Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?  (Прочитано 15984 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« : Октябрь 16, 2012, 19:48:48 »

Адеш!
Друзья, кто-то может мне сказать, почему Тибетский буддизм называют "колесницей мантры", если в ней как я понял, есть к примеру раздел Дзогрим в котором практика построена на манипуляции пранами, бинду и т.п, а есть еще и Махамудра, Дзогчен? Ведь Ваджраяна не ограничена стадией зарождения, правильно я понимаю?
Записан

Амритагупта

  • *
  • Сообщений: 26
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #1 : Октябрь 16, 2012, 19:58:08 »

В этом контексте, под "мантрой" они имеют ввиду сущностную (тайную) мантру (гухьямантра), которая является синонимом природы Будды, татхагатагарбхи, ригпа и пр. названий изначально состояния (Атмана), а не рецитируемую мантру.
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #2 : Октябрь 16, 2012, 21:09:21 »

Глава 1. Природа тантры

I. Традиция новых переводов Тайной Мантры
 А. Ваджраяна: ее место в буддийском учении
 Б. Основная тема: традиция новых переводов Тайной Мантры
   1. Общие положения
   2. Подробное изложение
    а. Природа Тантры
     i. Основания для выделения Тантры в особую категорию
       аа. Сущность Тантры
       бб. Синонимы термина «Тантра»
       вв. Ее природа
       гг. Внутренняя классификация
     ii. Различия между Сутрой и Мантрой
       аа. Мнения индийских учителей и резюме этих мнений
       бб. Деление текстов на четыре категории в зависимости от их сутрического или тантрического содержания
       вв. Основное различие между Сутрой и Мантрой с точки зрения тибетских учителей
     iii. Уникальные сущностные особенности Мантраяны
       аа. Определение сущности Мантры
       бб. Значение термина «Мантра»
       вв. Общее изложение внутренних различий в системе Мантры и Тантры
        1’ Виды практики Мантры
         а’ Основной раздел
         б’ Приложение: различие между Мантрой и Тантрой

[Здесь изложен] ваджрный путь тайной мантры, опирающийся на плод:

Вышеприведенные слова знакомят нас с системой Ваджраяны, относящейся к разделу Тайной Мантры, объяснение которой состоит из двух разделов, посвященных традиции новых переводов Тайной Мантры и традиции древних переводов Тайной Мантры. Первый раздел включает два подраздела, посвященных соответственно месту Ваджраяны в корпусе буддийских учений и собственно объяснению этой традиции Мантры.

А. Ваджраяна: ее место в буддийском учении

Видьядхара-питака может быть включена в Трипитаку, поскольку в ней равно раскрывается содержание трех разделов.
Впрочем, некоторые принимают мнение шравак о Трипитаке,
В то время как для иных это не обязательно так; поскольку Писания можно разделить и на семь разделов, и на другое их число,
Мантра-питака принимается как отдельный раздел.

[В некоторых системах] Ваджраяна включается в три раздела буддийского Учения [виная, сутра и абхидхарма]. [В других же системах] Ваджраяна не включена в них, но представляет собой отдельный раздел. Что до тех традиций, которые включают ее в состав Трипитаки, то некоторые относят ее исключительно к разделу Сутра-питаки1, в то время как другие - ко всем [трем].

Всеведущий Рангджунг Дордже [как сказано в его тексте «Глубинная внутренняя сущность»] считает, что собрание учений видьядхар2 равно относится к трем питакам, поскольку в равной степени открывает внутренние виды дисциплины, учения, изложенного в сутрах, и философских вопросов. Подобным образом, гуру Шраддхакараварман [в своем тексте «Краткое руководство к смыслу Ануттара-йога-тантры] утверждает:

С другой точки зрения, собрание учений Тайной Мантраяны равно распределяется по трем Питакам. Обоснование этого утверждения таково: девять разделов3 Слова Будды составляют собрание учений Махаяны; а собрание учений Тайной Мантраяны уже включено в эти девять разделов и учит трем практикам [нравственности, созерцанию и мудрости]. Таким образом, считается, что оно включено в Трипитаку.

Взгляды Абхаякары также соответствуют этому объяснению причин, по которым учения Ваджраяны в равной мере включены в три раздела Трипитаки.

Другой взгляд мы находим в Субаху-париприччха-тантре:

Чтобы принести пользу богам, асурам и людям,
Будда провозгласил разные виды гухья- и видья-мантр,
Общим числом тридцать миллионов пятьсот тысяч;
Это - видьядхара-питака.

По этому вопросу Шраддхакараварман утверждает следующее:4

Утверждается, что собрание учений Тайной Мантраяны не сводится к учениям трех Колесниц [шравак, пратьекабудд и бодхисаттв]. Напротив, оно известно как Видьядхара-пиатка и представляет собой еще одно собрание учений бодхисаттв. Как сказано:

Придерживайся в полноте священного учения трех путей:
Внешнего, внутреннего и тайного.5

Далее, гуру Буддхагухья [в своем тексте «Обширный комментарий к Ваджравидарана-тантре»] утверждает:

Учение, проповеданное Бхагаваном Буддой,
Образует четыре раздела: сутры, правила дисциплины,
Философию и учения видьядхар.

Таким образом, считается, что тайная Мантра - это четвертый раздел, то есть Видьядхара-питака. Причина тому - явное превосходство тайной Мантры над учениями внешнего пути признаков,6 состоящее в том, что эта письменная традиция являет обширные и глубокие средства для быстрого обретения плода, т.е. состояния видьядхары7 - в течение этой жизни или же в следующей жизни.

Некоторые учение утверждают, что все двенадцать видов Слова Будды8 должны быть включены в одну из трех питак. Это соответствует воззрению Общей колесницы [шравакаяны]. Однако в контексте махаяны это не обязательно так, как и говорится в тексте Чандракирти «Семьдесят шлок о [тройном] Прибежище»:

Согласно точке зрения шравак
Есть три питаки.
Согласно же учению бодхисаттв
Это не обязательно так.

И:

С точки зрения бодхисаттв
Есть семь разделов Учения:
Собрание учений бодхисаттв,
Собрание учений видьядхар,
Сутры, абхидхарма, виная,
Подробные наставления и джатаки.
Эти семь разделов Учения...

Итак, утверждается, что собрание учений Мантры - это отдельная питака.

Б. Основная тема: традиция новых переводов Тайной Мантры

Эта тема делится на два раздела - обзие положения и подробное изложение.

1. Общие положения

Смысл этого пути кратко выражается в следующих трех пунктах:
Природа Тантры, виды созерцания и способы представления тантрических писаний.

Смысл Ваджраяны обширен и глубок, а, стало быть, ее расмотрение может быть бесконечным. Тем не менее, этот путь можно кратко выразить, рассмотрев три темы: природу Тантры, виды созерцания ее сущности и способы представления тантрических писаний, выражающих эту сущность.

2. Подробное изложение

В этом разделе два подраздела: раздел о природе Тантры и наставления, касающиеся способов ее раскрытия.

а. Природа Тантры

Изложение этой темы состоит из трех частей: основания для выделения Тантры в особую категорию, анализ различий между Сутрой и Мантрой и обоснование уникальности сущностных особенностей Мантраяны.

i. Основания для выделения Тантры в особую категорию

Здесь четыре подраздела: сущность Тантры, синонимы этого термина, её природа и внутренняя классификация.

аа. Сущность Тантры

«Тантра» - это мантра и связанные с ней практики, а также средства для обучения ей.

Термин «тантра» определяет содержание, или сущность собственно [пути] Мантры, а также практики, представляющие собой способы для осуществления этого [пути]. Кроме того, термин «тантра» относится к тому, что выражает основное значение, то есть, к собранию слов Будды, разъясняющему смысл [пути] Мантры и называемому «тантрическое собрание учений Ваджраяны».

бб. Синонимы термина «Тантра»

У нее различные имена, такие, как «Мантра-питака» и «Мантраяна».
Сюда не включаются тантры мирских существ.

У Тантры много имен. Ее называют «Мантра-питакой» и «Мантраяной», поскольку она дарует сиддхи через использование мантр и мудр, а также «Видьядхара-питакой», поскольку [природа] божества, мантры и мудрости (джняны), постигающей великое блаженство (махасукха) - это видья, и опыт видьи получается и удерживается (дхара) благодаря этим глубоким средствам.

Если посмотреть на тему с другой стороны, то тантра именуется Видьядхараяной, так как практики мантры, собранные в этой системе, ведут к обретению плода, т.е. состоянию видьядхары, уже в этой самой жизни; она именуется Ваджраяной, так как благодаря практике ваджрного пути нераздельности метода (упаи) и мудрости (праджни) проявляются три ваджры [ваджрное тело, ваджрная речь и ваджрный ум].

Тантра использует причины обретения совершенного Пробуждения - такие, как 37 факторов, ведущих к Пробуждению9 - как средства на пути. Таким образом, она может рассматриваться как «путь причины» («Хетуяна»), если пользоваться терминами [пути] признаков. Но более того - на пути, и прямо с самого его начала, Тантра использует образы плода [т.е. Пробуждения], такие как мандала, образы божеств и их чувственных наслаждений. Таким образом, ее можно рассматривать и как «путь результата» («Пхалаяна»), если пользоваться терминологией [пути] Мантры.

Можно рассмотреть вопрос и так: в Тантре пустота, обладающая высшим из аспектов,10 служит причиной [для возникновения неизменного блаженства]. Эта пустота является основным предметом учения Парамитаяны. Таким образом, если пользоваться терминологией этого пути, Тантру можно рассмтривать как «путь причины». Но более того - неизменное великое блаженство (махасукха) неотделимо от сущности плода [обретаемого благодаря постижению пустоты, обладающей высшим из аспектов]. Это неизменное блаженство является основным предметом учения Мантраяны. Таким образом, если пользоваться терминологией Мантраяны, ее можно рассматривать и как «путь результата».

Среди других синонимов - «путь метода» («Упайяяна»), поскольку этот путь содержит практики, превосходящие практики Парамитаяны как качественно, так и количественно; «тайный путь» («Гухьяяна»), поскольку он должен быть скрыт от шравак и прочих, не являющихся подходящими сосудами, и «протяженность» («Тантра»), поскольку он пронизывает основу, путь и плод.

Мантры и тантры, созданные мирскими существами - это обычные мантра и тантра, а потому здесь не включены ни в систему Ваджраяны, ни в ее собрание учений.

вв. Ее природа

Ее природа состоит в том, чтобы учить преимущественно пути видья-мантр11 и плоду этого пути.

Природа Мантраяны состоит в том, чтобы учить преимущественно пути применения видья-мантр и следующему из этого пути результату. Таким образом, если идешь по пути, придерживаясь системы Мантры, без сомнения, следует опираться на применение мантры и тантры.

гг. Внутренняя классификация

Две категории Мантры - это мирская и надмирская.
Они отличаются тем, что первая из них - Мантра лишь по имени, а вторая - подлинная.
Мирская мантра включает созданное обычными существами; ведущее к окончательной уверенности, к высшим состояниям в трех мирах;
И опору для ума, Пути накопления и приготовления, равно как и собрания соответствующих учений.

В Мантраяне Тантру можно разделить на две основные категории: мирской путь и надмирской путь. Их отличие в том, что первый из них является Мантрой лишь по имени, поскольку, достигнув вершины этого пути, все же не обретаешь устойчивости; поскольку он не дает окончательной уверенности; и поскольку его время и место эфемерны. Второй же из путей - путь надмирской Мантры - является подлинным, обладая качествами, противоположными качествам мирского пути.

Тантра мирского пути бывает трех видов: собственно мирская Мантра, Мантра, ведущая к окончательной уверенности и Мантра, являющаяся опорой ума.

Первый вид - путь собственно мирской Мантры - был создан риши, богами, бхутами, якшами, практиками Мантры и прочими обычными существами. Это и есть собственно мирской путь. Второй вид - мирская Мантра, ведущая к окончательной уверенности и относящаяся к состояниям видьядхар кама- и рупалоки,12 а также арупалоки, являющейся высшим состоянием в трех мирах, обретаемым благодаря практике мантр. Этот путь укоренен в Видьядхара-питаке. Третий вид - это мирской путь, являющийся опорой ума [для высших путей], и представляющий собой тантрические Пути накопления и приготовления.13

Два последних вида принадлежат и к разделу надмирской Мантры, а все тантры, излагающие эти учения, принадлежат к собранию учений надмирского раздела. Даже тантры, созданные высшими существами по их собственному вдохновению, на самом деле относятся к надмирскому разделу. Однако эти тантры не считаются частью собрания учений надмирского раздела.

ii. Различия между Сутрой и Мантрой

В этом подробном рассмотрении различий между Сутрой и Тантрой имеется три раздела: мнения индийских учителей и резюме этих мнений; содержание сутр и тантр, рассматриваемое с четырех точек зрения; и основное различие между Сутрой и Мантрой с точки зрения тибетских учителей.

аа. Мнения индийских учителей и резюме этих мнений

Тантра отлична от Сутры не своей окончательной целью, которая общая с Сутрой,
Но своей ясностью, обилием методов и отсутствием трудностей.
Она предназначена для того, кто обладает высшими способностями...

Что отличает путь Мантры от пути Сутры? Их окончательный плод, или цель - непребывающая Нирвана14 - общий. Однако путь Мантры уникален по причине ясности его методов, обилия этих методов и свободы от трудностей при их практике.

Объясним это. Мантраяна - это путь ясности методов, таких, как созерцание божества и чтение мантры, которым предшествует дарование посвящения, вводящее на путь [тантры].

Мантра не просто предлагает ясные методы, но содержит множество этих методов, а не просто какой-то один. Это так благодаря бесчисленному множеству подходов, содержащихся в разных системах тантры - Крия-тантры, Чарья-тантры и т.д. - соответствующих уровню способностей практикующего.

Можно сказать, что и Сутраяна располагает многочисленными методами, но этот путь требует преодоления трудностей, таких как аскетизм и соблюдение обетов, а потому нелегок. Напротив, методы Мантраяны, будучи применяемы в соответствии с наклонностями практикующего, ведут к обретению блаженства (сукха) путем самого блаженства. Итак, мантра является высшим путем в том смысле, что по этому пути идут без особых трудностей и лишений.

Но если тантрические методы так ясны, многочисленны и свободны от трудностей, почему же Будда не открыл Мантраяну всем своим последователям? [Ответ такой:] Будда учил не [просто] потому, что обладал неким знанием, но даровал учения сообразно способностям учеников.

Ученики, которые обладают качествами, необходимыми для получения наставлений по Мантраяне, обладают наиболее острым умом, в то время как тот, кто пригоден для обучения Парамитаяне, обладает способностями, низшими по сравнению с практиком Мантры, а, стало быть, не годится для того, чтобы быть последователем Мантраяны. Впрочем, с течением времени каждый без исключения обретет качества, необходимые для практики Мантры, что соответствует умозаключению, выраженному в словах текста [Дхармакирти] «Сокровище достоверного познания», где утверждается:

Поскольку [подобие] косвенно связано
С объектом...15

Подобным образом, текст Трипитакамалы «Светильник трех видов» утверждает:

Хотя цель одинакова, Мантраяна
Является высшим путем, поскольку она ясна,
Изобилует методами, лишена трудностей
И предназначена для обладающих высшими способностями.16

Согласно Гуру Джнянашри,
Отличительной особенностью Тантры являются одиннадцать видов искусных средств.
Индрабхути отмечает семь особых качеств, а Джнянапада говорит о практике Тантры, ее пути и плоде.
Шантипа утверждает, что Мантра и Парамиты неотличны на абсолютном уровне,
Но на относительном уровне Мантра глубже и обширнее.
Большинство учителей полагают, что различие здесь в субьекте, а не в объекте практики.

Другие отличия между Мантрой и Сутрой перечисляет Гуру Джнянашри [в своем тексте «Преодоление двух крайностей на пути Ваджраяны»]:

Тантра является высшим путем благодаря содержащимся в ней одиннадцати видам искусных средств: это методы, основанные на непревзойденных Писаниях; непревзойденная практика; непревзойденная мудрость (джняна); непревзойденное усердие; сила, способная вести всех и каждого ученика; методы для благословения [т.е. преображения] страстей (клеш); для быстрого дарования благословения; для быстрого обретения освобождения; для преодоления страстей; методы непревзойденного расположения и непревзойденная нравственность.17

Индрабхути отмечает, что отличительные качества Мантры кроются в семи особенностях: это Гуру, тот, кто принимает [учения], ритуалы, сиддхи, обеты (самайи), воззрение и нравственность. Гуру Буддхаджнянапада утверждает:

Мантраяна исключительна в том, что касается трех: практикующего, пути и плода.

Далее, Гуру Шантипа [в своем тексте «Описание трех Колесниц»] утверждает, что Мантраяна и Парамитаяна неотличны на абсолютном уровне. Однако они отличаются в том смысле, что на относительном уровне Мантраяна глубже и обширнее. Он объясняет это так:

Перспектива Мантраяны широка в том смысле, что любое явление созерцается как божественное. Ее опора также обширна, поскольку, когда практикующий сознательно придерживается обетов, предписанных Буддами трех времен, он получает изрядное благословение. Нравственность Мантраяны широка, поскольку имеет своим образцом направленные на благо других деяния Будд и Бодхисаттв, а также их благословение, очищающее миры.

Пути, по которым следуют мадхьямики и читтаматрины, равно как шраваки и пратьекабудды, лишены этих трех особых качеств, присущих объекту созерцания, опоре практики и нравственности. Таким образом, мадхьямики и читтаматрины могут обрести Пробуждение лишь через три кальпы; шраваки же и пратьекабудды - спустя четыре кальпы. Но посольку Мантра обладает вышеперечисленными особыми свойствами, практикующие ее могут обрести Пробуждение за короткое время. Таким образом, Мантра имеет глубокие отличия.

Атиша так пишет на эту тему в своем тексте «Сумма обетов»:

Мантра превосходит все прочие пути и является высшей по отношению к Махаяне. Отвечая на вопрос, почему это так, Шри Нагарджуна говорит о ее семи отличительных особенностях:

Мантра несет на себе печать Самантабхадры в том смысле, что все явления понимаются как Дхармакая.18 Она несет в себе благословение и ее почитают связанные клятвой великие мирские божества и их свита. Она ведет к быстрому обретению сиддхи, поскольку Будды и Бодхисаттвы трех времен знают [о практикующем] и даруют свои благословения. Она несет покой и свободу от бедствий сансары и от рождения в низших мирах, поскольку область ее опыта - это то же, что и Самбхогакая. Она совершенно не знает препятствий, поскольку практик [Мантры] обладает ваджрной бодхичиттой и его тело, речь и ум неотличны от тела, речи и ума Будды. Ее обеты ненарушимы благодаря уверенности практикующего в изначальной чистоте всех внешних и внутренних явлений. Если и случится какое нарушение, самайи естественным образом восстанавливаются. Вот отличительные особенности Мантраяны.

Если говорить о главном различии между двумя путями, то объект у Мантры и у Парамит один: это запредельная понятиям пустота. Разница в субьекте [постигающем пустоту]. В Мантре этим субъектом является используемое как метод великое блаженство (махасукха). С этим согласно большинство [индийских учителей].  В то же время, может быть много различных подробных объяснений различий между этими двумя системами, по-разному изложенных разными Гуру.

Ее отличительные черты можно свести к трем особенностям: практикующий, обладающий тремя качествами,
Путь, на котором используется метод с тремя особенностями и состояние единения (юганнадха), являющаяся плодом.

Конечно, приемлемыми является любое объяснение, основанное на вышесказанном. Гуру Карма Тринле и многие другие, сводя воедино эти различные точки зрения, описали три особенности, отличающие Мантру от Парамит: того, кто практикует Мантру, путь, который предстоит пройти, и конечный результат или цель.

Что касается первого пункта, то практик Мантры выделяется тремы качествами: высшими способностями, которые состоят в том, что он вступает на путь, быстро приводящий к цели; потоком ума, который созрел благодаря подобающемящению, и [сознательным] хранением обетов, состоящем в недопущении коренных и вторичных падений. Практик Мантры непременно должен обладать этими тремя качествами, в то время как от последователей иных путей это не требуется.

Во-вторых, путь Мантры является особым в трех отношениях: используемые на этом пути методы изобильны, ясны и свободны от трудностей.

Что до первой особенности - обилия методов, то Мантра не отвергает никакой из различных методов, которым учит Парамитаяна, как, например, порождение бодхичитты и шесть парамит. Помимо этих методов, Мантра предлагает техники четырех разрядов Тантры, куда более многочисленные и глубокие, нежели методы Парамитаяны. Они включают способы обретения непостижимых сиддхи посредством различных практик бескчисленного множества йог божества: ознакомлением и обретением [состояния божетсва], применением божественных действий, особых методов для достижения результатов, если их не получается достичь обычными способами, а также действиями для упрочения достижений.19

Вторая особенность - ясность методов - заключается в том, что в этих методах нет никакой туманности. Каждый аспект практики - предмет ознакомления [т.е. божестов], практикующий это ознакомление, формы этого ознакомления, чтение [мантр], подношения пищи, огненные пуджи и т.д. подробно и в высшей степени ясно объяснены.

Касаемо третьей особенности - цели или плода практики Мантры - то непосредственное следствие чего-либо определяется качествами, присущими его непосредственной причине. Высшая точка Пути применения Парамитаяны порождает в уме практикующего ни что иное, как Путь применения Мантры.20 Таким образом, конечный непосредственный результат парамит не является полным Пробуждением. Кульминация же всех аспектов Пути применения Мантраяны непосредственно порождает результат, состоящий в полном Пробуждении. Итак, состояние полного Пробуждения является непосредственным следствием исключительно завершения Пути применения Мантры, поскольку полное Пробуждение - это окончательное состояние Мантраяны, то есть единение, не требующее обучения (ашайкша-юганнадха).21

Этим завершается резюме различий между Сутрой и Тантрой, сделанное Кармой Тринле.

бб. Деление текстов на четыре категории в зависимости от их сутрического или тантрического содержания

Общая классификация текстов в зависимости от их сутрического или тантрического содержания включает четыре категории: сутра, тантра, и сутра, и тантра, и ни сутра, ни тантра. Категория сутр в основном включает такие тексты, как Агамы. Категория тантр включает писания разряда практики Гаруды,22 а также другие тексты. К категории и сутры, и тантры относится собрание учений Мантры. Категория ни сутры, ни тантры включает сочинения по логике и подобные тексты.

Из всех этих текстов только собрание учений мантры, известных как «использующие плод как путь» по причине применения особой практики - йоги божества - может считаться обладающей разъясненными выше особенностями. Это объяснение четырех категорий текстов является дополнительной темой.

вв. Основное различие между Сутрой и Мантрой с точки зрения тибетских учителей

Мантра является высшей в силу быстроты обретения плода, на что есть пять причин, в силу четырех источников блаженства,
И в силу присущих ей искусных средств, применяемых в трех практиках и во всех сферах чувственного опыта.

Главные из всех описанных тибетскими учителями бесчисленных различий между Сутрой и Мантрой описаны в устных наставлениях махасиддхи Буддхагупты. Досточтимый джонангпинский Лама [Таранатха] таким образом выражает его мысль:

Говорят, что она является высшей в силу своей быстроты, блаженства и искусных средств.

Если развить эту мысль более подробно, то Мантра превосходит Сутру своей быстротой. Эта быстрота заключается в том, что [в Мантраяне] Пробуждение обретается на протяжении настоящей жизни, или же за семь жизней и т.д. Далее, эта быстрота обусловлена следующими пятью причинами: наличием заслуг (пунья), накопленных благодаря особым [тантрческим] ритуалам, в ходе которых божества действительно принимают подношения, которые делаются им, и наслаждаются ими;23 порождением силой мантр заслуг, столь же многочисленных, как песчинки в Ганге, благодаря единой капле [практики]; явственному [применению] созерцания, когда [даже] начинающий останавливает восприятие нечистых проявлений и творит чистые миры; возведение живых существ к зрелости благодаря каждой отдельно взятой особенности мантры или созерцания (эти особые причины действуют даже на того, кто только что вступил на путь Мантры); и мудрость, которая и на относительном, и на абсолютном уровне имеет своим объектом плод [Пробуждения], зримым проявлением которого является вся сфера рассматриваемого в созерцании чувственного опыта (эти пять причин присутствуют с самого начала до завершения [пути Мантры]).

Мантра превосходит Сутру блаженством, которое состоит в отсутствии любых грубых телесных или умственных ощущений. Есть четыре [источника] блаженства: обретение тела, обладающего шестью преимуществами;24 развитие многочисленных сиддхи и способностей к созерцанию; явное присутствие Будд [рядом с практикующим] благодаря силе мантр и исполнение всех чаяний живых существ посредством применения мантры и тантры.

Мантра превосходит Сутру и совими искусными средствами, которые применяются в трех составляющих практики [нравственности, созерцании и развитии мудрости], равно как и во всех сферах чувственного опыта. Если говорить подробнее, то нравственность Мантры радует божеств и равна нравственности видьядхар. Созерцание в Мантраяне связано с высшей сферой чувственного опыта. Мудрость Мантры отличается своей глубиной и обширностью как в общем, так и в особом [смысле], как и две прочих составляющих практики. Более того, искусные средства йоги божества и мантры применяются во всех сферах чувственного опыта. Потому и говорится, что Мантра является особенным путем.

iii. Уникальные сущностные особенности Мантраяны

Этот раздел состоит из четырех подразделов: определение сущности Мантры, значение термина «Мантра», общее изложение внутренних различий в системе Мантры и Тантры и подробное объяснение конкретных систем четырех разрядов Тантры.

аа. Определение сущности Мантры

Ее сущность - союз пустоты и сострадания.

Сущностью Мантры является единство праджни - мудрости (пустоты) и упайи - метода (великого сострадания). Так говорится в Калачакра-мула-тантре:

Мантра называется так, поскольку она служит защитой
Элементов тела, речи и ума.
Термин «мантра» означает неизменное:
Пустотную мудрость [шунья-джняну].
Мантра, рождающаяся из заслуги (пунья) и мудрости (джняна),
Обладает природой пустоты и сострадания.

бб. Значение термина «Мантра»

Смысл мантры - это защита ума от сведения объектов восприятия к понятиям.

С точки зрения этимологии можно следующим образом объяснить значение [санскритского] термина «мантра»: «ман» означает «ум», а «трая» - «защищать»; отсюда образуется слово «мантра», поскольку она защищает ум от сведения объектов восприятия к понятиям. В «Продолжении Гухьясамаджа-тантры» говорится:

Любой вид ума, возникающий в зависимости от
Способностей восприятия и их объектов,
Определяется как «ман»;
А «тра» - это то, что его оберегает.

Любые обеты и правила, которые считаются
Полностью очищенными от мирского образа поведения
И хранимыми всеми ваджрами,
Определяются как «мантрический образ поведения».25

Прямое же значение слова «мантра» - это «тайное слово», поскольку практикуется в тайне и сокрыто; или же, если взглянуть по-иному, поскольку ее невозможно понять тем, кто не обладает необходимыми для практики мантры качествами. Поэтому она называется «тайной» (гухья) мантрой. Согласно с таким пониманием рассуждает Гуру Шраддхакараварман в своем тексте «Краткое руководство к смыслу ануттара-йога-тантры»:

Она является тайной, ибо ее практика совершается втайне и сокрыто, или же потому, что не может быть понята теми, кто не обладает нужными качествами».

вв. Общее изложение внутренних различий в системе Мантры и Тантры

В этом разделе два подраздела: виды практики Мантры и классификация тантр.

1’ Виды практики Мантры

Здесь две части: основная и дополнительная, посвященная разнице терминов «Мантра» и «Тантра».

а’ Основной раздел

Три вида практики - это лучшая, меньшая и вторичная,
Сущностью которых является великое блаженство, отождествление с божеством и мантра вкупе с ее применением.
Иначе можно говорить о семи видах: совершенной, частичной, особой,
начальном блаженстве, почти совершенном блаженстве, частичном блаженстве и тени великого блаженства.

Есть три вида [практики] мантры: лучшая, меньшая и вторичная. Сущность лучшей степени - это великое блаженство (махасукха); сущность меньшей - отождествление себя с божеством (дэвата-ахамкара); а сущность вторичной практики - это просто ритуалы, связанные с мантрой, и их применение. Пример первого вида - стадия завершения, второго - стадия зарождения, а третьего - обретение вторичных меньших сиддхи.26

Лучшая и меньшая степени практики - это и есть собственно Мантраяна, поскольку они соответствуют принципам или самайям (обетам) Мантраяны и видьядхар. Последняя же степень относится к Мантраяне лишь по названию.

Можно и иначе подразделить практику Мантры, а именно на семь видов: совершенный путь, частичный путь, особый путь, начальное блаженство, почти совершенное блаженство, частичное блаженство и тень великого блаженства. На самом деле все эти виды являются формами великого блаженства, а поскольку это великое блаженство само по себе является совершенным и полным путем, нет смысла рассматривать их как отдельные [виды практики].

б’ Приложение: различие между Мантрой и Тантрой

Термин «мантра» относится к Тайной Мантре и к единству блаженства (сукха) и мудрости (джняна).
Применение мантры в виде действий (карм) и сиддхи называется тантрой.
И сам путь, и средства для его выражения также известны как «тантра».

Чем отличаются мантра и тантра? Термин «мантра» относится ко всем видам Тайной Мантры и единства великого блаженства и мудрости. Применение же Тайной Мантры (т.е. совокупность [ритуалов] действий и сиддхи) известно как «Тантра». Однако под «тантрой» понимают также тантры (т.е. непрерывные потоки) основы, пути и плода (содержимое Мантры), равно как и собрание учений, выражающих и разъясняющих [смысл Мантры]. Таким образм, в определенном контексте «мантра» и «тантра» могут быть синонимами.

Примечания

1) Этой точки зрения придерживаются в школе Сакья.

2) Термин «видьядхара» (тиб. «ригпа дзинпа» или «ригдзин») относится к практикующему тантру. «Видья» (тиб. «ригпа») - это единство осознанности и неизменного великого блаженства, изначально присутствующее и являющееся основой или природой бытия. Стать «держателем» («дхара», тиб. «дзинпа») видьи - значит вновь пробудить ее (то есть вновь ее осознать) посредством особых тантрических техник.
Под Видьядхара-питакой понимается собрание учений Ваджраяны.

3) Девять разделов Слова Будды (наванга правачана) - это лекции (сутра), афоризмы (гея), пророчества (вьякарана), стихи (гатха), изречения (удана), легенды (нидана), учения глубокого смысла (вайпулья), истории предыдущих жизней Будды (джатака) и рассказы о чудесных событиях (абдхутадхарма).

4) Шраддхакараварман приводит оба мнения о месте писаний Ваджраяны: и то, которое включает их в Трипитаку, и то, которое выделяет их в четвертый раздел.

5) Цитируемая Шраддхакараварманом гатха входит в стандартный ритуал посвящения в высшие тантры и посвящена принятию тантрических обетов. Здесь под «внешним путем» понимается Шравакаяна, под «внутренним» - Бодхисаттваяна, а под «тайным» - Мантраяна.

6) «Путь признаков», известный также как «причинный путь признаков» - это определение Сутраяны, противопоставляющее ее Мантраяне. Сюда включаются Шравакаяна и Пратьекабуддаяна, основанные на философским системах вайбхашики и саутрантики, а также Бодхисаттваяна, основанная на системах читтаматры и мадхьямаки.
Он называется «путем признаков», поскольку указывает на путь Тайной Мантры и его ветви, которые ведут непосредственно к окончательному плоду (состоянию единства Ваджрадхары). Он называется «путе причины», поскольку является одной из двух причин обретения мудрости состояния единства непребывающей нирваны, то есть окончательного плода.

7) Здесь под состоянием видьядхары понимается Пробуждение.

8) Двенадцать видов Слова Будды - это перечисленные выше девять разделов плюс повествования (авадана), притчи (нивриттака) и устные наставления (упадеша).

9) Тридцать семь факторов Пробуждения - это четыре вида внимательности (по отношению к телу, чувствам, уму и явлениям), четыре совершенных отречения (отказ от уже возникшего неблагого, предупреждение возникновения нового неблагого, взращивание возникшего благого, порождение нового благого), четыре волшебных опоры (самадхи устремленности к Учению, самадхи усердия, самадхи однонаправленного сосредоточения, самадхи умственного анализа), пять способностей (вера, усердие, внимательность, сосредоточение и мудрость), являющихся знаками предварительных ступеней, ведущих к прямому постижению реальности, пять сил (они те же, что и пять способностей, но отличаются от них тем, что не могут быть разрушены неблагоприятными обстоятельствами). Совершенство в пяти силах обретается на двух последних из четырех уровней Пути применения (уровни «жара», «вершины», «терпения» и «высших качеств») и являются знаком высшей стадии пути перед обретением прямого постижения реальности. Далее следуют семь факторов на пути к Пробуждению (внимательность, различающая мудрость, усердие, радость, гибкость, сосредоточение и равностность), являющиеся знаками видения реальности, и восьмеричный благородный путь (правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение).

10) Пустота, обладающая наивысшим аспектом. Согласно Калачакра-тантре, такая пустота сама по себе способна порождать наивысшее неизменное блаженство, то есть конечный плод практики. Ее природа подобна образам в зеркале гадателя: она обладает всеми аспектами трех лок, в то время как ее собственная природа лишена реальных признаков в том смысле, что она не состоит из частей и запредельна понятийному конструированию. Это есть прямое познание. Это также есть иллюзорное проявление высшего ума ясного света.
Кхедруб Норзанг Джямцо объясняет, что эта пустота - это имя махамудры (символизируемой в практике «последующего применения» в составе шаданга-йоги Калачакры Вишваматой - женским божеством, пребывающим в союзе с Калачакрой), праджня-парамиты, матери всех Будд, обладающей высшим из всех аспектов, отличительная черта которой - свобода от самобытия. Эта мудра также известна как дхармодая (тиб. чоджунг), источник всех явлений, свободных от самоприроды. Здесь под «явлениями, свободными от самоприроды» понимаются все 84.000 аспекта реальности, в качестве примера которых фигурируют десять сил, бесстрашие Будды и т.д.
Согласно взглядам самого Конгтрула, такая пустота соответствует пустоте, как она понимается в Парамитаяне, и является не просто отрицанием истинного существования явлений, но и светоносной ясностью, обладающей всеми качествами Пробуждения.

11) Видья-мантры - это общее наименование для трех видов мантр, а именно тайных мантр (гухья-мантра), мантр мудрости (собственно видья-мантра) и удерживающих мантр (дхарани-мантра). Джнянашри пишет, что термин «гухья-мантра» относится к нераздельному единству мудрости (праджня) и метода (упая); «видья-мантра» - к единству праджни и видьи, а «дхарани-мантра» - к единству праджни и дхарани. Гухья-мантры также используются для мужских божеств, видья-мантры - для женских, а дхарани-мантры - как для тех, так и для других. Одна мантра также может пониматься как включающая в себя все три вида мантр, а одно божество, как включающее в себя все три вида божеств. Есть и другие системы классифика
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #3 : Октябрь 16, 2012, 21:10:59 »

Есть и другие системы классификации мантр по этим трем видам.
Гухья-мантра называется так, потому что она должна храниться в тайне от неподходящих слушателей; видья-мантра - потому, что она превозмогает омрачение, порожденное пристрастием и прочими страстями (клешами), несовместимыми с мудростью; а дхарани-мантра - потому, что она дает практикующему силу сохранять внутренние качества.

12) Есть три вида мирских видьядхар: меньший видьядхара, владеющий восемью силами, средний видьядхара кама-локи и великий видьядхара кама- и рупа-локи. Меньший из них (считается, что его сиддхи самые слабые) способен левитировать и проявлять прочие чудесные способности, а также может успешно осуществлять действия привлечения и подчинения, а также прочие. Средний (считается, что он обладает средними сиддхами) уровень достигается йогинами на великом Пути накопления (из пяти Путей махаяны). Его сиддхи состоят в том, что его тело равно по своим качествам телу божества кама-локи в том смысле, что он способен успешно применять видья-мантры, совершать чудеса и продлевать свою жизнь. Он также известен как видьядхара, чье тело обладает восемью превосходными качествами: легкостью, тонкостью, мастерством, свободой перемещения, светоносностью, силой исполнения желаний, устойчивостью и влиянием.
Великий видьядхара бывает двух видов: принадлежащий к кама-локе и к рупа-локе. Состояние видьядхары кама-локи (считается, что он обладает великими сиддхами) обретается йогином, близким к первой ступени Пробуждения или уже достигшим ее. В его случае сиддхи состоят в способности возноситься в миры Будд (буддакшетры) и слушать даршаны на уровне Самбхогакайи. Великий видьядхара рупа-локи (он также считается обладающим великими сиддхами), обладает наделенным восемью превосходными качествами (в очень тонкой форме) телом, равным телу божества так называемых «чистых» небес, включая мир Акаништхи.

13) Это первые два из Пяти путей (накопления, приготовления, видения, медитации и больше-не-обучения), которые являются стадиями на пути как Шравакаяны, так и Махаяны. Путь накопления и путь приготовления - это ступени, на которых путем изучения и размышления взращивается понятийное осмысление реальности. Путь видения начинается с момента обретения прямого прозрения пустотности. Дальнейший путь (медитации) - это ступень, на которой практикующий раз за разом погружается в созерцание пустотности, чтобы удалить омрачения, препятствующие обретению всеведения на пути больше-не-обучения. Однако в контексте данного сочинения имеются в виду не общие Пять путей, а их тантрические соответствия.

14) Непребывающая нирвана - это состояние Пробуждения, когда Будда, благодаря силе постижения истинной природы, ни пребывает в ограничениях сансары, ни выходит из нее, превосходя, таким образом, также ограничения совершенного покоя.

15) Это цитата из «Сокровищницы верного познания» Дхармакирти. Здесь говорится о косвенном умозаключении, когда из наличия дыма выводится заключение о наличии огня. Такое косвенное умозаключение возникает непосредственно на основе восприятия умом дыма как причины огня. Поскольку огонь (служащий здесь примером некоего явления) на самом деле не воспринимается познающим субъектом, он не познается непосредственно. Однако подобное умозаключение приводит к верному выводу о наличии огня и, стало быть, между познаваемым дымом и огнем есть косвенная связь. Подобным образом, хотя лишь практикующие Мантраяны обладают высшими способностями, со временем и все прочие существа по мере развития своих способностей также могут стать подходящими кандидатами для Тайной Мантры. Итак, косвенным образом все существа могут считаться подходящими для практики Тайной Мантры.

16) Между Парамитаяной и Мантраяной нет отличий в том, что касается воззрения, которое требуется уяснить, плода, который требуется обрести и бодхичитты, которая должна быть мотивацией. Однако Мантра является высшим путем благодаря четырем своим качествам. Во-первых, в том, что касается воззрения, она ясна: пока практикующий Парамитаяну находится на уровне обычного человека, то, как бы он ни развивал уверенность в безошибочном воззрении, используя различные подобия и разннобразную аргументацию, его постижение будет всего лишь понятийным. В случае же практикующего Мантру, то при посвящении в его уме пробуждается джняна благодаря совместному действию ритуала посвящения, мантры и соответствующего созерцания (имеется в виду вхождение джняна-саттвы в посвящаемого, или же третье тантрическое посвящение и т.д.). Это и есть безошибочная джняна, являющаяся действительным постижением, возникающим благодаря примеру и упадешам Гуру. Если опираться на эту «джняну примера» или «подобия», то можно быстро породить и действительную джняну.
Во-вторых, когда говорится, что Мантраяна изобилует методами, то есть средствами для обретения плода, то это можно объяснить так: в Мантраяне есть множество методов для достижения как общих сиддх, так и высших (то есть Пробуждения). Общие, или обычные сиддхи - от способности становиться невидимым и ясновидения до таких, как привлечение богатства, выдающаяся праджня и долгая жизнь, развиваются в Парамитаяне благодаря практике щедрости и прочих парамит, а это небыстрый процесс. Практикующий Мантру может легко обрести такие общие сиддхи благодаря бесчисленным садханам, таким, как практики Манджушри, Васудхары и т.д. Эти общие сиддхи, в свою очередь, можно использовать как подспорья на пути к Пробуждению. Тайная Мантра также включаеет широкий диапазон методов, нацеленных на обретение высших сиддх, относящихся к глубинной реальности (т.е. Пробуждения). Так, созерцая на стадии зарождения некое шестнадцатирукое божество, обретают понимание шестнадцати аспектов пустотности, в то вреямя как в Сутраяне практикующий способен просто получить некое знание о состоянии, превосходящем всякие понятия. Кроме того, благодаря используемым в Мантраяне особенным техникам - например, практике внутреннего жара (чандали, тиб. туммо) - можно породить состояние беспонятийного созерцания. Что же до садхан, связанных с относительной реальностью, то в Мантраяне имеются методы для создания миров Будд и множество других видов практик. По этим причинам методы Мантры и являются высшими.
Что до третьего пункта, то есть свободы от трудностей, то это объясняется так: в Парамитаяне Пробуждение возможно обрести только с великими трудностями, на протяжении трех кальп следуя по пути, предполагающему разнообразные лишения. Эти лишения включают полное самоотречение, от макушки до пяток. Тайная же Мантра, напротив, является путем, где Пробуждение обретается благодаря сравнительно легким практикам. Так, в Гухьясамаджа-тантре говорится:

Пробуждение не обретешь
В результате бесконечного тапаса и соблюдения обетов.
Свободно наслаждаясь
Чувственными удовольствиями,
Практикуя йогу ишта-дэвата,
Подносишь их себе и другим.
Гуру Ваджрапани утверждает:
«Более того: «без лишений» значит, что на пути используют великое блаженство».

Четвертый пункт, где говорится о том, что, поскольку этот путь ведет к быстрому обретению плода, он предназначен для людей высших способностей, то Сонам Цемо так объясняет это: следуя путем Парамитаяны, даже прилагая исключительные усилия, требуются три кальпы для того, чтобы достичь Пробуждения. В Ваджраяне же практикующие высших способностей могут обрести плод за одну жизнь, обладающие средними способностями - в промежуточном состоянии между этой и следующей жизнями, а низшими способностями - на протяжении семи или шестнадцати жизней.

17) Что касается методов, «опирающихся (дословно «сосредоточенных») на непревзойденные писания», то Джнянашри в своем «Преодолении двух крайностей на пути Ваджраяны» утверждает, что в Парамитаяне главными текстами являются такие тексты, как Праджняпарамита-сутра в ста тысячах стихов, Аватамсака-сутра и т.д. В Мантраяне не опираются на эти тексты, а сосредотачиваются на таких выдающихся писаниях, как Хеваджра-тантра в пятистах тысячах стихов, Шри-Ямари-тантра в двухстах пятидесяти тысячах стихов, Шри-Кхасаман-тантра в ста тысячах стихов и т.д.
Говоря о «непревзойденной практике», Джнянашри утверждает, что когда практикующий Парамитаяну обретает способность разнообразно проявляться на физическом уровне, он может тайным образом приносить благо другим. Подобным образом, в Мантраяне практикующий овладевает такими видами созерцания и умением творить физические проявления, которые неизвестны в Парамитаяне, а, стало быть, также способен помогать другим на тайном уровне.
Касаемо «непревзойденной джняны», Джнянашри утверждает, что на основе особого успокаивающего ум созерцания можно быстро породить джняну - благодаря причинам, спонтанно или благодаря чистым деяниям.
Говоря о «непревзойденном усердии», он отмечает, что благодаря тому, что практикующий содержит в чистоте принятые им тантрические обеты (самайи), в нем спонтанно возникает великое усердие к практике.
Касаемо «силы, способной вести любого ученика», Джнянашри объясняет, что ученики с плохим прошлым - например, мясники или даже убийцы и пр., для которых закрыты практики других путей, принимаются в Мантраяне; здесь утверждается, что и они также обретут плод. Стало быть, Мантра обладает силой, которая способна вести любого ученика.
«Благословение» или «преображение страстей (клеш)» значит, что блаженство, обретаемое на стадии завершения и видение природы клеш как подношения божествам преображают эти клеши.
«Преодоление страстей (клеш)» значит, что благодаря преображению всех явлений в божественные и благодаря обетам, связанным с формой и цветом (т.е. с обликом) божества практикующий спонтанно освобождается от клеш.
Говоря о «быстром получении благословения», Джнянашри объясняет: в отличие от Парамитаяны, где говорится:

Благословение Татхагат
Получаешь, вступив на путь,

Мантраяна использует искусные средства, чтобы прямо с самого начала направить на практикующего благословения всех Татхагат.
Фраза «быстро обрести Освобождение» объясняется так: благодаря методам, которые отличают Тантру от пути Сутры, практикующий освобождается от сансары за очень короткое время (шестнадцать или семь жизнй, а то и за одну жизнь), и, стало быть, это быстрое Освобождение.

Что до «непревзойденного расположения», то Джнянашри утверждает, что под эти «расположением» имеются в виду три ваджра-йоги: тела, речи и ума. Благодаря ваджра-кайя-йоге (йоге ваджрного тела) приобретаются четыре качества: быстро устраняются привычные склонности к обыденным умопостроениям, быстро предотвращаются последствия прошлой кармы; обретается обильная заслуга (пунья) и спонтанно понимается бессущностность явлений (дхарма-найратмья). Ваджра-вак-йога (йога вджрной речи) развивает двенадцать качеств: способность воспринимать священное слово Победоносных (Будд), памятование о силе учений Мантры и, стало быть, усиление веры в них, исполнение истин, содержащихся в учении Тайной Мантры, обретение мудрости искусных средств (то есть силы гухья-мантр), видьи (тиб. ригпа) (то есть силы видья-мантр), и действия дхарани (то есть силы дхарани-мантр), достижение неотвлекаемого созерцания, почитание Будд, действие на благо других, быстрое достижение стадий ознакомления с божеством и обретения сиддх, обретение господства над явлениями как волшебной игры букв, понимание, что все звуки подобны эху и непосредственное знание бессущностности явлений. Ваджра-читта-йога (йога ваджрного ума) порождает все качества: в любое время и при любых обстоятельствах явления видятся подобными иллюзии, а, стало быть, страсти (клеши) преодолеваются без труда. Будучи свободным от малейшей гордыни и не тщеславясь своими добродетелями, йогин получает все, что есть прекрасного в этом мире и за его пределами.
Касаемо «непревзойденного поведения», то Джнянашри замечает, что оно делает невозможными три неуместных вида поведения. Первое из них - это такое поведение, которое ослабляет силы, например, невыносимый аскетизм и не ведущие к совершенству ограничения. Напротив, практикующий идет к духовному совершенству, опираясь на источники удовольствия. Второй вид - это отвлечения, куда могут входить чтение текстов, обход ступ и других святынь и другие деяния тела и речи. Напротив, следует концентрироваться на внутренних практиках, чистом созерцании реальности и т.д. Третий вид - это поведение, основанное на приверженности к огарничивающим понятиям о чистом и нечистом. Напротив, практикующий вкушает пять видов мяса (конину, говядину, собачатину, слонину и человечину) и пять нектаров (сперму, кровь, кал, мочу и человеческую плоть), созерцая вначале их пустотность, а затем преобразив их в божественный нектар (амриту).

18) Дхармакая - это одно из тех «Тел Будды», или «измерений Пробуждения» (Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая), представляющих соответственно пробужденные ум, речь и видимую телесность. Сущностью всех этих трех измерений считается четвертое, самосущностное (Свабхавикакая). В своем тексте «Общий смысл Хеваджра-тантры» Конгтрул рассматривает их с точки зрения чистоты различных аспектов сознания. Сознания органов чувств, будучи очищенными практикой стадии зарождения - это Нирманакая, разными способами действующая на благо других. Субъективный ум (клишта-мано-виджняна), существующий в связи с сознанием основы (алайя-виджняна) в качестве иллюзорного фактора, который должен быть устранен, будучи очищен блаженством - это Самбхогакая, наслаждающаяся учением Махаяны. Алайя-виджняна, очищенная от вторичных омрачений - это Дхармакая. Нераздельность этих трех - это Свабхавикакая.

19) Под «действиями», или «способами для упрочения достижений» здесь понимаются методы, предназначенные для усиления результатов, достигаемых на стадиях зарождения и завершения. На стадии зарождения эти методы позволяют йогину обрести различные общие сиддхи, а на стадии завршения - высшие. Методы для упрочения достижений включают в себя т.н. усложненное, неусложненное и упрощенное тантрическое поведение, пиршественное подношение (ганапуджа, тиб. «цогшод» или просто «цог»), а также т.н. «дополнительный гневный ритуал для получения результата». Этот «дополнительный» ритуал известен как «угрожающий» или как «удар кинжала», или же как «ритуал убийства божества. Этот ритуал, в ходе которого в жизненно важные точки изображения (мурти) божества наносятся удары ритуальным кинжалом (килая, тиб. «пхурба») понуждает божество даровать сиддхи практикующему. Есть и особые методы для достижения определенных результатов, например, чтение мантры божества в обратном порядке или продолжительное пребывание в полной темноте. Последняя техника применяется при практике йоги иллюзорного тела, когда практикующий созерцает все явления, как образы сновидений. Если не удается поколебать привычку к обыденному восприятию явлений как чего-то конкретного и постичь их подобную сновидению природу, полезным будет «темный затвор» - гораздо легче осознать нереальность различных видений, переживаемых в условиях такого затвора, и тем самым получить желаемый результат практики.

20) Согласно учению Тайной Мантры, практикуя парамиты, можно достичь десятой бхуми (ступени к Пробуждению), но для обретения полного Пробуждения необходимо вступить на путь Мантры. Таким образом Парамитаяна ведет к полному Пробуждению лишь косвенным образом. На десятой бхуми (или же до этого, еще пребывая на Пути применения), для того, чтобы обрести Пробуждение, или, иными словами, вступить на Путь больше-не-обучения, практикующий должен вступить на тантрический путь, включающий практику Мантры.

21) «Единение, не требующее обучения» (ашайкша-юганнадха) - это единство светоносной ясности и чистого (т.е. свободного от страстей (клеш) и омрачений) иллюзорного тела, или же единство Рупакаи (включающей Самбхогакаю и Нирманакаю) и Дхармакаи. Свойства такого единства вкратце описываются Конгтрулом как полное единство, служащее примером высшей свободы и постижения. Под свободой понимается знание того, что омрачения и их причины уже изначально не существуют. Постижение же - это не требующее исследования знание того, что все явления сансары и нирваны, такие как основа, путь и т.д., подобны образам в зеркале гадателя.

22) «Практики Гаруды» - это ритуал для подчинения нагов и мирских божеств, включающий использование мантр, особых лекарств и созерцание.

23) Можно понимать это в том смысле, что, поскольку в большинстве тантрических практик мы преображаемся в божество и наслаждаемся подношениями (упачарами), можно сказать, что на самом деле этими подношениями наслаждаются сами божества.

24) Шесть «преимуществ» или «превосходных качеств»: могущество, красота, богатство, слава, мудрость и усердие. Эти шесть преимуществ, охватывающие все качества Пробуждения, известны под общим названием «бхага»; пробужденное существо, обладающее ими, именуется «Бхагаван». Качества, соответствующие шести преимуществам Будды, присутствуют также и у бодхисаттв. «Могущество» относится к десяти силам Будды, «красота» - к основным и малым знакам тела Будды, «богатство» - к миру Будды, полному бесконечных наслаждений, «слава» - к восхвалению, ибо Будда достоин почитания всех существ, «мудрость» - к восемнадцати исключительным качествам Будды, а «усердие» - к спонтанным, действенным и безошибочным деянием Будды на благо других, не основанных на понятийной мотивации. Они являются результатами созерцания, терпения, нравственности, щедрости, мудрости и усердия соответственно и считаются связанными с чистыми аспектами шести элементов (земли, воды, огня, пространства и мудрости).

25) Нагарджуна объясняет фразу «быть полностью свободным от мирского поведения» как оставление всех умопостроений, связанных с обычным телом и созерцание себя как божества. Под «ваджрой» здесь понимается неразрушимые изначальные тело, речь и ум, а «все ваджры» - это пять изначальных Будд.

26) Под «вторичными сиддхами» здесь понимаются основанные на мудрости действия, вспомогательные для достижения духовных целей самого практикующего или других. Сила для совершения таких действий обретается практикой йоги божества и начитыванием определенного количества мантр. Хотя количество и образ этих действий бесчисленен, их можно разделить на четыре, восемь, двенадцать или же четырнадцать видов. Четыре - это основные: умиротворение (шантика), умножение (пауштика), подчинение (вашикарана) и уничтожение (абхичарука). Восемь - это умиротворение, умножение, подчинение, привлечение, освобождение, изгнание, обездвиживание и ошеломление. Если добавить еще неуязвимость для яда, разлучение, прекращение эпидемии и удар кинжалом, то получится двенадцать, а если добавить еще воскрешение мертвых и способность становиться невидимым - то четырнадцать.
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #4 : Октябрь 16, 2012, 21:12:51 »

(Это первая глава четвертой части "Океана знания" Джамгёна Конгтрула Ринпоче. Деление на главы условное, в оригинале его нет).
Записан

Амритагупта

  • *
  • Сообщений: 26
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #5 : Октябрь 17, 2012, 12:27:23 »

Адеш!
Друзья, кто-то может мне сказать, почему Тибетский буддизм называют "колесницей мантры", если в ней как я понял, есть к примеру раздел Дзогрим в котором практика построена на манипуляции пранами, бинду и т.п, а есть еще и Махамудра, Дзогчен? Ведь Ваджраяна не ограничена стадией зарождения, правильно я понимаю?

К слову, понятия "тантра" (тантраяна) и "ваджра" (ваджраяна), как вариант, можно тоже трактовать как синонимы изначального состояния.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #6 : Октябрь 17, 2012, 14:12:53 »

Адеш!
Аджайпалнатх, спасибо! Буду осмысливать и перечитывать.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #7 : Октябрь 17, 2012, 14:27:20 »

В этом контексте, под "мантрой" они имеют ввиду сущностную (тайную) мантру (гухьямантра), которая является синонимом природы Будды, татхагатагарбхи, ригпа и пр. названий изначально состояния (Атмана), а не рецитируемую мантру.

У них, вроде как, официально Атман отрицается, но не проблема, суть я уловил. Однако интересно и то, что в Индуизме тоже понятие мантры бывает растяжимо, например, кто-то в Кашмирском Шиваизме мантры соотносит только с анава-упаей. Хотя некоторые практики мантр, такие как "саух", затрагивают все упаи, это одна из главных каулических мантр и целая практика. Так же понятия мантры, мантрешвары, мантрамашешвары выступают вообще как категории существ. В йоге вообще все очень условно в плане мантр, они используются фактически во всех видах йоги, хотя я читал в некоторых книгах и от Гуру слышал также, что в древности люди не особо были склонны разделять йогу на тот или иной ее вид, была просто йога как путь, интегрирующий многие элементы практики. Собственно меня потому этот вопрос заинтересовал и относительно Ваджраяны.
Записан

Амритагупта

  • *
  • Сообщений: 26
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #8 : Октябрь 17, 2012, 14:59:16 »

В этом контексте, под "мантрой" они имеют ввиду сущностную (тайную) мантру (гухьямантра), которая является синонимом природы Будды, татхагатагарбхи, ригпа и пр. названий изначально состояния (Атмана), а не рецитируемую мантру.

У них, вроде как, официально Атман отрицается, но не проблема, суть я уловил. Однако интересно и то, что в Индуизме тоже понятие мантры бывает растяжимо, например, кто-то в Кашмирском Шиваизме мантры соотносит только с анава-упаей. Хотя некоторые практики мантр, такие как "саух", затрагивают все упаи, это одна из главных каулических мантр и целая практика. Так же понятия мантры, мантрешвары, мантрамашешвары выступают вообще как категории существ. В йоге вообще все очень условно в плане мантр, они используются фактически во всех видах йоги, хотя я читал в некоторых книгах и от Гуру слышал также, что в древности люди не особо были склонны разделять йогу на тот или иной ее вид, была просто йога как путь, интегрирующий многие элементы практики. Собственно меня потому этот вопрос заинтересовал и относительно Ваджраяны.

Они отрицают не "атман" как изначальное состояние, не Атман индуизма, а "атман" как воображаемое лже-Я.
Записан

Амритагупта

  • *
  • Сообщений: 26
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #9 : Октябрь 17, 2012, 22:34:32 »

Читал, что когда-то даже существовало несколько буддийских школ, в которых наравне с анатмавадой было в ходу и такое понятие как Высший Атман.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #10 : Октябрь 17, 2012, 22:46:59 »

Читал, что когда-то даже существовало несколько буддийских школ, в которых наравне с анатмавадой было в ходу и такое понятие как Высший Атман.

А можно ссылочку на этот источник? Я слышал только про кунджи и алая-виджняну, как аналог.
Записан

Амритагупта

  • *
  • Сообщений: 26
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #11 : Октябрь 17, 2012, 23:32:39 »

Вот тут читал, и где-то ещё, уже и не помню где: http://www.advayta.org/item/000001/?id=24

Аналог это также и ригпа, татхгатагарбха, природа будды, и ещё куча определений.

Повторяюсь. =)
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #12 : Октябрь 18, 2012, 02:58:23 »

Вот тут читал, и где-то ещё, уже и не помню где: http://www.advayta.org/item/000001/?id=24

Аналог это также и ригпа, татхгатагарбха, природа будды, и ещё куча определений.

Повторяюсь. =)

Извеняйте, барин... но ерунду они там пишут в этой статье... настолько поверхностно-не-умно, что и комментировать не хочется...
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #13 : Октябрь 18, 2012, 03:06:33 »

Адеш!
Друзья, кто-то может мне сказать, почему Тибетский буддизм называют "колесницей мантры", если в ней как я понял, есть к примеру раздел Дзогрим в котором практика построена на манипуляции пранами, бинду и т.п, а есть еще и Махамудра, Дзогчен? Ведь Ваджраяна не ограничена стадией зарождения, правильно я понимаю?

В тантрах ваджряны весьма специфическое воззрение. источникам практик тантры часто являются другие Будды, не Шакьямуни.
Говориться, что источником 100 семейств будд являются 100 букв (там какой-то удвоенный счёт) санскрита. Это из тантры "Маха-Вайрочана-амбхисамбодхи ".
Суть каждой тонкой манифестации, - звуковая вибрация, - мантра. Ну, соответственно, название колесницы.
махамудра, - это ануттараиогатантра. просто в различных школах кагью наставления связанные с четвёртым посвещением выделены в отдельную систему практик на основе инструкций (а не текстов тантр).
У Дзогчена куча своих тантр. В Семде и Mенегде (Упадеше) по 18 тантр. В Лонгде, - запамятовал, но поменьше...
Записан

Амритагупта

  • *
  • Сообщений: 26
Re:Почему Ваджраяну зовут Мантраяной?
« Ответ #14 : Октябрь 18, 2012, 05:56:09 »

Вот тут читал, и где-то ещё, уже и не помню где: http://www.advayta.org/item/000001/?id=24

Аналог это также и ригпа, татхгатагарбха, природа будды, и ещё куча определений.

Повторяюсь. =)

Извеняйте, барин... но ерунду они там пишут в этой статье... настолько поверхностно-не-умно, что и комментировать не хочется...

Как Вам угодно.

Главное смысл понятен.

Буддисты не отрицают Атмана упанишад.

Тот "атман", который они отрицают - отрицают и сами индуисты.

У буддистов существуют свои аналоги понятия Атман.

Следовательно, дружба победила.

По крайней мере для меня. =)
Записан