Так в том-то и дело, что у Шанкарачарьи есть тексты, которые он посвятил Шривидье, а у Патанджали по йоге только один знаменитый текст. Насчет дат я уже приводил доказательства, что 12-й век подогнали западные ученые (не все, к счастью) и некоторые индийские пандиты (тоже не все).
ВОТ ТУТ был диалог на эту тему, кто от кого произошел
, есть даже ранние пураны, где явно не 12-й и даже не 10-й века, я там привел выдержки из этих пуран, на всякий случай копирую в этой теме:
*Горакшанатх, а также Нава-натхи, упоминаются в «Сканда-пуране» – в «Каши-кханде» и «Химатва-кханде»:
ब्रहमद्वीपे महातीर्थे स्नात्वा दीपोप्रदीयते।
कार्तिकस्य चतुर्दष्यां शुक्लायां वा विषेषत:।।52।।
गोरक्षनाथो योगीन्द्रो योगेनात्र समाश्रित:।
मत्स्येन्द्रेण समं नित्यं चौर³ग्याधैष्च योगिभि:।।53।।
तेषां योगष्च संसिद्धस्तत्र मृगस्थले द्विज।
पषुपते प्रसादेन योग: प्रापुरथार्हणम।।54।।
नानासिद्धगणैर्नित्यमत्रागत्य सुभकितत:।
प्रारब्धस्तैर्महायोगो गोरक्षस्य प्रसादत:।।55।।
कार्तिकस्य चतुर्दष्यां Ñष्णायां दृष्यते बुध:।
सिद्धाश्रमें पादुकास्य निष्पापास्ते न संषय:।।56।।
त्रिरात्रंवसते तत्र तं गोरक्षं स्मरन धिया।
योगीष्वरो भवेदाषु सिद्धदेहो भवेत्सदा।।57।।
अत एव गरिष्ठं च हयेततक्षेत्रविरूपदृक।
सिद्धानामारमं शाष्वत पषुपतेर्विहारकम।।58।।
मृगस्थलीगिरिं भ्राम्य व्रीहिन विक्षेपयेत्Ñतम।
सुवर्णरतिकातुल्यं ब्रीहिमेकं च युकितमत।।59।।
Далее, «Сканда-пурана» в «Кедар-кханде» – имя Горакшанатха:
नित्यनाथादय: सिद्धा अत्रैव तपतत्परा:।
सिद्धिम्प्राप्ता: पुरा देवि मादृषास्ते न संषय:।।1।।
न तस्य भयलेषो•सित तिष्ठतस्त्र पीठके,
शीघ्रं वै लभते सिद्धिं यथा गोरक्षकादय:।।2।।
नव नाथा:समाख्यातास्तत्र श्री आदिनाथक:।
अनादिनाथ: कूर्माख्यो भवनाथस्तथैव च।।
सत्यसन्तोषनाथौ तु मत्स्येन्द्रो गोपीनाथक:।
गोरक्षो नव नाथास्ते नादब्रहमरता: सदा।।
* Имя Горакшанатха упоминается в «Брахманда-пуране»:
तस्य चोत्तरकोणे तु वायुलोको महाधुति:।
तत्र वायुषरीराष्च सदानन्दमहोदया।।1।।
सिद्धा दिव्यर्षयष्चैव, पवनाभ्यासिनो•परे।
गोरक्षप्रमुखाष्चान्ये, योगिनो योगतत्परा:।।2।।
* В "Вайю-пуране" о Горакшанатхе говорится как о Чатурюганатхе.
* Горакшанатх упоминается в «Шива-пуране»:
अहमेवासिम गोरक्षो मदरूपं तनिनबोधत।
योगमार्ग प्रचाराय मया रूपमिदं धृतम।।
* Горакшанатх упоминается в «Маркандея-пуране»:
द्विधा हठ: स्यादेकस्तु गोरक्षादिसुयोगिभि:,
अन्यो मृकण्डुपुत्राधै: साधितो हठसंज्ञक:।।
Есть его имя и в «Нарада-пуране», сейчас просто нет под рукой оригинала текста, но я точно видел. Эти пураны считаются наиболее ранними, и любой индолог вам скажет, что это максимум 8-й век, а то и некоторые считают, что пураны были написаны значительно раньше.
Даже взглянув объективно на истинное положение вещей, становится очевидно, что уровень исследований находится на уровне спекулятивных гипотез и никак не более того.
Кстати, про Нарендра Дева – действительно это знаменитая история о том, как йогин из Сваямбхунатха порекомендовал жителям из Непала пригласить сына Якшараджи Матсьендранатха из Камарупы, чтобы тот поспособствовал тому, чтобы Горакшанатх отпустил Нагов, из которых он себе сделал асану (место для сидения), и пошел дождь. Время прихода Матсьендранатха и вся эта история – это 657 год н.э. Там, кстати, забавная история, в которой Горакшанатх предстает в весьма вамачарском виде: когда он приходит в Непал, он выпивает очень много алкоголя, который делается из растений, и не пьянеет, так что алкоголь заканчивается
. Горакшанатх сердится на Нагов, которые его хотели споить, и связывает их, так что перестает идти дождь, так как Наги ответственны, по непальским поверьям, за дожди.
Надо сказать, о Горакшанатхе и Матсьендранатхе есть много противоречивой информации, например в самой натховской линии не принято верить, что эти йогины были захоронены, однако в Уджаине, где Бхартрихари, только не в натховском месте, а чуть дальше, есть самадхи Матсьендранатха. Еще мне говорил Свами Шанкарананда (ученик известного Гуру Муктананды), что там, где жил Свами Нитьянанда в Махараштре, в Ганешпуре, возле Ваджрешвари-мандрира есть самадхи Горакшанатха, приглашал меня съездить туда, но все как-то нет времени посмотреть это интересное место. Есть и масса других интересных мест, например, в Тамилнаду возле Мадурая – Чатургири-питх, это мне рассказывал мой ученик тамилец Равинатх, что там они Горакшанатху поклоняются как сиддху из линии Тирумулара (тоже тема интересная, но слабо исследованная). Я видел также мурти Горакшанатха даже в Гоа, в храмах панчаяты, но там они его рассматривают как свирепое божество из свиты Шивы. Кто-то его видит как агхори, кто-то как бывшего буддиста Ваджраяны, ставшего индуистским йогином и тантриком, так его описывает Таранатха. Это Индия, чего только там не встретишь. Даже Горакхпуров там четыре, но я видел помимо того, что Уттар-прадеше, еще и в Раджастхане, где Горакхтила, там мой Дада Гуру Дашаратх натх, он Чира-гуру Шри Митхлешнатха.