Цель йоги натхов - достичь гармоничного осознавания в себе всего бытия, называемого самарасья-карана, в своем теле. На уровне макрокосмической системы существует Шива как безграничное сознание Парасамвит или Шунья, внутри него всегда пребывает Шакти, проявляющаяся во множестве аспектов, и создающая тело Бога. В нашем индивидуальном существе также существуют на микроуровне подобные процессы. Наше тело находится внутри нашего сознания, все наше существо, так же как и Шива (или Пуруша-вишеша, как его называл Патанджали), обладает своей пракрити, а также своим сознанием. Наше индивидуально тело "Пракрити-пинда" - есть проявление Маха-шакти, а наше сознание - это мы как индивидуальный Шива (часть того Шивы, Пуруша-вишеша). Задача натховской йоги - прийти к полному единению сверх души и индивидуальной души, своего тела и тела вселенной, - для этого существуют практики, которые разработали натха-йогины. Для того чтобы познать себя как полную копию всей вселенной, у натхов есть специальные методы: медитация на панча-махабхуты, на разные проявления Шакти, стхула, джьотир, сукшма, медитация на адхары, чакры, лакшьи, вьомы, на наду.
Существует два условных пути к этой реализации. Все мы знаем, что изменения в сознании меняют наш уровень праны, и изменение в пране меняет сознание. Я бы сказал, что этой разницы фактически не существует; в правильной хатха-йоге, например, в практике асан, вы в процессе изменения сознания учитесь отслеживать разные изменения в теле, а они, в свою очередь, приводят к изменениям в сознании. Поэтому разные асаны дают вам почувствовать разные изменения в сознании или разные состояния сознания; мы можем сказать, что сознание высвобождается из тела, или сознание высвобождает прану из тела, но, согласно Горакшанатху, это одно и то же, потому что Шива и его Ниджа-шакти едины, и они содержат в себе абсолютно все. Примерно так же как душа воплощается то в одной форме, то в другой, постепенно идя к осознанию своей истинной формы Шивы, так же и в практике асан - мы их делаем для того, чтобы прийти к такой асане и такому психофизическому состоянию, в котором мы способны будем в себе осознавать всю вселенную и все силы, которые существуют в ней. Т.е. мы достигаем положения, состояния Сиддха или Натха, Ишвары, одним словом - состояния Шивы, на это изначально и направлена йога натхов. Мы используем асаны не для того, чтобы их делать как можно больше, а для того, чтобы полученные состояния в этих асанах направить на восприятия более высоких сфер бытия. Нам поначалу может казаться, что мы их воспринимаем извне, но более продвинутые йогины понимают, что они изначально и внутри нас, мы их просто распознаем в себе в процессе практики хатха-йоги или лайя-йоги.