Получается, отрешенный человек не безразличен, а безразличным его воспринимают те, кто не свободен и не чист, то есть не честен с самим собой? То есть те, кто сам видит "свободу" только в безразличии, демонстрируемом другим людям?
А что такое свобода? Человек что-то хочет, но это сейчас, к примеру, невозможно, и он думает, что он не свободен. Поэтому свобода – это возможности. Не просто философское понятие, оторванное от жизни, а реализация, которая в себя может включать и жизнь, вернее, конкретно ее и включает. А человек, который находится в тамасе, как он может верить в какую-то еще большую свободу, например в понятие нирваны или мукти? Вряд ли ему до нее вообще есть дело. Поэтому чаще всего отрешенность-безразличие – это демонстрация своей отрешенности как товара, который хотят продать подороже, чем его реальная стоимость. Тем более, чтобы это было нечто большее, чем то, что я описал, нужно реально понимать, как создавались все эти системы отречения в Индии, наряду с другими формами социальной жизни, как они взаимодополняют друг друга и т.д. Это же не просто так, как оно бывает: человек прочел книгу Йоганады, увидел на картинке Рериха йогина, сидящего в лотосе или как аскет сидит и ничего не делает, и можно внешне принять его вид так, что в это поверят другие, а потом и сам, так как обман других возвращается в виде самообмана. У отречения смысл есть, он может быть и прикладным, но то, что он прикладной, означает и то, что этот человек подобен царю с громадным уровнем ответственности. Потому в Индии садху и называют "махарадж" (великий царь). Впрочем, это имитировать очень сложно, проходит время, и люди, которые в итоге понимают, какая там ответственность, просто оставляют такой выбор. Какой смысл им себя разрушать тем, к чему не готов. Определенные испытания одного человека могут сделать еще сильнее, а другого – могут разрушить. Поэтому тут нужна честность. Это одно. Второе, игры в отрешенность на гламурных матах для йоги – это тоже не то. Пофигизм в виде превращения себя в инертную безответственную массу – это не отречение.
Вы знаете, очень легко в этом мире притворств начать имитировать саттву. Я ничего вам сейчас не открыл нового, думаю, что это все знают и понимают. Понимают это и те, кто притворяются саттвичными, но они думают, что это незаметно и что только они одни умные в отличие от остальных.
Мне немного сложно понять это, потому что это основано на внутренней лжи людей самим себе. Мне кажется, невозможно имитировать саттву, во всяком случае, сыграть идеально, где-то да переиграешь, где-то да сфальшивишь. Когда я вижу эти "импровизации", основанные на лжи, я спрашиваю, почему так происходит в мире людей. Но мне говорят: "ты не понимаешь", а я не понимаю, чего я не понимаю, не понимаю почему людям комфортно в этих возведенных ими самими фальш-декорациях.
Вы когда-нибудь видели людей, которые попадают в больницу, и им носят еду, о них заботятся, и они при этом отдыхают? Это – то же самое, им комфортно. Потому что это элементарный расчет вайшью, когда в тебя вкладывают больше усилий, а ты делишься меньшими. Вспомните индийские магазины, когда ты приходишь туда и тебе называют космическую цену, относительно того, чему реально цена – мелочь. Такая же ситуация и здесь. Люди ищут подмену тяжелым путям, получая результат при минимальном внутреннем задействовании своих усилий, чтобы добиться большего результата. На этом построены многие системы рекламы и продаж. Точно так же люди продают и "отрешенность" по завышенной цене. Ученики также могут торговаться, вернее, те, кто себя хочет преподнести в таком качестве. Они наслышаны о том, что Учителя не должны ничего хотеть – о! как клево, давай-ка я сейчас приду к ничего не хотящему и отымею его в полный рост, и он ничего мне при этом не скажет, типа "Пошел вон, подлец". У Учителя же официальный имидж, он таким поведением не захочет себе репутацию портить. Приду и скажу: "Видишь, все пишут о лжегуру, о подлецах и халявщиках, об учениках пишут значительно меньше, так что у меня преимущество, ты мне должен много, а я тебе ничего, так как ты отрешенный". ИМХО, это большое массовое заблуждение относительно Учителей, йогов, отрешенности и прочего. Тот, кто слаб, именно он должен больше отдавать того, к чему он привязан именно на материальном уровне, а Гуру должен отдавать то, к чему привязан он – наработки на духовном уровне. Но с этой идеей никто во многих йога-центрах не согласен, потому что там вообще принцип никому не нужен, и все эти корпоративные формы йоги сами воспитали такой контингент "практикующих йогу", и потому теперь они обязаны работать так же на учеников не в качестве Гуру, а в качестве инструкторов. Пришедшие на занятия йогой покупают инструкторов. В этом все отличие от традиционного подхода, где такие отношения непозволительны, в отличие от того, что сейчас развито повсюду. Но с этим ничего не поделаешь. Однако нельзя не сказать о том, что есть и другие отношения, я считаю, что это тоже не выход. Я чувствую, что надо сказать всю правду, другого выхода нет. Или ты падаешь ниже городской канализации, или ты остаешься привержен тому, что есть настоящее. Пусть кто-то поначалу и будет возмущаться – лучше, чтобы изначально все знали твою позицию и то, что предпочитаешь, а если кто-то не согласен – никто никого не держит. Я считаю, что основная проблема тут в прохождении мира вайшью, который очень актуален почти для всех. Хотите торговаться? – Поторгуемся, не проблема, с кредитами и дебитами, с учетом всех аспектов.