Знаете, Тайлер, я не думаю, что надо подставлять щеку, можно дать понять, что этого лучше не делать, и если человек вменяемый, то в конечном счете он это поймет. У меня много таких было историй до Индии, даже один раз чуть не оставил тело: одна доля секунды, миллиметр – и оставил бы мир. Потом в Индии приходилось проходить хорошую школу выживания. После я посмотрел на маразм и интриги того, что называют "миром йоги". Это самое сложное, когда люди не врубаются и думают, что они тебя очень хорошо поняли, никогда не побывав в твоей шкуре и в том, через что ты проходил, и начинают играть с тобой в банальный и очень бестолковый детский сад. И главное, каждый думает, встречая тебя, что он такой первый и единственный, кто видит все лучше других. Знаете, есть такая хорошая поговорка: чужая душа – потемки. Очень верно говорил наш отечественный мистик Гурджиев, что люди только кажутся одинаковыми, приводя пример, что он со всеми сидит на стуле, и кажется, что это для него, как и для всех, нормально. Но на самом деле он привык сидеть на полу по-турецки. Внешне все похоже, и можно сделать ложный вывод, что ты все понял, и начать очень быстро судить, кто есть кто и на что вообще способен. Я вот тоже много к чему привык, но должен подстраиваться под людей в соответствии с их состоянием. У этого есть свои плюсы и минусы, например подстроишься под недоразвитого человека – и он тебя оценит уровнем таким же, как у него, и чем лучше ты это сделаешь, тем для него убедительнее будет, что ты такой же, как он, на все 100. Можно, конечно, сразу рубить с плеча, и тогда просто человек будет от тебя в шоке, может, это ему немного поможет, но, знаете, насчет людей не стоит питать иллюзий, что они сделают какие-то большие выводы и их это подтолкнет с серьезным поводам заняться собой. Вот по этой причине многие настоящие йогины, Махасиддхи, редко занимаются людьми. Редко хорошие ученики находятся, способные действовать с большими усилиями, и редко встречаются Махасиддхи, способные взяться кого-то учить на самом деле. Тут нужны оба фактора: серьезное желание учиться и делать усилия со стороны ученика, и полное доверие со стороны Гуру взять настоящую ответственность. Что я вам скажу насчет "щек": прощение, конечно, дело хорошее, и оно очень желательно. По-любому, совершивший зло будет наказан, природа – не дура. Но если кто-то совершает явное и тяжелое преступление, я имею в виду вычурное и демонстративное – есть в этом мире системы, которые вершат наказание. Не потому, что они держат зло и обиды, а потому что другие смотрят на таких людей и думают, что делать мерзости – это нормальные вещи. Увы, большинство людей не переросли скотские состояния и понимают только язык грубости, силы еще более жестокой и суровой. Это состояние пашу. И если вам грозит опасность, то надо себя защищать, не надо соглашаться и с тем, что несправедливо, надо постараться цивилизованными методами дать понять, с чем вы не согласны, и объяснить почему. Я лично умею прощать людей, но не всегда я должен это делать официально, потому что тогда другие будут смотреть на пример тех, совершавших злодеяния, и думать, что это нормально. А давай я оскорблю-ка сейчас человека, просто так, а давай-ка на кого-нибудь наеду и т.п., все равно ведь потом простят, как всегда помирятся, принято же ведь мириться. Так все всегда поступают, долбят друг друга, потом мирятся и обнимаются, потом опять долбят, а кто не мирится, тех считают ненормальными. Не согрешишь – не раскаешься, не раскаешься – не согрешишь. Поэтому я лично считаю, что официально можно прощать тогда, когда человек реальными делами доказал, что он признал свою ошибку, делами троекратно противоположными той ошибке, которую совершил. И тогда он, скорее всего, не будет больше так поступать. В остальных случаях все эти люди знают, что можно творить что угодно, потому что в будущем достаточно будет всего одного слова "простите"; слово "простите" – это просто движение языком и челюстью в течение нескольких секунд, а на негативный поступок могло быть затрачено совсем другое количество энергии и времени. Скажите, вы верите, что такие люди действительно могут раскаиваться? Вы верите, что люди вообще способны что-то воспринимать всерьез, во что они вложили мало энергии? Я не верю. Поэтому есть такое понятие в натхизме как "кусанга-паритьяга" – оставление общения с негативным обществом или людьми. Но внутренне их надо все равно простить, ибо понятно, что и в них где-то глубоко есть Атман, но миссию они другую выбрали в этом мире, и самое лучшее – не тратить энергию на таких людей. Тем более, как сказал мне мой Шри Гурудев, таких людей очень много, и если обо всех о них думать, то просто можно всю свою жизнь убить впустую, они сами себя наказывают тем, что посвятили себя банальщине, тем, что пережевано многими поколениями мелких людей. Это их выбор, это даже ученые доказали на воде, что она впитывает гнев или доброту, но более негативно на нее влияет, когда она не взаимодействует вообще ни с какой энергией. Безразличие к себе – это то, чего боятся очень многие люди, потому если они не могут вызвать к себе доброты, они стараются вызвать к себе хотя бы негатив, потому что знают, что вслед за негативом, возможно, последует новая волна перемирия, любви и прочего. А тут на тебе: прощение, но такое, как будто ты похоронен, с полным приданием забвению для себя самого, как минимум.