Адеш!
Однако, помнится вы часто говорили что крийя - йога лишь набор техник берущих начало в натх сампрадайе. Т.е. это полутрадиционная система. Если таки сравнивать с терминами других школ и традиций то выходит это что -то в роде цигун. Но последний - лишь упрощенная версия нэйдань. Цигун тоже работает с телом и умом, но не приводит к высшим уровням реализации.
Если я верно понимаю, то цигун более техничен, хотя в целом это мастерство, связанное с "Ци", а сама духовная традиция Дао – это именно и есть Традиция. Не знаю, прав я или нет, если да, то насколько, так как я китайскую тему давно уже не изучал. Если это так, то в Индии примерно такая же картина, ИМХО. Есть техники хатха-йоги и раджа-йоги, они встречаются не только у натхов, у Шьямаканта Двиведи я прочитал, что понятие "йоги луны и солнца" встречается даже в системе Гухьясамаджа тантры. Какие-то техники в тантрах, у джайнов, вайшнавов и др. У Шанкарачарьи тоже они есть, например, взять его текст "Апаракшанубхути", там упомянута аштанга-йога, что-то из техник хатха-йоги есть и в Гите. Но в целом эти все течения отличаются от натхизма. А крия-йога – это технология, созданная из учения Шанкарачарьи (Веданты в целом), впоследствии, как Традиция, она была оставлена, взяты были определенные техники от натхов, а именно: кхечари-мудра, махамудра, йони-мудра и пара-тройка медитативных техник. Хотя теоретически все верно, кхечари считается одной из главных мудр в хатха-йоге. Но крия-йога, надо сказать честно, – это новое направление.
По сути РП учит начальным этапам хатха йоги открыто, потом может дать посвящение в крийя йогу, но насколько эти методы могут привести к духовной реализации, описанной в йогических текстах? Сиддхи - тоже замечательно, если на них не делать упор.
Духовная реализация, зависимая от просто "зависалова" на техниках, вещь очень сомнительная за исключением тех случаев, когда человек имеет определенный дар и он самородок. Польза от техник в каком-то виде всегда может быть, но реализация освобождения от круговорота сансары – это гобальнее. Это зависит и от искренности ищущего, и от искренности того, кто себя декларирует Учителем. Бывают разные случаи, иногда человек приходит в традицию для формальности, а иногда и знающий человек в Индии "без традиции" может помочь серьезнее, чем "традиционный", хотя в целом нежелательно использовать это как отмаз от ценности традиции.
Техники хатха-йоги не то чтобы начальные, дело в том, что то, что многие сейчас понимают под хатха-йогой, есть зацикленность только на асанах, хотя там должна быть и пранаяма, и мудры, и наданусандхана (что уже, по сути, вхождение в лайя-йогу и раджа-йогу). Отсюда, в этом плане РП достаточно прост и честен, просто не все понимают, почему он с такими тенденциями.
Какие бы ни были Учителя, с определенными техническими возможностями или даже сиддхами, они открывают вам врата в мир несметных знаний и возможностей; чем дальше туда идешь – тем больше ты самостоятелен и понимаешь, что успех все больше и больше зависит от твоих усилий. Гуру хороши как корректоры реализаций, это помогает открывать новые их уровни.
Еще я так понял РП имеет отношение к сиддха йоге. Это все интересно конечно, но этому надо долго быть рядом с учителем, а в России я так понял он иногда проездом, а продвинутые ученики есть?
Сиддха-йога – термин малопонятный, так как его все сейчас используют, РП, скорее, учит основе хатха-йоги и крийя-йоги (та, что была создана Юктешваром, ЛХМС, Йоганандой и др.). Сам же я предпочитаю традиции более древние и массивные, если говорить о духовной реализации. Все-таки если одна система насчитывает столетие и несколько десятков учителей, а другая является традицией, которая живет более тысячи лет и учителей было сотни и тысячи, для меня разница чувствуется. Но я уже выше писал, личностные факторы тоже важны. Среди натхов тоже далеко не часто встречаются такие, как, например, РП, специалист по хатха-йоге, кто многое выполняет именно на практике. Так что очень пикантная это тема, неглубокие люди ее могут истрактовать примитивно, хотя поводов для серьезных рассматрений там много. Как будет время, даст Бог, обсудим еще.