Шри Горакшанатх джи ко Адеш!
Этот материал я перевел из книги Йоги Виласнатха "Шри Натха-рахасья", а также перевел некоторые мантры, переданные моим мула-гуру - Йоги Шри Митхлешнатхом джи - с дополнительными пояснениями. Традиция Натхов известна как йогическое направление, поэтому практика йоги в этой традиции всегда на первом месте. Но так сложилось исторически на территории Индии, что йогу принято рассматривать как глубокую духовную практику, как следование Дхарме, и собственно, такой подход заложен в яме и нияме, основе йоги. Однако натхи в большинстве своем учат простой, но искренней форме почитания Божества, в основном это джапа, арати, хома и ряд других форм почитания святых йогинов и Бога, который проявлен в своих многочисленных аспектах. Натхи все эти многочисленные проявления рассматривают как единый Брахман. Для того чтобы практиковать упасану в совершенном виде, достаточно выбрать одного Иштадевату, этот выбор ученик совершает посредством своего Гуру. Если такая практика совершается правильным образом параллельно с практикой йоги, то садхака постепенно обретает различные сиддхи. Для этого необходимо ежедневно выполнять нитья-садхану, следовать правильному распорядку в течение суток - диначара. Утро нужно начинать с пратах-смараны: когда только проснулись, сидя в кровати, вспоминать Иштадевату, мула-гуру и т.д. (в зависимости от разных школ и того, как учат те или иные Гуру, дхьяны могут быть разными). Потом нужно встать, прочитав мантру Богине земли - Дхарти; совершить утренний туалет, также используя предписания, которые существуют, например, для омовения. Иногда при очищении тела йоги используют шат-кармы, перед ними можно прочесть специальную Ганеша-мантру. После гигиенических процедур можно практиковать методы хатха-йоги, при учете своего психофизического состояния. Это могут быть какие-то асаны, пранаяма, также йогическая дхьяна, нужно прану и ум привести к спокойному состоянию и приступить к практике джапы. Затем можно совершить пуджу.
В зависимости от времени и обстоятельств пуджи могут быть разными, но большинство йогинов проводят арати, которая посвящена главному Божеству, многим Деватам, мурти, янтрам, хавана-кунде (обычно если йогин практикует в горах или в лесу, то только дхуни). Во многих храмах натха-йоги берут огонь прямо из дхуни и, положив угли в специальную патру, делают дхупу (воскурение), затем это все подносят к изображениям Божеств. Если у вас нет дхуни, то можно просто приготовить "самагри" для дхупа- и дипа-арати, поставив их на поднос. Обычно утром натхи предлагают только дхупу, так как утренний свет Солнца уже присутствует как природный свет, вечером натха-йоги предлагают и дхупу, и дипу, так как свет от дипы рассевает наступающую темноту. Надо сказать, что вообще арати очень популярна в Индии не только у натхов - ей заканчиваются почти все крупные ритуалы. Арати собой символизирует полное вручение себя Божеству, это символ полной и чистой преданности, также света сознания, раскрывающегося для Бога. Многие натхи делают арати как заменитель всей остальной сложной ритуалистики, в связи с тем, что йогинам она не особо необходима, потому что очищение происходит дополнительно посредством методов йоги, однако, тантрика- и вайдика-садхана очищает садхака через сложные формы поклонения. Но натхи считают, что внутренняя чистота изначально свойственна нашей душе, и она не всегда реализуется посредством сложного ритуала, а, скорее, посредством искренней преданности своему идеалу и активной работе над своими мирскими привязанности. Арати - это своего рода выражение бхакти ко всем проявлениям Брахмана и любого аспекта Дхармы. Многие натхи проводят арати вообще только раз в течении суток - как правило, вечером - в остальное время практикуют дхьяну и разные йогические садханы.
Итак, самая простая форма арати:
śrī śambhujatī guru gorakṣanātha jī kī pūjā-pāṭha vidhi
Сначала садимся на асану и читаем асана-мантру:
sat namo ādeś | gurujī ko ādeś |
oṁ gurujī man māru maida karu karu cakanācūra |
pāṅca maheśvara ājñā kare to baiṭhū āsana pūra |
śrī nāthajī gurujī ko ādeś | ādeś |
Да будет реализована воля высшего Бытия! Адеш Гуруджи!
Приветствую Гуруджи, милосердно в пепел (вибхути) размалывающий ограниченный ум,
Пусть Махешвара даст мне силы высидеть асану в совершенном виде.
Адеш великому натха-гуру!
После делается ачаманья. Для этого нужно взять левой рукой воду из патры специальной ложечкой, вылить воду в правую, и далее с первой мантрой "бросить" рукой воду себе в рот (желательно, не касаясь рукой рта). Для этого обычно делают специальный жест правой рукой, прижимая основание большого пальца к основанию указательного, чтобы образовалось небольшое углубление в ладошке. Так нужно повторить три раза, в каждом случае произносите часть мантры и "бросаете" воду в рот.
oṁ sat namo ādeś |
oṁ gurujī ko ādeś |
oṁ sadgurujī nāthajī gurujī ko ādeś ||
Да будет реализована воля высшего бытия!
Адеш Гуруджи!
Адеш Садгуруджи!
Затем читается джала-гаятри мантра на воду, которой садхака окропляет приготовленные принадлежности для пуджи (дипу, дхупу и т.д.), и можно окропить себя самого.
sat namo ādeś | gurujī ko ādeś | oṁ gurujī |
jal manjan jal devatā guru manjan guru jñān |
hāth manjan dhartrī alaṣ puruṣ kā dhyān |
pānī pānī mahāpānī sotī kāyā amar kar jānī |
ure na haṁsa bikhare na kāyā śiva śakti ne dhyān agāyā |
oṁ alīl ādi alīl alīl puruṣa kī mātā kvārī pitā yatī nityayogī
dhare dhīr nirog ho kāyā vajr ho śarīr |
jhare pārā pīve yogī ure kāyā | alakh niranjan terī māyā |
jal bimbāya vidmeh nīl puruṣāya dhīmahī tanno alīl pracodayāt |
itanā jal gāyatrī jāp sampūrṇa | śrī nāthajī gurujī ādeś | ādeś |
Да будет реализована воля высшего бытия!! Адеш Гуруджи! Приветствие Гуру!
Омовение водой, божественной водой есть омовение знанием Гуру.
Чтобы обрести бессмертие, совершай дхьяну, окропляя неподвижную землю.
Вода, вода, великая вода - источник(жизни) тела.
Направляя внимание на Шиву-Шакти – Хамса не улетает, тело не распадается.
Приветствую воду, изначальную воду, непорочную мать и - отца отшельника,
вечного йогина, обладающего здоровым и совершенным телом.
Тело йогина испаряется подобно падающей ртути, благодаря приверженности
Алакх Ниранджану. Да постигну я Дух Вселенной, медитируя на отражение в синей воде.
Так завершается джала-гаятри. Шри Натхаджи Гуруджи адеш! Адеш!
Далее садхака выполняет поклонение Йогешваре в этом же месте, сначала зажигает дипу с гхи и, склонившись к горящему огню, и читает мысленно мантру, делая подношение.
sat namo ādeś | gurujī ko ādeś | oṁ gurujī |
jot jot mahājot sakal jot jagāya tūmako pūje sakal saṁsāra jyot mātā īśvarī |
tū merī dharma kī mātā me terā dharma kā pūt oṁ jyoti puruṣāya
vidmahe mahājyoti puruṣāya dhīmahi tanno jyoti nirañjana pracodayāt ||
Да будет реализована воля высшего бытия! Гуруджи – адеш! Ом Гуруджи!
Свет, свет, великий свет, пробуждающий весь свет,
поклонение тебе Мать Ишвари – свет всей сансары.
Ты мать моей веры, я медитирую на твой священный слог ОМ,
на сияющего Пурушу, да постигнем мы Великий Свет –
Духа Вселенной, медитируя на него, да пребудет безупречный Свет.
Затем зажигается дхупа (благовоние) и делается с мантрой ее подношение Божеству.
sat namo ādeś | gurujī ko ādeś | oṁ gurujī |
dhūp kīje dhūpīyā kīje vāsanā kīje |
jahāṁ dhūp tahāṁ vās jahāṁ vās tahāṁ deva jahāṁ deva
tahāṁ gurudeva jahāṁ gurudeva tahāṁ pūjā |
alakh nirañjan aur nahī dūjā nirañjan dhūp bhayā prakāśā |
prātaḥ dhūp-sandhyā dhūp trikāl dhūp bhyā saṁjog |
gau ghṛta guggal vās tṛpta śrī śambhujatī guru gorakṣanāth |
itanā dhūp mantra sampūrṇa bhayā nāthajī gurujī ko ādeś ||
Да будет реализована воля высшего бытия! Адеш Гуруджи! Ом Гуруджи!
Cияй, гори, воскуренное благовоние. Где благовоние - там аромат,
где аромат - там Бог, где Бог - там Гурудев, где Гурудев – там поклонение.
Есть только Алакх Ниранджан(внутри дхупы) и нет другого безупречного сияния дхупы.
Начало горения, горение, потухание дхупы, содержат в себе три периода времени.
Аромат очищенного масла удовлетворяет Шри Шамбхуджати Гуру Горакшанатха.
Так завершается дхупа-мантра. Шри Натхаджи Гуруджи адеш.
На этом обычно предложение дхупы и дипы заканчивается, после чего натхи поют арати (в каждом мандире она может быть своя) и повторяют молитву:
"Карпура гаура каруна.....и т.д."
В некоторых храмах натхи предлагают еще служение главному Божеству в виде омахивания его чамваром (опахало из хвоста яка), или защищая от негативных влияний мочхалом (опахало из перьев павлина, который изгоняет негативные влияния). Но это делается не во всех храмах по разным причинам. Морчхал и чамвара используются только для мурти Горакшанатха, которого изображают в нара-рупе (человеческой форме). Если вы используете чамвару и морчхал, то делать это нужно до пения текста арати и перед чтением прартханы, т.е. они идут после дхупы и дипы. Все мантры во время ритуального служения Божеству повторяются мысленно.
Затем предлагаются остальные упачары с мантрами:
catr-cavar-mantra (мантра для опахала):
sat namo ādeś | gurujī ko ādeś | oṁ gurujī |
om satya-satya satya par dharm-dharm par nir-nir par
kṣīr-kṣīr par aṣṭ kulī nāgoṁ kā āsan lagāya |
āsan lagāya siṁhāsan lagāyai |
ūpr ambar śir catr viṣṇu jī ke hāth cānd-sūraj tārā maṇḍl
dekho siddhoṁ brahmāṇḍ thaṭ |
ūncā āsan lāl mandir us par baiṭhe jatī gorakh |
ād kuvārī jyot jagāye cavar ghumāye ṁaheś |
tryaṁbak kṣetr ānupān śilā anant koṭ siddh kā lāgyā melā |
jahā par baiṭhakar guru gorakṣanāth jī ne jñān dhyān kā pāṭh sunāyā |
nāth jī guru jī ko ādeś | ādeś ||
Да будет реализована воля высшего бытия! Гуруджи адеш! Ом Гуруджи!
Приветствие, восседающему на асане из змеев, окруженному истиной, религией, водой,
молоком и восьмью семьями, сидящему на троне, с зонтом над головой, поддерживаемым
Шри Вишну, украшенному скоплением звезд. Созерцай совершенную Вселенную.
Аскет Горакша восседает на возвышении в своем любимом храме. Предложение опахала
Махеше, безупречный свет пробуждает. Третьим глазом, с высокой горы он наблюдает
многочисленное скопление сиддхов. Слушая текст, осознавай Гуру Горакшанатха джи,
пребывающего во Вселенной. Натхаджи Гуруджи адеш!
morchal mantra (мантра для опахала из павлиньих перьев):
sat namo ādeś | gurujī ko ādeś | oṁ gurujī |
morchal lau-morchal ko dhup dip dikhāū |
dhup dikhākar guru gorakśanathajī ko morchal se havā lagāu-kaun
kṣetr ke morchal-kaun kṣetr me lāu-utarā khaṇḍ ke morchal
purv khaṇḍ me lau aur guru gorakśanath jī ki śiṣ pau |
itana morchal mantra sampurna bhayā |
śrī nāthajī gurujī ko ādeś |ādeś |ādeś ||
Да будет реализована воля высшего бытия! Гуруджи адеш! Приветствие Гуруджи!
Опахало c дхупой и дипой я предлагаю, воскуряя дхупу и зажигая огонь
Гуру Горакшанатху, непрерывно овивая воздухом место его пребывания.
С помощью опахала на рассвете ученик омахивает на востоке
все части тела Гуру Горакшанатхаджи. Так завершается мантра для опахала.
Великому Натхаджи Гуруджи адеш, адеш, адеш!
Обычно натхи, после того как использовали морчхал в пудже, очищают им от сглазов больных людей. Для этого существует уже отдельная мантра, она передается тем, кто является махантом храма или главным пуджари в храме. Для простой ежедневной арати достаточно использовать две мантры и подношения: дхупу и дипу. Текст прартханы, выполняемой в конце арати, можно найти в предыдущем номере "Адеш". Также с еще одной тантрической пуджей Горакшанатху, согласно "Кальпадрума тантре" и "Пурашчарьярнава тантре", можно ознакомиться в новом выпуске нашего журнала, где также есть и описание выполнения хомы.