие, пусть они любят свои и притягивают к себе соответствующую публику, а у меня – свои, и тоже свои единомышленники.
Вы такой вопрос задали про восстановление позвоночника, знаете, у меня есть один ученик, он остеопат и один из известных профи, живет в Польше, учился у Сатьянанды Сарасвати и других бихарских ачарьев, очень многим из них правил позвонки. Он говорит, что ПОЧТИ У ВСЕХ (может, даже и у всех) есть проблемы. Они и у меня есть. В свое время, лет 15 назад, мне врачи сказали, что я не только преподавать йогу, но и сам практиковать не смогу (я имею в виду асаны и прочие крии), но я себя восстановил тогда, так что они сами недоумевали, как такое возможно, после черепно-мозговых травм, переломов и порезов, все почти убрал. Знаете, это зависит от того, до какой степени проблемы в позвоночнике и как это уже долго просуществовало, потом, есть еще и мышечная и прочая память. Соответственно, я вижу йогу в ее эффективном, целостном виде, не как физическую систему, а как психофизическую, где духовное здоровье и физическое не могут быть разделены. Самый простой пример – смещение позвонков. Позвонки крепятся на мышцах, а мышцы где-то спазмированы, где-то, наоборот, недоразвиты. Причиной может быть, например, гнев. Один мой друг много лет БИ занимался, тренировал удары левой рукой, и его мышечная память сформировалась так, что вся левая сторона спазмирована оказалась. Далее, позвоночник от спазмированных мышц автоматически смещается. Хотя человек делал гимнастику для позвоночника, к мануальщикам и остеопатам ходил, он все равно опять становился в искривленное положение, так как привык в спортивном гневе сжимать левую сторону. Какая тут проблема, только физическая? Я не знаю, может, я не прав, пусть меня поправят, но мне так не кажется.