Глава 1. Природа тантры
I. Традиция новых переводов Тайной Мантры
А. Ваджраяна: ее место в буддийском учении
Б. Основная тема: традиция новых переводов Тайной Мантры
1. Общие положения
2. Подробное изложение
а. Природа Тантры
i. Основания для выделения Тантры в особую категорию
аа. Сущность Тантры
бб. Синонимы термина «Тантра»
вв. Ее природа
гг. Внутренняя классификация
ii. Различия между Сутрой и Мантрой
аа. Мнения индийских учителей и резюме этих мнений
бб. Деление текстов на четыре категории в зависимости от их сутрического или тантрического содержания
вв. Основное различие между Сутрой и Мантрой с точки зрения тибетских учителей
iii. Уникальные сущностные особенности Мантраяны
аа. Определение сущности Мантры
бб. Значение термина «Мантра»
вв. Общее изложение внутренних различий в системе Мантры и Тантры
1’ Виды практики Мантры
а’ Основной раздел
б’ Приложение: различие между Мантрой и Тантрой
[Здесь изложен] ваджрный путь тайной мантры, опирающийся на плод:
Вышеприведенные слова знакомят нас с системой Ваджраяны, относящейся к разделу Тайной Мантры, объяснение которой состоит из двух разделов, посвященных традиции новых переводов Тайной Мантры и традиции древних переводов Тайной Мантры. Первый раздел включает два подраздела, посвященных соответственно месту Ваджраяны в корпусе буддийских учений и собственно объяснению этой традиции Мантры.
А. Ваджраяна: ее место в буддийском учении
Видьядхара-питака может быть включена в Трипитаку, поскольку в ней равно раскрывается содержание трех разделов.
Впрочем, некоторые принимают мнение шравак о Трипитаке,
В то время как для иных это не обязательно так; поскольку Писания можно разделить и на семь разделов, и на другое их число,
Мантра-питака принимается как отдельный раздел.
[В некоторых системах] Ваджраяна включается в три раздела буддийского Учения [виная, сутра и абхидхарма]. [В других же системах] Ваджраяна не включена в них, но представляет собой отдельный раздел. Что до тех традиций, которые включают ее в состав Трипитаки, то некоторые относят ее исключительно к разделу Сутра-питаки1, в то время как другие - ко всем [трем].
Всеведущий Рангджунг Дордже [как сказано в его тексте «Глубинная внутренняя сущность»] считает, что собрание учений видьядхар2 равно относится к трем питакам, поскольку в равной степени открывает внутренние виды дисциплины, учения, изложенного в сутрах, и философских вопросов. Подобным образом, гуру Шраддхакараварман [в своем тексте «Краткое руководство к смыслу Ануттара-йога-тантры] утверждает:
С другой точки зрения, собрание учений Тайной Мантраяны равно распределяется по трем Питакам. Обоснование этого утверждения таково: девять разделов3 Слова Будды составляют собрание учений Махаяны; а собрание учений Тайной Мантраяны уже включено в эти девять разделов и учит трем практикам [нравственности, созерцанию и мудрости]. Таким образом, считается, что оно включено в Трипитаку.
Взгляды Абхаякары также соответствуют этому объяснению причин, по которым учения Ваджраяны в равной мере включены в три раздела Трипитаки.
Другой взгляд мы находим в Субаху-париприччха-тантре:
Чтобы принести пользу богам, асурам и людям,
Будда провозгласил разные виды гухья- и видья-мантр,
Общим числом тридцать миллионов пятьсот тысяч;
Это - видьядхара-питака.
По этому вопросу Шраддхакараварман утверждает следующее:4
Утверждается, что собрание учений Тайной Мантраяны не сводится к учениям трех Колесниц [шравак, пратьекабудд и бодхисаттв]. Напротив, оно известно как Видьядхара-пиатка и представляет собой еще одно собрание учений бодхисаттв. Как сказано:
Придерживайся в полноте священного учения трех путей:
Внешнего, внутреннего и тайного.5
Далее, гуру Буддхагухья [в своем тексте «Обширный комментарий к Ваджравидарана-тантре»] утверждает:
Учение, проповеданное Бхагаваном Буддой,
Образует четыре раздела: сутры, правила дисциплины,
Философию и учения видьядхар.
Таким образом, считается, что тайная Мантра - это четвертый раздел, то есть Видьядхара-питака. Причина тому - явное превосходство тайной Мантры над учениями внешнего пути признаков,6 состоящее в том, что эта письменная традиция являет обширные и глубокие средства для быстрого обретения плода, т.е. состояния видьядхары7 - в течение этой жизни или же в следующей жизни.
Некоторые учение утверждают, что все двенадцать видов Слова Будды8 должны быть включены в одну из трех питак. Это соответствует воззрению Общей колесницы [шравакаяны]. Однако в контексте махаяны это не обязательно так, как и говорится в тексте Чандракирти «Семьдесят шлок о [тройном] Прибежище»:
Согласно точке зрения шравак
Есть три питаки.
Согласно же учению бодхисаттв
Это не обязательно так.
И:
С точки зрения бодхисаттв
Есть семь разделов Учения:
Собрание учений бодхисаттв,
Собрание учений видьядхар,
Сутры, абхидхарма, виная,
Подробные наставления и джатаки.
Эти семь разделов Учения...
Итак, утверждается, что собрание учений Мантры - это отдельная питака.
Б. Основная тема: традиция новых переводов Тайной Мантры
Эта тема делится на два раздела - обзие положения и подробное изложение.
1. Общие положения
Смысл этого пути кратко выражается в следующих трех пунктах:
Природа Тантры, виды созерцания и способы представления тантрических писаний.
Смысл Ваджраяны обширен и глубок, а, стало быть, ее расмотрение может быть бесконечным. Тем не менее, этот путь можно кратко выразить, рассмотрев три темы: природу Тантры, виды созерцания ее сущности и способы представления тантрических писаний, выражающих эту сущность.
2. Подробное изложение
В этом разделе два подраздела: раздел о природе Тантры и наставления, касающиеся способов ее раскрытия.
а. Природа Тантры
Изложение этой темы состоит из трех частей: основания для выделения Тантры в особую категорию, анализ различий между Сутрой и Мантрой и обоснование уникальности сущностных особенностей Мантраяны.
i. Основания для выделения Тантры в особую категорию
Здесь четыре подраздела: сущность Тантры, синонимы этого термина, её природа и внутренняя классификация.
аа. Сущность Тантры
«Тантра» - это мантра и связанные с ней практики, а также средства для обучения ей.
Термин «тантра» определяет содержание, или сущность собственно [пути] Мантры, а также практики, представляющие собой способы для осуществления этого [пути]. Кроме того, термин «тантра» относится к тому, что выражает основное значение, то есть, к собранию слов Будды, разъясняющему смысл [пути] Мантры и называемому «тантрическое собрание учений Ваджраяны».
бб. Синонимы термина «Тантра»
У нее различные имена, такие, как «Мантра-питака» и «Мантраяна».
Сюда не включаются тантры мирских существ.
У Тантры много имен. Ее называют «Мантра-питакой» и «Мантраяной», поскольку она дарует сиддхи через использование мантр и мудр, а также «Видьядхара-питакой», поскольку [природа] божества, мантры и мудрости (джняны), постигающей великое блаженство (махасукха) - это видья, и опыт видьи получается и удерживается (дхара) благодаря этим глубоким средствам.
Если посмотреть на тему с другой стороны, то тантра именуется Видьядхараяной, так как практики мантры, собранные в этой системе, ведут к обретению плода, т.е. состоянию видьядхары, уже в этой самой жизни; она именуется Ваджраяной, так как благодаря практике ваджрного пути нераздельности метода (упаи) и мудрости (праджни) проявляются три ваджры [ваджрное тело, ваджрная речь и ваджрный ум].
Тантра использует причины обретения совершенного Пробуждения - такие, как 37 факторов, ведущих к Пробуждению9 - как средства на пути. Таким образом, она может рассматриваться как «путь причины» («Хетуяна»), если пользоваться терминами [пути] признаков. Но более того - на пути, и прямо с самого его начала, Тантра использует образы плода [т.е. Пробуждения], такие как мандала, образы божеств и их чувственных наслаждений. Таким образом, ее можно рассматривать и как «путь результата» («Пхалаяна»), если пользоваться терминологией [пути] Мантры.
Можно рассмотреть вопрос и так: в Тантре пустота, обладающая высшим из аспектов,10 служит причиной [для возникновения неизменного блаженства]. Эта пустота является основным предметом учения Парамитаяны. Таким образом, если пользоваться терминологией этого пути, Тантру можно рассмтривать как «путь причины». Но более того - неизменное великое блаженство (махасукха) неотделимо от сущности плода [обретаемого благодаря постижению пустоты, обладающей высшим из аспектов]. Это неизменное блаженство является основным предметом учения Мантраяны. Таким образом, если пользоваться терминологией Мантраяны, ее можно рассматривать и как «путь результата».
Среди других синонимов - «путь метода» («Упайяяна»), поскольку этот путь содержит практики, превосходящие практики Парамитаяны как качественно, так и количественно; «тайный путь» («Гухьяяна»), поскольку он должен быть скрыт от шравак и прочих, не являющихся подходящими сосудами, и «протяженность» («Тантра»), поскольку он пронизывает основу, путь и плод.
Мантры и тантры, созданные мирскими существами - это обычные мантра и тантра, а потому здесь не включены ни в систему Ваджраяны, ни в ее собрание учений.
вв. Ее природа
Ее природа состоит в том, чтобы учить преимущественно пути видья-мантр11 и плоду этого пути.
Природа Мантраяны состоит в том, чтобы учить преимущественно пути применения видья-мантр и следующему из этого пути результату. Таким образом, если идешь по пути, придерживаясь системы Мантры, без сомнения, следует опираться на применение мантры и тантры.
гг. Внутренняя классификация
Две категории Мантры - это мирская и надмирская.
Они отличаются тем, что первая из них - Мантра лишь по имени, а вторая - подлинная.
Мирская мантра включает созданное обычными существами; ведущее к окончательной уверенности, к высшим состояниям в трех мирах;
И опору для ума, Пути накопления и приготовления, равно как и собрания соответствующих учений.
В Мантраяне Тантру можно разделить на две основные категории: мирской путь и надмирской путь. Их отличие в том, что первый из них является Мантрой лишь по имени, поскольку, достигнув вершины этого пути, все же не обретаешь устойчивости; поскольку он не дает окончательной уверенности; и поскольку его время и место эфемерны. Второй же из путей - путь надмирской Мантры - является подлинным, обладая качествами, противоположными качествам мирского пути.
Тантра мирского пути бывает трех видов: собственно мирская Мантра, Мантра, ведущая к окончательной уверенности и Мантра, являющаяся опорой ума.
Первый вид - путь собственно мирской Мантры - был создан риши, богами, бхутами, якшами, практиками Мантры и прочими обычными существами. Это и есть собственно мирской путь. Второй вид - мирская Мантра, ведущая к окончательной уверенности и относящаяся к состояниям видьядхар кама- и рупалоки,12 а также арупалоки, являющейся высшим состоянием в трех мирах, обретаемым благодаря практике мантр. Этот путь укоренен в Видьядхара-питаке. Третий вид - это мирской путь, являющийся опорой ума [для высших путей], и представляющий собой тантрические Пути накопления и приготовления.13
Два последних вида принадлежат и к разделу надмирской Мантры, а все тантры, излагающие эти учения, принадлежат к собранию учений надмирского раздела. Даже тантры, созданные высшими существами по их собственному вдохновению, на самом деле относятся к надмирскому разделу. Однако эти тантры не считаются частью собрания учений надмирского раздела.
ii. Различия между Сутрой и Мантрой
В этом подробном рассмотрении различий между Сутрой и Тантрой имеется три раздела: мнения индийских учителей и резюме этих мнений; содержание сутр и тантр, рассматриваемое с четырех точек зрения; и основное различие между Сутрой и Мантрой с точки зрения тибетских учителей.
аа. Мнения индийских учителей и резюме этих мнений
Тантра отлична от Сутры не своей окончательной целью, которая общая с Сутрой,
Но своей ясностью, обилием методов и отсутствием трудностей.
Она предназначена для того, кто обладает высшими способностями...
Что отличает путь Мантры от пути Сутры? Их окончательный плод, или цель - непребывающая Нирвана14 - общий. Однако путь Мантры уникален по причине ясности его методов, обилия этих методов и свободы от трудностей при их практике.
Объясним это. Мантраяна - это путь ясности методов, таких, как созерцание божества и чтение мантры, которым предшествует дарование посвящения, вводящее на путь [тантры].
Мантра не просто предлагает ясные методы, но содержит множество этих методов, а не просто какой-то один. Это так благодаря бесчисленному множеству подходов, содержащихся в разных системах тантры - Крия-тантры, Чарья-тантры и т.д. - соответствующих уровню способностей практикующего.
Можно сказать, что и Сутраяна располагает многочисленными методами, но этот путь требует преодоления трудностей, таких как аскетизм и соблюдение обетов, а потому нелегок. Напротив, методы Мантраяны, будучи применяемы в соответствии с наклонностями практикующего, ведут к обретению блаженства (сукха) путем самого блаженства. Итак, мантра является высшим путем в том смысле, что по этому пути идут без особых трудностей и лишений.
Но если тантрические методы так ясны, многочисленны и свободны от трудностей, почему же Будда не открыл Мантраяну всем своим последователям? [Ответ такой:] Будда учил не [просто] потому, что обладал неким знанием, но даровал учения сообразно способностям учеников.
Ученики, которые обладают качествами, необходимыми для получения наставлений по Мантраяне, обладают наиболее острым умом, в то время как тот, кто пригоден для обучения Парамитаяне, обладает способностями, низшими по сравнению с практиком Мантры, а, стало быть, не годится для того, чтобы быть последователем Мантраяны. Впрочем, с течением времени каждый без исключения обретет качества, необходимые для практики Мантры, что соответствует умозаключению, выраженному в словах текста [Дхармакирти] «Сокровище достоверного познания», где утверждается:
Поскольку [подобие] косвенно связано
С объектом...15
Подобным образом, текст Трипитакамалы «Светильник трех видов» утверждает:
Хотя цель одинакова, Мантраяна
Является высшим путем, поскольку она ясна,
Изобилует методами, лишена трудностей
И предназначена для обладающих высшими способностями.16
Согласно Гуру Джнянашри,
Отличительной особенностью Тантры являются одиннадцать видов искусных средств.
Индрабхути отмечает семь особых качеств, а Джнянапада говорит о практике Тантры, ее пути и плоде.
Шантипа утверждает, что Мантра и Парамиты неотличны на абсолютном уровне,
Но на относительном уровне Мантра глубже и обширнее.
Большинство учителей полагают, что различие здесь в субьекте, а не в объекте практики.
Другие отличия между Мантрой и Сутрой перечисляет Гуру Джнянашри [в своем тексте «Преодоление двух крайностей на пути Ваджраяны»]:
Тантра является высшим путем благодаря содержащимся в ней одиннадцати видам искусных средств: это методы, основанные на непревзойденных Писаниях; непревзойденная практика; непревзойденная мудрость (джняна); непревзойденное усердие; сила, способная вести всех и каждого ученика; методы для благословения [т.е. преображения] страстей (клеш); для быстрого дарования благословения; для быстрого обретения освобождения; для преодоления страстей; методы непревзойденного расположения и непревзойденная нравственность.17
Индрабхути отмечает, что отличительные качества Мантры кроются в семи особенностях: это Гуру, тот, кто принимает [учения], ритуалы, сиддхи, обеты (самайи), воззрение и нравственность. Гуру Буддхаджнянапада утверждает:
Мантраяна исключительна в том, что касается трех: практикующего, пути и плода.
Далее, Гуру Шантипа [в своем тексте «Описание трех Колесниц»] утверждает, что Мантраяна и Парамитаяна неотличны на абсолютном уровне. Однако они отличаются в том смысле, что на относительном уровне Мантраяна глубже и обширнее. Он объясняет это так:
Перспектива Мантраяны широка в том смысле, что любое явление созерцается как божественное. Ее опора также обширна, поскольку, когда практикующий сознательно придерживается обетов, предписанных Буддами трех времен, он получает изрядное благословение. Нравственность Мантраяны широка, поскольку имеет своим образцом направленные на благо других деяния Будд и Бодхисаттв, а также их благословение, очищающее миры.
Пути, по которым следуют мадхьямики и читтаматрины, равно как шраваки и пратьекабудды, лишены этих трех особых качеств, присущих объекту созерцания, опоре практики и нравственности. Таким образом, мадхьямики и читтаматрины могут обрести Пробуждение лишь через три кальпы; шраваки же и пратьекабудды - спустя четыре кальпы. Но посольку Мантра обладает вышеперечисленными особыми свойствами, практикующие ее могут обрести Пробуждение за короткое время. Таким образом, Мантра имеет глубокие отличия.
Атиша так пишет на эту тему в своем тексте «Сумма обетов»:
Мантра превосходит все прочие пути и является высшей по отношению к Махаяне. Отвечая на вопрос, почему это так, Шри Нагарджуна говорит о ее семи отличительных особенностях:
Мантра несет на себе печать Самантабхадры в том смысле, что все явления понимаются как Дхармакая.18 Она несет в себе благословение и ее почитают связанные клятвой великие мирские божества и их свита. Она ведет к быстрому обретению сиддхи, поскольку Будды и Бодхисаттвы трех времен знают [о практикующем] и даруют свои благословения. Она несет покой и свободу от бедствий сансары и от рождения в низших мирах, поскольку область ее опыта - это то же, что и Самбхогакая. Она совершенно не знает препятствий, поскольку практик [Мантры] обладает ваджрной бодхичиттой и его тело, речь и ум неотличны от тела, речи и ума Будды. Ее обеты ненарушимы благодаря уверенности практикующего в изначальной чистоте всех внешних и внутренних явлений. Если и случится какое нарушение, самайи естественным образом восстанавливаются. Вот отличительные особенности Мантраяны.
Если говорить о главном различии между двумя путями, то объект у Мантры и у Парамит один: это запредельная понятиям пустота. Разница в субьекте [постигающем пустоту]. В Мантре этим субъектом является используемое как метод великое блаженство (махасукха). С этим согласно большинство [индийских учителей]. В то же время, может быть много различных подробных объяснений различий между этими двумя системами, по-разному изложенных разными Гуру.
Ее отличительные черты можно свести к трем особенностям: практикующий, обладающий тремя качествами,
Путь, на котором используется метод с тремя особенностями и состояние единения (юганнадха), являющаяся плодом.
Конечно, приемлемыми является любое объяснение, основанное на вышесказанном. Гуру Карма Тринле и многие другие, сводя воедино эти различные точки зрения, описали три особенности, отличающие Мантру от Парамит: того, кто практикует Мантру, путь, который предстоит пройти, и конечный результат или цель.
Что касается первого пункта, то практик Мантры выделяется тремы качествами: высшими способностями, которые состоят в том, что он вступает на путь, быстро приводящий к цели; потоком ума, который созрел благодаря подобающемящению, и [сознательным] хранением обетов, состоящем в недопущении коренных и вторичных падений. Практик Мантры непременно должен обладать этими тремя качествами, в то время как от последователей иных путей это не требуется.
Во-вторых, путь Мантры является особым в трех отношениях: используемые на этом пути методы изобильны, ясны и свободны от трудностей.
Что до первой особенности - обилия методов, то Мантра не отвергает никакой из различных методов, которым учит Парамитаяна, как, например, порождение бодхичитты и шесть парамит. Помимо этих методов, Мантра предлагает техники четырех разрядов Тантры, куда более многочисленные и глубокие, нежели методы Парамитаяны. Они включают способы обретения непостижимых сиддхи посредством различных практик бескчисленного множества йог божества: ознакомлением и обретением [состояния божетсва], применением божественных действий, особых методов для достижения результатов, если их не получается достичь обычными способами, а также действиями для упрочения достижений.19
Вторая особенность - ясность методов - заключается в том, что в этих методах нет никакой туманности. Каждый аспект практики - предмет ознакомления [т.е. божестов], практикующий это ознакомление, формы этого ознакомления, чтение [мантр], подношения пищи, огненные пуджи и т.д. подробно и в высшей степени ясно объяснены.
Касаемо третьей особенности - цели или плода практики Мантры - то непосредственное следствие чего-либо определяется качествами, присущими его непосредственной причине. Высшая точка Пути применения Парамитаяны порождает в уме практикующего ни что иное, как Путь применения Мантры.20 Таким образом, конечный непосредственный результат парамит не является полным Пробуждением. Кульминация же всех аспектов Пути применения Мантраяны непосредственно порождает результат, состоящий в полном Пробуждении. Итак, состояние полного Пробуждения является непосредственным следствием исключительно завершения Пути применения Мантры, поскольку полное Пробуждение - это окончательное состояние Мантраяны, то есть единение, не требующее обучения (ашайкша-юганнадха).21
Этим завершается резюме различий между Сутрой и Тантрой, сделанное Кармой Тринле.
бб. Деление текстов на четыре категории в зависимости от их сутрического или тантрического содержания
Общая классификация текстов в зависимости от их сутрического или тантрического содержания включает четыре категории: сутра, тантра, и сутра, и тантра, и ни сутра, ни тантра. Категория сутр в основном включает такие тексты, как Агамы. Категория тантр включает писания разряда практики Гаруды,22 а также другие тексты. К категории и сутры, и тантры относится собрание учений Мантры. Категория ни сутры, ни тантры включает сочинения по логике и подобные тексты.
Из всех этих текстов только собрание учений мантры, известных как «использующие плод как путь» по причине применения особой практики - йоги божества - может считаться обладающей разъясненными выше особенностями. Это объяснение четырех категорий текстов является дополнительной темой.
вв. Основное различие между Сутрой и Мантрой с точки зрения тибетских учителей
Мантра является высшей в силу быстроты обретения плода, на что есть пять причин, в силу четырех источников блаженства,
И в силу присущих ей искусных средств, применяемых в трех практиках и во всех сферах чувственного опыта.
Главные из всех описанных тибетскими учителями бесчисленных различий между Сутрой и Мантрой описаны в устных наставлениях махасиддхи Буддхагупты. Досточтимый джонангпинский Лама [Таранатха] таким образом выражает его мысль:
Говорят, что она является высшей в силу своей быстроты, блаженства и искусных средств.
Если развить эту мысль более подробно, то Мантра превосходит Сутру своей быстротой. Эта быстрота заключается в том, что [в Мантраяне] Пробуждение обретается на протяжении настоящей жизни, или же за семь жизней и т.д. Далее, эта быстрота обусловлена следующими пятью причинами: наличием заслуг (пунья), накопленных благодаря особым [тантрческим] ритуалам, в ходе которых божества действительно принимают подношения, которые делаются им, и наслаждаются ими;23 порождением силой мантр заслуг, столь же многочисленных, как песчинки в Ганге, благодаря единой капле [практики]; явственному [применению] созерцания, когда [даже] начинающий останавливает восприятие нечистых проявлений и творит чистые миры; возведение живых существ к зрелости благодаря каждой отдельно взятой особенности мантры или созерцания (эти особые причины действуют даже на того, кто только что вступил на путь Мантры); и мудрость, которая и на относительном, и на абсолютном уровне имеет своим объектом плод [Пробуждения], зримым проявлением которого является вся сфера рассматриваемого в созерцании чувственного опыта (эти пять причин присутствуют с самого начала до завершения [пути Мантры]).
Мантра превосходит Сутру блаженством, которое состоит в отсутствии любых грубых телесных или умственных ощущений. Есть четыре [источника] блаженства: обретение тела, обладающего шестью преимуществами;24 развитие многочисленных сиддхи и способностей к созерцанию; явное присутствие Будд [рядом с практикующим] благодаря силе мантр и исполнение всех чаяний живых существ посредством применения мантры и тантры.
Мантра превосходит Сутру и совими искусными средствами, которые применяются в трех составляющих практики [нравственности, созерцании и развитии мудрости], равно как и во всех сферах чувственного опыта. Если говорить подробнее, то нравственность Мантры радует божеств и равна нравственности видьядхар. Созерцание в Мантраяне связано с высшей сферой чувственного опыта. Мудрость Мантры отличается своей глубиной и обширностью как в общем, так и в особом [смысле], как и две прочих составляющих практики. Более того, искусные средства йоги божества и мантры применяются во всех сферах чувственного опыта. Потому и говорится, что Мантра является особенным путем.
iii. Уникальные сущностные особенности Мантраяны
Этот раздел состоит из четырех подразделов: определение сущности Мантры, значение термина «Мантра», общее изложение внутренних различий в системе Мантры и Тантры и подробное объяснение конкретных систем четырех разрядов Тантры.
аа. Определение сущности Мантры
Ее сущность - союз пустоты и сострадания.
Сущностью Мантры является единство праджни - мудрости (пустоты) и упайи - метода (великого сострадания). Так говорится в Калачакра-мула-тантре:
Мантра называется так, поскольку она служит защитой
Элементов тела, речи и ума.
Термин «мантра» означает неизменное:
Пустотную мудрость [шунья-джняну].
Мантра, рождающаяся из заслуги (пунья) и мудрости (джняна),
Обладает природой пустоты и сострадания.
бб. Значение термина «Мантра»
Смысл мантры - это защита ума от сведения объектов восприятия к понятиям.
С точки зрения этимологии можно следующим образом объяснить значение [санскритского] термина «мантра»: «ман» означает «ум», а «трая» - «защищать»; отсюда образуется слово «мантра», поскольку она защищает ум от сведения объектов восприятия к понятиям. В «Продолжении Гухьясамаджа-тантры» говорится:
Любой вид ума, возникающий в зависимости от
Способностей восприятия и их объектов,
Определяется как «ман»;
А «тра» - это то, что его оберегает.
Любые обеты и правила, которые считаются
Полностью очищенными от мирского образа поведения
И хранимыми всеми ваджрами,
Определяются как «мантрический образ поведения».25
Прямое же значение слова «мантра» - это «тайное слово», поскольку практикуется в тайне и сокрыто; или же, если взглянуть по-иному, поскольку ее невозможно понять тем, кто не обладает необходимыми для практики мантры качествами. Поэтому она называется «тайной» (гухья) мантрой. Согласно с таким пониманием рассуждает Гуру Шраддхакараварман в своем тексте «Краткое руководство к смыслу ануттара-йога-тантры»:
Она является тайной, ибо ее практика совершается втайне и сокрыто, или же потому, что не может быть понята теми, кто не обладает нужными качествами».
вв. Общее изложение внутренних различий в системе Мантры и Тантры
В этом разделе два подраздела: виды практики Мантры и классификация тантр.
1’ Виды практики Мантры
Здесь две части: основная и дополнительная, посвященная разнице терминов «Мантра» и «Тантра».
а’ Основной раздел
Три вида практики - это лучшая, меньшая и вторичная,
Сущностью которых является великое блаженство, отождествление с божеством и мантра вкупе с ее применением.
Иначе можно говорить о семи видах: совершенной, частичной, особой,
начальном блаженстве, почти совершенном блаженстве, частичном блаженстве и тени великого блаженства.
Есть три вида [практики] мантры: лучшая, меньшая и вторичная. Сущность лучшей степени - это великое блаженство (махасукха); сущность меньшей - отождествление себя с божеством (дэвата-ахамкара); а сущность вторичной практики - это просто ритуалы, связанные с мантрой, и их применение. Пример первого вида - стадия завершения, второго - стадия зарождения, а третьего - обретение вторичных меньших сиддхи.26
Лучшая и меньшая степени практики - это и есть собственно Мантраяна, поскольку они соответствуют принципам или самайям (обетам) Мантраяны и видьядхар. Последняя же степень относится к Мантраяне лишь по названию.
Можно и иначе подразделить практику Мантры, а именно на семь видов: совершенный путь, частичный путь, особый путь, начальное блаженство, почти совершенное блаженство, частичное блаженство и тень великого блаженства. На самом деле все эти виды являются формами великого блаженства, а поскольку это великое блаженство само по себе является совершенным и полным путем, нет смысла рассматривать их как отдельные [виды практики].
б’ Приложение: различие между Мантрой и Тантрой
Термин «мантра» относится к Тайной Мантре и к единству блаженства (сукха) и мудрости (джняна).
Применение мантры в виде действий (карм) и сиддхи называется тантрой.
И сам путь, и средства для его выражения также известны как «тантра».
Чем отличаются мантра и тантра? Термин «мантра» относится ко всем видам Тайной Мантры и единства великого блаженства и мудрости. Применение же Тайной Мантры (т.е. совокупность [ритуалов] действий и сиддхи) известно как «Тантра». Однако под «тантрой» понимают также тантры (т.е. непрерывные потоки) основы, пути и плода (содержимое Мантры), равно как и собрание учений, выражающих и разъясняющих [смысл Мантры]. Таким образм, в определенном контексте «мантра» и «тантра» могут быть синонимами.
Примечания
1) Этой точки зрения придерживаются в школе Сакья.
2) Термин «видьядхара» (тиб. «ригпа дзинпа» или «ригдзин») относится к практикующему тантру. «Видья» (тиб. «ригпа») - это единство осознанности и неизменного великого блаженства, изначально присутствующее и являющееся основой или природой бытия. Стать «держателем» («дхара», тиб. «дзинпа») видьи - значит вновь пробудить ее (то есть вновь ее осознать) посредством особых тантрических техник.
Под Видьядхара-питакой понимается собрание учений Ваджраяны.
3) Девять разделов Слова Будды (наванга правачана) - это лекции (сутра), афоризмы (гея), пророчества (вьякарана), стихи (гатха), изречения (удана), легенды (нидана), учения глубокого смысла (вайпулья), истории предыдущих жизней Будды (джатака) и рассказы о чудесных событиях (абдхутадхарма).
4) Шраддхакараварман приводит оба мнения о месте писаний Ваджраяны: и то, которое включает их в Трипитаку, и то, которое выделяет их в четвертый раздел.
5) Цитируемая Шраддхакараварманом гатха входит в стандартный ритуал посвящения в высшие тантры и посвящена принятию тантрических обетов. Здесь под «внешним путем» понимается Шравакаяна, под «внутренним» - Бодхисаттваяна, а под «тайным» - Мантраяна.
6) «Путь признаков», известный также как «причинный путь признаков» - это определение Сутраяны, противопоставляющее ее Мантраяне. Сюда включаются Шравакаяна и Пратьекабуддаяна, основанные на философским системах вайбхашики и саутрантики, а также Бодхисаттваяна, основанная на системах читтаматры и мадхьямаки.
Он называется «путем признаков», поскольку указывает на путь Тайной Мантры и его ветви, которые ведут непосредственно к окончательному плоду (состоянию единства Ваджрадхары). Он называется «путе причины», поскольку является одной из двух причин обретения мудрости состояния единства непребывающей нирваны, то есть окончательного плода.
7) Здесь под состоянием видьядхары понимается Пробуждение.
8) Двенадцать видов Слова Будды - это перечисленные выше девять разделов плюс повествования (авадана), притчи (нивриттака) и устные наставления (упадеша).
9) Тридцать семь факторов Пробуждения - это четыре вида внимательности (по отношению к телу, чувствам, уму и явлениям), четыре совершенных отречения (отказ от уже возникшего неблагого, предупреждение возникновения нового неблагого, взращивание возникшего благого, порождение нового благого), четыре волшебных опоры (самадхи устремленности к Учению, самадхи усердия, самадхи однонаправленного сосредоточения, самадхи умственного анализа), пять способностей (вера, усердие, внимательность, сосредоточение и мудрость), являющихся знаками предварительных ступеней, ведущих к прямому постижению реальности, пять сил (они те же, что и пять способностей, но отличаются от них тем, что не могут быть разрушены неблагоприятными обстоятельствами). Совершенство в пяти силах обретается на двух последних из четырех уровней Пути применения (уровни «жара», «вершины», «терпения» и «высших качеств») и являются знаком высшей стадии пути перед обретением прямого постижения реальности. Далее следуют семь факторов на пути к Пробуждению (внимательность, различающая мудрость, усердие, радость, гибкость, сосредоточение и равностность), являющиеся знаками видения реальности, и восьмеричный благородный путь (правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение).
10) Пустота, обладающая наивысшим аспектом. Согласно Калачакра-тантре, такая пустота сама по себе способна порождать наивысшее неизменное блаженство, то есть конечный плод практики. Ее природа подобна образам в зеркале гадателя: она обладает всеми аспектами трех лок, в то время как ее собственная природа лишена реальных признаков в том смысле, что она не состоит из частей и запредельна понятийному конструированию. Это есть прямое познание. Это также есть иллюзорное проявление высшего ума ясного света.
Кхедруб Норзанг Джямцо объясняет, что эта пустота - это имя махамудры (символизируемой в практике «последующего применения» в составе шаданга-йоги Калачакры Вишваматой - женским божеством, пребывающим в союзе с Калачакрой), праджня-парамиты, матери всех Будд, обладающей высшим из всех аспектов, отличительная черта которой - свобода от самобытия. Эта мудра также известна как дхармодая (тиб. чоджунг), источник всех явлений, свободных от самоприроды. Здесь под «явлениями, свободными от самоприроды» понимаются все 84.000 аспекта реальности, в качестве примера которых фигурируют десять сил, бесстрашие Будды и т.д.
Согласно взглядам самого Конгтрула, такая пустота соответствует пустоте, как она понимается в Парамитаяне, и является не просто отрицанием истинного существования явлений, но и светоносной ясностью, обладающей всеми качествами Пробуждения.
11) Видья-мантры - это общее наименование для трех видов мантр, а именно тайных мантр (гухья-мантра), мантр мудрости (собственно видья-мантра) и удерживающих мантр (дхарани-мантра). Джнянашри пишет, что термин «гухья-мантра» относится к нераздельному единству мудрости (праджня) и метода (упая); «видья-мантра» - к единству праджни и видьи, а «дхарани-мантра» - к единству праджни и дхарани. Гухья-мантры также используются для мужских божеств, видья-мантры - для женских, а дхарани-мантры - как для тех, так и для других. Одна мантра также может пониматься как включающая в себя все три вида мантр, а одно божество, как включающее в себя все три вида божеств. Есть и другие системы классифика