Адеш, Никита!
Конечно, я знаком с этой книгой, она, если мне память не изменяет, наряду с другими была в доступе еще в 90-х. Кстати, в ней достаточно ясно говорится, что все эти виньясы в Майсуре активно использовались для подготовки бойцов, типа ваджра-мушти. Про натхов там совсем немного я нашел, процитирую:
"Принято считать, что система хатха-йоги берет начало у йогов-натхов, или канпхатов.
Однако легенды о них изобилуют такими вещами, как использование магии,
наркотических веществ, отвержение общества и посвящения с манами*. Традицию натхов
трудно связать с хатха-йогой, учением, ориентированным на интенсивное физическое
развитие. Кроме того, иногда утверждается, что некоторые йоги-натхи, например
Матсьендранатх, были буддистами."
Как эксперт в теме натхов я не совсем согласен с автором в том, что хатха-йога не связана с натхами – то, что многим ее трудно связать, это да, еще бы. Но здесь все упирается в массовое понимание хатха-йоги, это единственная проблема, которая может заставить думать кого угодно так, как изложил свои мысли автор, если человек реально столкнется с натхами в Индии. Не меньше путаницы связано и с трактовками этого слова, многие его исключительно переводят как "йога с усилием", однако при составлении санскритских словарей европейцы могли просто-напросто записывать те значения, которые чаще встречались, но не факт, что все. Однако "ха" и "тха" все же может также указывать на солнечный и лунные диски. Мое мнение: слово вполне имеет право на два значения. В натховском понимании "хатха-йога" – это в большей степени йога солнца и луны, это видно по самим натховским текстам, где об этом часто говорится, где цель практик – через контроль праны достичь унманы, или сахаджа-самадхи. Натхи не были воинствующей организацией или такой, которая вела активную социальную жизнь, потому у них и целей развития спортивного тела не стояло никогда, у них цели хатха-йоги заключались в мокше; это же и ребенку ясно, что просто спорта для мокши не достаточно, соответственно, все, что не ведет к унмани, самарасья-каране, натхи вообще как йога-садхану не рассматривают. И совершенно неверно от них ждать того, что нас научила ожидать от понятия "йога" мирская реальность, в этом мире изобилие таких вещей, которые для жизни садху могут быть просто не актуальны.
Тем не менее, ни я, ни, думаю, многие индийские натхи, ничего не имеют против того, чтобы большинство людей практиковало йогу ту, которая им подходит для их мировоззренческого уровня, но это не повод осуждать натхов, что они так же могут не иметь потребности в таких уровнях для себя лично, и в связи с этим делать поверхностные выводы о них как о йогинах. Натхи не против разных стилей жизни, разных бизнесов, если они кому-то нужны, а также многочисленных стилей йоги как авторских разработок, но любой из этих стилей для нас, натхов, актуален лишь в том случае, если он способен привести к унмани-авастхе и самадхи. Если вы почитаете Банерджи, то он отношение натхов изложил достаточно ясно, у них ко всему отношение ни плохое, ни хорошее, ко всем идеологиям.