Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.  (Прочитано 75395 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #120 : Сентябрь 27, 2010, 20:30:55 »

Адеш.

Спросил лично у Тензина Вангьяла по поводу центрального канала. :) Он ответил что в практике визуализируют в центре тела, а "проявится он может в позвоночнике" - это буквально дословно. Так что никаких противоречий по сути в двух тантрах нет, просто методы немного разошлись возможно, вот и Гуруджи говорит, что в центре тела. Эти каналы уже существуют, из надо только обнаружить.

Вопрос к Гуруджи, если можно - используются ли у натхов каналы, идущие от ноздрей вверх через череп и затем вниз по бокам к канде внизу параллельно центральному каналу? Мне интересно в плане дополнения янтры и хатхи, ведь по сути понимаю никакой существенной разницы нет и эти практики могут друг друга дополнять.

Еще здесь же вопрос - много внимания в тантре уделяется канде (ниже пупа), что и хотят активировать в тойже янтре или другой тантре, а какое значение придается бинду в сахасраре, и что же первично активируют в тантрах?   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #121 : Сентябрь 29, 2010, 16:35:31 »

Спросил лично у Тензина Вангьяла по поводу центрального канала. :) Он ответил что в практике визуализируют в центре тела, а "проявится он может в позвоночнике" - это буквально дословно.

Ну что же, он хорошо ответил. Так и есть. Каналы - в тонком теле, но когда они включаются, они могут давать эффект на физическом уровне. Я не знал, что на эту тему думает Тензин Вангьял, но не помню, то ли два, то ли три года назад, я сказал в Киеве о том, что мудры и бандхи происходят сами при активации сушумны (это мой опыт, потому я и говорю так). Но вы это можете найти и в некоторых текстах натхов. 

Цитировать
Вопрос к Гуруджи, если можно - используются ли у натхов каналы, идущие от ноздрей вверх через череп и затем вниз по бокам к канде внизу параллельно центральному каналу? Мне интересно в плане дополнения янтры и хатхи, ведь по сути понимаю никакой существенной разницы нет и эти практики могут друг друга дополнять.


И такое описание встречается у натхов. В текстах йоги в основном описание каналов не очень-то и детальное, типа такого: "Слева идет канал ида, а справа пингала, когда прана в них соединяется, каналы поглощаются сушумной". Нет описания, что они овивают сушумну зигзагообразно. Но где-то есть и такое описание. 

Цитировать
Еще здесь же вопрос - много внимания в тантре уделяется канде (ниже пупа), что и хотят активировать в тойже янтре или другой тантре, а какое значение придается бинду в сахасраре, и что же первично активируют в тантрах?


Тантр тоже немало. Но чаще бинду в сахасраре - это источник источаемого нектара, который нисходит в тело и наполняет его при практиках, связанных с Кундалини. Под нектаром подразумевают очень многое, это не просто нечто в виде напитка бессмертия, но это еще и "священная Ганга", находящаяся в небе (антарикша), она нисходит в тело практикующего йога и делает его чистым (освобождает от омрачений, несет состояние высшего счастья "Махасукха"). В Тантрах также этот нектар описан как нечто, проявляющееся в процессе взбивания "мантхана", когда Шакти восходит вверх и нисходит вниз, она неоднократно соединяется с Шивой (сверхсознанием). В результате такого "взбалтывания" (мантхана) образуется "амрита", или "куламрита" - нектар недвойственного состояния, или состояния за пределами концептуальной недвойственности и двойственности. Мы бессознательно делаем вдохи и выдохи, дыхание идет вверх и вовне и вниз, мы повторяем я-Он, я-Он. Так как это состояние естественное для нас, оно и есть сахаджа.
В Тантрах и йогических шастрах часто говорится о том, что дыхание и сознание связаны, это так и есть. В некоторых текстах даже дыхание описано не просто как выходящее из ноздрей вниз, а даже выходящее из ноздрей вверх, так как нос верхнего лика Садашивы направлен вверх, и поток праны движется вверх. В Тантрах очень много информации, просто в главных йогических текстах она изложена в упрощенном варианте.
    
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #122 : Сентябрь 29, 2010, 17:28:56 »

Адеш. My greetings to Guruji.

В том и дело что описания в тантрах разнятся и когда начинаешь все это изучать то в голове начинается некоторый mess up. Как уже отмечалось здесь кем-то лучше следовать одним направлением и выбирать одного гуру и метод. Но для себя пока такого не встретил чтобы все досконально было продумано до мелочей и чтобы при этом полностью нравилось по всем нюансам практики и философии. Например, я ранее практиковал что-то из Бон, но потом как-то сдвинуло в другое направление, потом опять заинтересовался Бон и Трулкхор. Полно тантрических детально разработанных методов и в индийской тантре, что конечно тоже очень интересно. Но читая все эти описания и особенности практик мне кажется немного тяжеловатым для восприятия по крайней мере for my western born intellect  :015:  Но должен же быть какой-то принципиально единый метод касательно физиолгических и энергетических этапов трансформаций.
На данный момент привлекает несколько методов, в которых есть свои сильные стороны, но есть и недостатки. Например, в том же трулкхор дзогчен передачу строго привязали к дзогчен общине, даже видео просто так купить нельзя, а попасть на семинары на так просто, ну и другие моменты там, что уже не совсем по теме, в начальных янтрах не даются медитационные техники, нет бандх, пранаямы довольно простые. Что скажем можно дополнить тем же цалунг из Бон или бандхами из индийской йоги. Вы пишите что бандхи выпоняются как бы сами по себе, здесь не совсем ясно какой именно смысл Вы хотели вложить в эти слова, надо начинать видимо с обычного "механистического" выполнения бандх. Пытался ввыяснить это вопрос с более опытным приятелем по этому вопросу как раз и пришли вроде к такому мнению, что бандхи как раз дают энергетическое наполнение для наполнения центрального канала, выработке праны и направления ее вверх для раскрытия сахасрары (бинду). В связи с чем question about Kundalini is not quite clear.  :20:
Можно ли хотя бы вкратце прояснить этот вопрос? Вдох до канды - легкая кумбхака - объединение праны и апаны, бандха - выдох- направление праны тела (Шакти) вверх к Щиве - на вдохе из сахасрары вниз - я -Он-я-Он. Получается как бы соединение закольцовка праны Шакти с сознанием Щивы, что из этого Кундалини?  :015: Кундалини в теле так понимаю это Шакти, - кула кундалини поднимается вверх, Маха Кундалини выходит снисходит "вниз"? Получается закольцовка канды и бинду, одно влияет (и активизирует) на другое.

Sincerely yours, looking forward for the reply.  :05:     
 
   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #123 : Сентябрь 30, 2010, 19:46:29 »

Шри Гуруджи ко Адеш!

Я все-таки немного разделил бы даже индийскую тантру и йогу натхов, несмотря на их явные связи. Для удобства рассмотрения вопроса, подобного тому, что вы задали. Несмотря на много параллелей с ваджраяной, это требует отдельного, серьезного исследовательского труда (что некоторые из моих достойных учеников в будущем реализуют). Натхизм радикально отличается от тантры тем, что он направлен в большей мере на пустоту, а не на полноту. Больше на статическое, чем на динамическое. Все классические тексты йоги, с описанием в них разных техник, только и говорят о том, что нужно достичь саттвы тела через шаткармы, нужно принять недвижимую позу, остановить колебания праны посредством пранаямы (пранасамьяма), остановить колебания читты. Таким образом, вам подчиняется тело и ум (асана-виджая, прана-виджая, индрия-виджая, читта-виджая), т. е. йога ведет к контролю через остановку в том или ином виде, это отличает йога от простых инертных существ. Динамические техники, вроде сукшма и стхула вьяям, устраняют стандартные шаририка-викрити (искажения телесного состояния), шваса-вьяямы занимаются тем же самым с системой энергетических каналов. Но сами по себе асаны и пранаямы - это намного более глубокие методы психофизического самоконтроля. Натха-йоги известны как практики тапасьи, что подразумевает стабильность в самых простых элементах тантрической садханы, доведенных до идеального совершенства. У тантры иная направленность, в тантре вы начинаете с разных шодхан, в умеренном количестве, потом с мантр и разных элементов пуджи, которые со временем могут принимать очень замысловатые формы. Далее в тантре вы переходите к панчамакара-пудже, затем к сахадже (которую вы практикуете непрерывно в обычной жизни). Но дойдя до сахаджи, вы должны уметь состояние чистоты и высокой осознанности сохранять в самой обычной жизни, и как раз это далеко не каждому под силу. Те тантрики, кому это действительно под силу, становятся сиддхами и обретают разные сверхспособности. Йога идет чуть-чуть другим путем. В йоге вы все больше и больше отстраняетесь от разных внешних деталей, это может быть многообразие мира, будь-то интеллектуальное или вещественное, с чем как раз имеет дело тантра. У йога в процессе осознанной практики йоги на автомате включаются спонтанные тантрические процессы, а у тантрика, при осознанной тантрической практике, включатся спонтанные йогические. Мы не можем говорить, что это одно и то же, но и не можем их окончательно разделить.

Говоря о спонтанных бандхах, я, конечно, имел ввиду тантру. Если же говорить только о йоге, и ни о чем другом, то актуально делать просто физические мудры и бандхи, а понимание их мистического значения придет позже.
Что касается Кундалини (нижней, верхней, средней) или Шивы, как индивидуального сознания и безграничного (Вишварупа), натхи очень коротко эти вещи объясняют в текстах, подобных Сиддха-сиддханта паддхати, Горакша-сиддханта санграхи и т.п. Однако для практики йогина, даже того, что есть в такого рода текстах, уже очень много. Обычно все просто описано - Шакти внизу, а Шива вверху, Шакти пробуждается и идет вверх, там соединяется с Шивой, и тогда йог обретает самадхи. Это хорошо, если какой-нибудь индийский Гуру даже о таком сочтет нужным говорить. Чаще они говорят просто: «Делай вот так-то, а потом покажу, что надо делать еще». У натхов есть стандартная для большинства случаев схема: шесть (семь) чакр, канда внизу живота, сушумна в центре тела, три грантхи (низ живота, сердце и голова), так в большинстве текстов, поэтому большинство на такую схему опираются (никто ведь не ставит цели кого-то удивлять эксклюзивом, у них не Россия, эксклюзива там валом). Одна схема есть, на самом деле, а нестандартности обычно бывают хороши для очень опытных практиков, но не для неофитов.

Связь бинду и канды конечно есть, в натховских текстах все упрощено, там бинду - это семя, которое теряется внизу при чувственных наслаждениях, и семя, которое поднимается вверх при практике йоги (урдхварета). Я могу об этом сказать куда больше, но вы хотите одну и достаточно фиксированную схему. Конечно между вдохами-выдохами, идой-пингалой, грантхами - есть свои связи, но людей, которым это интересно, я встречал не так много. Все хотят «просто практик», даешь «просто практик», народ спрашивает: "А где же тогда та самая «крутая йога древних сиддхов», если все так просто". Очень мало тех, кто хочет и способен охватить все сразу, это должен быть человек с большим терпением, дисциплиной и способностью воспринимать. В Индии таких учеников много, так как они воспитаны не как «практикующие йогу» у нас. Они под ученичеством очень многое подразумевают. А как в буддизме (том, которому учат приехавшие на Запад Ламы), я не знаю. Но могу только предположить, что они, будучи неуверенными в том, что завтра вообще увидят пришедшего сегодня, захотят передавать все сразу сегодня для «стройной картины мира ученика». Даже стройная картина может быть очень искажена при несерьезном отношении к ней.
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2010, 20:59:12 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #124 : Сентябрь 30, 2010, 21:05:15 »

Адеш. Мои приветствия!

Спасибо за ответ. Я где-то такого же мнения насчет "западных" лам - мне кажется что тантру они передают несколько мягко говоря упрощенно. считаю очень важным для освоения тантры находится в той культурной среде и образе жизни откуда она пришла хотя бы некоторое время (пару лет). Я даже не пытался практиковать пока тантрические методы, хотя как-то посмотрел видео передачу Тенндзина по практике превращений в Богинь элементов, но одно дело проходить такое посвящение в культурной среде, другое - по экрану монитора. Подошел к Тендзину и спрашиваю - можно ли делать практику с мантрой Богини. "Да". Спрашиваю нужна ли передача? Говорит "завтра". Подхожу "завтра", он говорит "только то можно делать что передаю сегодня". Я напоминаю вчерашний разговор, отвечает - в конце будет передача практики (йога сна и цалунг). "Так практиковать можно или нет эту мантру"? Неуверенный ответ "да". Потом подходит кто-то другой и задает свои вопросы. Может года через два приедет еще раз. :) Хотя конечно можно найти и другие варианты даже в России, где учитель появляется чаще. Взять тот же трулкхор - уж сколько критики инстукторов и  их произвола прочитал на сайте ДО. Хотя инстуктор на семинаре, на котором был я, был вобщем порядочен и вроде как вполне понимает чему учит. Но тема вобщем конечно не совсем об этом, хотя это очень важно, - найти граммотного учителя. Поэтому постоянно возникает вопрос а стоит ли бегать за этими учителями, ведь они сами вполне может быть не совсем понимают до конца чему учат, или они знаюь только систему, но не искусство йоги или тантры. Здесь мы подошли к важному вопросу - тантра внешняя и внутренняя, что вроде как нчинают с разных концов, но потом они вместе сходятся. Вобщем мой вопрос был не только по тантре, но и по йоге. Я написал о тантре потому что думал что речь у натхов идет о тантре и что это тантрическая система. Вы пишите о статике и затухании колебаний ума, разделяя соответственно методы на динамические и статические. Мне кажется что такое разделение не совсем верное, что статика ведет только к остановке, а динамика только к некоторой чистке и она более телесно ориентирована. В томже трулкхор по сути это та же хатха, но она выполняется динамически, говорят что в Тибете холодно, потому она динамическая, :) мне кажется в трулкхор цель - это соединение движения и дыхания, что ведет к целостности ума и тела и выравниванию праны и соответсьвенно к затуханию колебаний ума. Еще есть практики, например, у даосов (китайских и корейских) где используются динамические дыхательные упражнения, там цель вобщем-то укрепить тело,да, но и наполнить тело праной и открыть определенные каналы, потому дыхание и движение с определенной психофизической установкой приводят к определенным изменениям в теле-сознании, активирует некоторе процессы ну и канду внизу живота. Есть там определенный орган, центр жизненной силы. Но в таких практиках не работают в начальной стадии с сахасрарой, там скорее сначала набирают прану (ци), после чего она начинает подниматься вверх, и сама динамика приводит к статике, т.е. остановке бесконтрольного мыслительного процесса.  Плозо знаком с сукшмами и другими перечисленными вами практиками, потому и говорю, что когда читаю, то возникает некоторая путаница. очень много терминов и... их просто много. :) Скорее меня интересует тантра внутренняя, и я считаю что тотже трулкхор - это йога, ведь он так и называется - янтра йога. Я просто считал что вероятно идут одновременно с обоих сторон, включая тантру внешнюю. Скажем в томже Бон, есть цалунг - работа с каналами и праной, но там есть мантры богинь элементов, призывание божеств, медитации. Но и тамна данном этапе нет практик, направленных на бинду. Хотя это я может не уловил пока. И чтоже считать бинду, - этим называют и точку в центрах головы и семя одновременно. Задал и этот вопрос Тендзину, но тот хитро заулыбался и сказал что отдыхает после выступления. :) Вот и даосы говорят что настоящие практики не основаны на дыханиях и личностном сознании, можно почитать трактаты. А на  серьезные вопрос ламы отвечают неохотно. Согласно даосским методам, там начинают в некотором роде с практик движения и дыхания, но только чтобы придти к практикам, которые возникают спонтанно, наверное это и есть сахаджа йога? Хотя в разных источниках разные пратики описываются, есть и практики с концентрацией в аджне, но структуировать в одну систему кажется это все просто невозможно. Что понял в йоге, как Вы описали, все таки идут через очищение тела, шаткармы, набор праны - сукшмы, потом прану распределяют с статике в асанах и пранаямы, мантры... Мне тоже учитель нэйгун говрит "делай так" и все, почти никаких специальных медитаций, но это вобщем начальные практики, хотя как он говорит на определенном этапе наработки этого может быть более чем достаточно. Но я Питта,- человек. который хочет много и соазу. Очень непростые практики, думаю что-то очень схожее с кук-сан-до, там много дыхательных практик животом в разных позициях. Всего около 30. Идет медленно, энергии движутся, но нет стабильности. Там нет асан вообще, мне нравится с телом работать, скручиваться в асаны.  Думаю все же бандхи полезны в любом случае, да и трулкхор, цалунг -
принцип тотже - чакры, каналы, прана, спокойствие ума. Вобщем не совсем пока ясно - работают ли только с кандой или бинду в сахасраре/аджне. Как-то по разному пишут что такое бинду, или "точка", - начало чакр и самого человека или семя. Совсем коротко если - чакры и прана тела это "южное" окончание, бинду - "северное" - источник. Так с какой стороны лучше подходить, возможно ли сразу с обоих?                   
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #125 : Сентябрь 30, 2010, 21:29:29 »

 В томже трулкхор по сути это та же хатха, но она выполняется динамически, говорят что в Тибете холодно, потому она динамическая, :)

 Не ужели это у них основная причина? Не проще ли тогда просто укутаться в пальто, или погреться у костра?
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #126 : Сентябрь 30, 2010, 21:36:23 »

Ну так народ говарит.  :10:  :016: Почитал на форумах некоторых, люди спорили что лучше - хатха или трулкхор.  :016: Я бы сказал наоборот- в Индии жарко, потому там больше статики. :) Вспоминаю свою поездку - практиковать можно только рано утром. Никакокго желания активно двигаться, + 45. Я же считаю динамика там для уравновешивания движения с дыханием, т.е. праны. Ну как в Сурье Намаскара.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #127 : Октябрь 01, 2010, 16:22:21 »

Гуруджи ко адеш!
Попробую вкратце высказать то, как я вижу данные вопросы. Мне ученики говорили, что, действительно, существуют тибетские тексты с описанием последовательностей янтра-йоги, я сам не видел их в оригинале, тем более, я не знаю тибетского. Но знаете, судя по тому, что мне рассказывали некоторые ученики в России, хорошо разбирающиеся в буддизме, дыхательные техники там с весьма мистическо-религиозным содержанием, наверное, и техники янтра-йоги в виде асан и крий - соответствующие. Посему это несколько рассеивает сомнения, что текст мог быть написан недавно. Хотя, не могу ничего сказать по этому поводу однозначно. Что касается текстов по хатха-йоге, натховских, включая и разные Тантры (посвященные именно тантрической садхане), то там есть много описаний разных асан. Но это именно описания, а не сеты, вот в чем дело. Ну, и везде стандартные высказывания: асан много, но актуальны из всех - сиддхасана, падмасана. С вьяямами, сурья-намаскар дело обстоит иначе: в классических текстах они не встречаются вообще. Вьяямы, однако, популярны в Индии, их можно даже найти и при некоторых храмах натхов, где они им учат простых хинду, но вы вряд ли встретите натхов садху, делающих их. Это не я сотворил такую атмосферу в Индии, может быть, я мог бы и по-другому все создать, была бы на то моя воля. Но я просто честно вам всем рассказываю, как есть, констатируя реальные факты.
   Почему так? По очень простой причине. Вы же, думаю, понимаете, что все дело в мотивациях. Обычным индусам нужна подготовка тела, так как они о теле много думают. Садху думают о более глобальных вещах. Все. Больше тут нечего мудрствовать. Сами подумайте, что с вами бывает, когда вы сосредотачиваетесь на чем-то? Ваши движения и тело, а иногда и дыхание, непроизвольно приостанавливаются, при совсем хорошем сосредоточении вообще происходит полная остановка. Это происходит не только с йогами, но и с простыми людьми. А теперь логически подумайте: если классические тексты хатха-йоги говорят о том, что Раджа и Хатха не могут быть отдельны, и йоги преследуют определенные духовные цели, то на что должны быть ориентированы асаны, в таком случае?
    Никто не отрицает определенную пользу динамики, так как она повышает травмобезопасность, в ней много своей пользы. Можно также еще развить очень много систем йога-терапии, ко всему прочему, обосновать это традиционной медициной, что и как в йоге существует с точки зрения традиционной медицины. Но давайте зададимся вопросом, что же такое традиционная медицина? Это то, что находилось и находится в процессе трансформации. Вам сегодня сказали, что сигареты ведут к болезням, как и алкоголь, и к преждевременной смерти. В детстве я периодически жил на Северном Кавказе и знаю, что там частенько жители принимают вино, и при этом живут не меньше, чем те, кто его не принимают. В Европе очень большая продолжительность жизни, хотя многие регулярно выпивают и курят (не подумайте, что это призыв :05:). Почему так, и почему вы можете увидеть много больных с ног до головы людей, даже среди тех, кто, казалось бы, ведет правильный образ жизни с точки зрения медицины? Болеют даже многие преподаватели йоги, вам просто никто никогда всего этого не покажет. В натховских текстах не так много медицинских терминов, я не говорю, что знание физиологии на том или ином уровне не нужно практикующему и преподавателю. Но просто это далеко не все и далеко не самое главное, ДАЖЕ ДЛЯ "ПРОСТОГО" ЗДОРОВЬЯ ТЕЛА. Тексты не ориентируются на то, что - в процессе времени (а мы можем иметь дело с несколькими столетиями максимум), что может поменяться миллиарды раз, - вот в чем все дело. Они ориентированы на то, что длится очень долго.
     По поводу Кук-сан-до, я его изучал детально четыре года. Интересная вещь, достойная как минимум ознакомления с ней. Но я узнал о Кук-сан-до достаточно много, тем более, четыре года жил там, где его постоянно практикуют, хотя большую часть времени в году параллельно в Индии проводил, но все же узнал много полезных и важных вещей. Кук-сан-до Чонсан открыл всем не так давно, там действительно многое построено на дыхании танджоном, в Индии назвали бы его "кувшинным". Так вот, раньше, как и в Индии, его практиковали отшельники, и возникает вопрос, неужели Учитель Чонгсана и Учитель его Учителя делали все асаны, коих около 400, практикуя в горах? Этот вопрос может беспокоить многих, но для меня он легко отпал, так как я долго общался с мастером Ким Кей Йонгом и кое-что понял в процессе практики. Он говорит, что асаны могли быть и другими, а некоторые теми же, отшельники практиковали в горах, принимая разные положения тела (статические), они раскрывали пространства, сформированные телом, относительно солнечной Ки, отсюда и название - "Путь Солнца". В процессе практики таких асан вы постепенно переводите всю психофизику к восприятию "неба" и его законов, а на высшем уровне вообще тело должно раствориться в свете. К сожалению, у меня не так много времени, чтобы рассказать о Кук-сан-до из того, что сейчас мне доступно. Сказать надо много, да и сказать - мало, это еще надо пробовать, тогда очень многое станет понятным. Для меня эффективность этой системы очевидна, исходя из собственного опыта, также я видел много корейских практикующих за все это время и вижу сейчас, простой человек не мог бы такое придумать из ничего. Конечно, кое-что они, вероятно, слишком "загнули" с датами и историями возникновения, но это важно постольку-поскольку. У них тоже есть разминки, кстати, что самое прикольное, больше половины почти один в один совпадает с горакхпурской вьяямой, составленной Ачарьей Абхиманью, но он все эти элементы собрал из разных индийских школ, я это знаю из личного общения с ним, да и сам много где был, видел, что они там делают. Это тема достойна очень глубокой и непростой дискуссии, общения на уровне не коммерчески-ориентированных сансаринов йога-тичеров, а людей -  искателей подлинной духовной практики, с кем действительно было бы интересно общаться. За последние пять лет общения с русскими преподавателями йоги я таковых видел 3-4-5 человек от силы. В России из известных никого назвать не могу, на Украине есть. А кто? Промолчу. Я хотел сказать, что такие люди в количественном плане редки.
  Насчет вашей беседы с Ламой, о которой вы рассказали :05:, ну, может он просто завален разными делами, которые никто кроме него решать не станет, вот потому и дает такие ответы. У него тонна работы, а гарантии, что завтра его прихожане не пошлют подальше, особой нет. Ну, и тем более, это духовные темы, которые не решаются с наскоку, серьезно можно говорить о практиках только тогда, когда Гуру уверен, что вы точно у него остались навсегда. Тем более, если то, что он собирается передавать, должно вас вывести вообще из всех рождений в этом мире - мире, в котором живут миллиарды людей. Кто-то родился в богатой стране, кто-то - в бедной, кто-то красивым, кто-то уродливым, у богатых родителей или у бедных, практикующими в разных традициях, и все это, в большинстве своем, обусловленные иллюзиями сансары люди. А вам теоретически традиции говорили, что они направлены на то, чтобы все это преодолеть. Совсем мало, не правда ли?  :05:  Сколько в этом мире очень уверенных, очень сомневающихся, то сомневающихся, то уверенных. А адепт, который хочет вылезти из всех этих иллюзий, получается, должен стать другим, вот нам и непонятны действия Учителей. Что они хотят, наверное, только Махасиддхам известно. Но, конечно, за подобным могут скрываться и достаточно банальные явления. В одном только точно можно быть уверенным, что без задействования всего своего потенциала, осознавания происходящего, разобраться, что есть что и с чем это едят, так, чтобы не отравиться еще, - будет нелегко.
   Что касается бинду, согласно индийским источникам - это источник творения и Крийя-шакти. В буддизме в практиках дзогрима, насколько я знаю, семя отождествляют вообще с бодхичиттой, но так как в данном случае бодхичитта, имеющая отношение к микрокосму, бодхичитта, которая известна как сострадание, насколько я понимаю, более абсолютна, связана со многими формами буддийского мировоззрения и с соответствующим ему поведением, а также с ориентацией вообще всех практик. Физически это одна из основных дхату тела, согласно представлениям аюрведы, от которой зависит состояние оджаса, и не только. Она связана также с чувством бхакти. Есть много тонких связей бинду как физической субстанции с тем, что является ее тонкими эквивалентами, например, в практиках мантр, пранаямы и т.д. Когда были написаны ранние тексты хатха-йоги, я уже выше писал, у тех йогов не было медицинских понятий, которыми сейчас все преподаватели йоги оперируют, у них представления отличались в корне. Отсюда следует, что практика, согласно тем йогам, требует качественной ориентации на их представления. Это мало кому интересно, отсюда вопросы "Что же такое бинду?" для большинства могут так и остаться вопросами. Я лично готов к беседе всегда на такие темы, если подобные понятия не разбирать косно. У нас на форуме, на самом деле, пишут несколько практикующих, которые достаточно хорошо знают, что такое нада, бинду, кала и т.д., в том числе и в буддизме. У натхов бинду не рассматривается ни физически, ни тонко, а скорее, психофизически и поэтому, казалось бы, внешние практики - мудры, бандхи - имеют одновременно двойной эффект.  Это если очень обобщенно сказать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #128 : Октябрь 01, 2010, 19:03:03 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

 ...это духовные темы, которые не решаются с наскоку, серьезно можно говорить о практиках только тогда, когда Гуру уверен, что вы точно у него остались навсегда. Тем более, если то, что он собирается передавать, должно вас вывести вообще из всех рождений в этом мире; в мире, котором живут миллиарды людей. Кто-то родился в богатой стране, кто-то - в бедной, кто-то красивым, кто-то уродливым, у богатых родителей или у бедных, практикующими в разных традициях и все это, в большинстве своем, обусловленные иллюзиями сансары люди. А вам теоретически традиции говорили, что они направлены на то, чтобы все это преодолеть. Совсем мало, не правда ли?  Сколько в этом мире очень уверенных, очень совмневающихся, то сомневающихся, то уверенных. А адепт, который хочет вылезти из всех этих иллюзий, получается, должен стать другим...

Замечательный пост!!

 В одном только точно можно быть уверенным, что без задействования всего своего потенциала, осознавания происходящего, разобраться что есть что ... - будет нелегко.

Как говорил дон Хуан: "В счет идут только сверхусилия".

По поводу Кук-сан-до, я его изучал детально четыре года. Интересная вещь, достойная как минимум для ознакомления с ней. Но я узнал о Кук-сан-до достаточно много, тем более, четыре года жил там, где его постоянно практикуют... Кук-сан-до Чонсан открыл всем не так давно, там действительно многое построено на дыхании танджоном, в Индии назвали бы его "кувшинным".

В одном из номеров замечательного журнала "Адеш", (издаваемого собратьями), немного описано про дыхательные практики Кук-сан-до.
Что меня крайне заинтересовало, так это то, что при практике "дыхания танджоном", или же "кувшинном дыхании" - рекомендуется очень длинный, растянутый вдох, и, после кумбхаки (задержки дыхания) - спокойный короткий (не форсированный) выдох.
В свое время у меня при практике Пранаямы все именно так спонтанно и получалось. Но, основываясь на йоговских установках и текстах, я насильственным (искусственным) образом "переиначил" такое, спонтанно происходившее во время практики дыхание, на стандартное йоговское, с коротким вдохом, и длинным выдохом. (При этом, разумеется, я не испытывал счастья, т.к. не люблю "ломать" спонтанно происходящие (регулирующиеся) во время садханы процессы). Но внутренний вопрос, конечно, остался до сих пор, (вероятно, пришло время его задать).

Я очень люблю и уважаю Пранаяму, и полагаю ее "ключом ко всему"; (при этом, конечно, опять приходится полагаться на собственное ощущение, но где-то глубоко внутри есть понимание, или Знание, что адепт, полностью поставивший под контроль Прану в собственном теле (своем совокупном психофизическом существе), затем, вероятно, дойдет до уровня осознания Единства всей Праны Вселенной вообще, а затем, так же обретет контроль и над внешней Праной Вселенной (всей Праной Вселенной вообще), (что, как следствие, даст ему любые, даже самые невообразимые сиддхи, (которыми, вероятно, он и не воспользуется, (ибо зачем в мире что-то менять? - (ну, разве что, продвигать Учение)))).
Интересно, это правда, что через углубленную практику Пранаямы - можно достичь ВСЕГО - или это неправда??

Это был основной вопрос, а другой, более частный, (уже был в общих контурах обозначен вначале): возможна ли верная (истинная, правильная, адекватная) практика Пранаямы - (не важно, к какой аутентичной духовной Традиции относятся дыхательные методики, главное - эффективность - если я правильно понимаю - у Горакшанатха именно такой подход) - при которой пурака (вдох) - обладает (характеризуется) (существенно) бОльшей протяженностью, нежели речака (выдох)??

В чем метафизическая, праническая, энергетическая, и т.д. - разница между (одними и теми же) дыхательными практиками, осуществляемыми (выполняемыми) с длинным вдохом (далее задержка) и коротким выдохом, и (теми же) дыхательными практиками, осуществляемыми (выполняемыми) с коротким вдохом (далее задержка) и длинным выдохом??

Уважаемый Гуруджи! Я Вас очень прошу, пожалуйста, ответьте подробно на эти три заданных выше вопроса!

 ...отшельники практиковали в горах, принимая разные положения тела (статические), они раскрывали пространства, сформированные телом, относительно солнечной Ки, отсюда и название - "Путь Солнца". В процессе практики таких асан вы постепенно переводите всю психофизику к восприятию "неба" и его законов, а на высшем уровне вообще тело должно раствориться в свете.

Круто однако! Наверняка это перекликается с методами Натха-Сампрадайи, и со Школами Практического Даосизма.

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Октябрь 02, 2010, 00:01:27 от Виктор »
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #129 : Октябрь 02, 2010, 19:15:37 »

Спасибо за участие в беседе, однако тема раскрывается несколько в теоретическом направлении нежели ближе к конкретизации практической, видимо ламы и гуру действительно хотят убедиться что такие вещи нельзя говорить открыто.  :05: Ну, если лама появляется раз в год или два, то сложно надеяться на взаимоискренность - вдруг приедет года через два-три, а может вообще не приедет. Сложно чему-то обучаться серьезно в такие периодические встречи, хотя как вы верно отметили, нужна настойчивость и регулярная практика.  Я бы еще добавил, что значение имеет среда, где человек живет, климат, общее психоэмоциональное состояние и кармическое прошлое, а также склонность к тем или иным практикам в силу всех этих причин. Я например, как говорил выше, интересуюсь несколькими направлениями и конкретно у меня есть сложность какое именно направление выбрать, чтобы следовать именно ему до конца; если лама появляется раз в пару лет, то сложно регулярно поддерживать практику в передаваемой традиции, потому я писал, что желательно конечно иметь регулярную связь с учителем, особенно если дело касается тантры и тантрическо-йогических техник. Даже у меня сейчас в практиках нэйгун только около года регулярных занятий заняло чтобы освоить правильное выполнение  описанных мной вкратце практик. Что касается тантры, то я например не брался даже за эти техники, только выполнял цалунг, без гуру -йоги, без посвящений в конце практики, без передачи самой практики и мне как-то не пошло, но потом интерес вернулся и к этой практике и к  тантре, мне кажется Гуруджи верно указал на то, что практика - это не только набор пустых техник, но и сама "душа", сознание, намерение или может что-то еще что я упустил. :)

Мы вобщем-то ничего особо секретного не обсуждаем, только практика и может дать результат, однако, здесь мое понимание расходится на две части.

Первая - это что практически можно задействовать механизм "системы" тело-дыхание-направленность внимания; вторая - духовно-этический аспект, о котором упомянул Гуруджи, говоря о бодхичитте. Собственно это то, что я спрашивал, упомянув о двух подходах в тантре: внутренний и внешний.

Внутренний - это для начала теоретическое знание физиологии, строение тонкой энергетической системы и их взаимосвязь с работой дыхания и сознания, т.е. определенные его настройки внимания, связанные с этими процессами или ощущениями. Плюс обращение скажем мантрами к "аспектам" внутренней энергии, т.е. здесь я так понимаю, через связь с божеством устанавливается связь со своей внутренней энергией. Мой наставник даоских практик, который утверждает, что полностью завершил свой путь, говрит что есть разные пути и что не обязательно совершать какие-то пуджи или почитания и поклонения с использованием ритуалов или мантр. Я не знаком с классическим даосизмом, как это практикуют в Китае, однако практическая система есть, там все построено на определенного рода статических и динамических практиках: тело-дыхание-сознание, прана и все. По моему говоря о кук-сан-до Гуруджи имеет в виду тоже самое. Поэтому видимо надо определиться говорим мы о тантре, какой тантре, или о чем-то общем. Меня в общем более интересуют некий общий энергетический механизм строения человека и как какие практики могут увязываться вместе, пусть то и дыхание, цигун, алхимия или тантра. Учитель ничего не говорил мне о том, что семя связано с бодхичитой, он больше практик и дает только практические советы и методы, хотя понятие добропорядочности у него сильное, но он не связывает напрямую одно с другим и еще не ясно что же на что влияет в первую очередь. Здесь может быть несколько взглядов отталкиваясь от той иной философской концепции. Поэтому конечно проще следовать только одним путем, или сочетать например практики, где есть просто скажем так, более телесно ориентированные практики с практиками другой традиции, относящимися  к работе с душой, какими-то божественными аспектами, как в тантре. Что есть уже:
 
Внешний собственно - пуджи, как бы внешнее почитания  божеств.
 
"Внутренних" практик у меня хватает, но ощущается какая-то нехватка как раз таких "внешних", мне кажется это также важно ну и мне даже это просто интересно. Уже писал, что далеко не все даосы практикуют внешние практики, там все строится через практику с телом-дыханием-сонанием, т.е. человек идет через собственную практику метода. В том же трулкхор, как я понял, тоже самое - это уже в ДО его связали с передачей Дзогчен, где еще дают и тантру, но это ведь была самостоятельная практика, путь сам по себе. Меня заинтересовала эта йога, потому что там есть асаны, которых нет в моей системе, есть медитативные техники, и все кажется более практично, чем у индусов, у которых как раз как Вы пишите все рассматривается через  мистический аспект. Мне не совсем ясно что мистического в динамических асанах и дыхании, разве что само тело и сознание мистически сами по себе.  :05: Ну и также у меня лично есть влечение к тибетской традиции плюс по ходу мне кажется принцип там почти такой же как у даосов - активизация тигле, дан-тянь, внутренняя энергия. Мне кажется один из главных секретов - это дыхание, т.е. выработка кумбхаки, взятие под контроль дыхания и праны. Мне тоже самое учитель говорит, все дело в том, чтоюы научиться контролировать дыхание, сознание и прану. Касательно бинду, учитель тоже говорит что дело только в правильном выполнении практик и добиться определенного состояния сознания, при котором открываются каналы, через которые поступает жизненная энергия, но добиться этого очень сложно. В силу привычек ума и глубоких блокировок энергии. Например, он обучает уже около десятка лет, но лишь несколько человек освоило эти практики за несколько лет.  Видимо это похоже на кук-сан-до, но все-таки другое - у нас нет фиксированных асан, вроде йогических, все более динамично, нет связи с лунными или солнечными циклами. Но есть тайцзи. :) Очень интересует кук-сан-до, если бы знал раньше, то поехал бы наверное в Корею вместо Индии, но теперь уже нет столько денег. Трулкхор тоже неплох. Поэтому решил его практиковать как дополнение к практике. И все-таки основной вопрос касательно бинду в йогических практиках - есть ли какая -то более менее физическая локализация в проекции тела? Ну то, как в тибетских практиках туммо активируют канду через кумбхаки и асаны, или все-таки есть более медитативные практики, связанные с концентрацией на верхних чакрах и как они между собой сочетаются. Вот, например, есть у тибетцев описания на концентрации в аджне и визуализации капли бинду. Я спрашивал у инструктора янтры -йоги (23 года праткики, учился у ННР), он ответил, что в начальных янтрах такого нет. Зато кажется есть в индийской йоге есть. Мой вопрос больше касается насчет сочетаемости таких практик. Решать эти вопрос с инструкторами очень сложно, есть вероятночть они сами до конца не знают или не говорят всего и к тому же это подразумевает жесткую  привязанность к той или иной общине, в том числе финансовой, было бы это дешево. У тогоже Тендзина недешевые семинары.
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #130 : Октябрь 02, 2010, 19:26:22 »

Цитата: Виктор
В одном из номеров замечательного журнала "Адеш", (издаваемого собратьями), немного описано про дыхательные практики Кук-сан-до.
Что меня крайне заинтересовало, так это то, что при практике "дыхания танджоном", или же "кувшинном дыхании" - рекомендуется очень длинный, растянутый вдох, и, после кумбхаки (задержки дыхания) - спокойный короткий (не форсированный) выдох.

Виктор, вы не поверите, у нас такой же принцип точно! Очень важно нащупать этот ритм и его поддерживать полчаса в беспрерывной практике дыхания и движения в разных позициях.
Записан

Jagat

  • *
  • Сообщений: 417
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #131 : Октябрь 02, 2010, 19:40:37 »

Если точнее там сочетание статики и  динамики. Очень похоже на пранаямы. Фактически это они и есть, только это не сидячая статика, но и не вьяямы.
Записан

Yuri

  • *
  • Сообщений: 225
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #132 : Октябрь 02, 2010, 23:00:59 »

Привет,Jagat Bandhu.Наверное, ,,Общий энергетический механизм строения человека,, --это сушумна. В тонком виде это енергетический канал с расширениями -чакрами ,а в физическом теле она соответствует спинному и головному мозгу.Кстати нервная система обдадает отличной електропроводностью.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #133 : Октябрь 03, 2010, 11:41:04 »

Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш!

В одном из номеров замечательного журнала "Адеш", (издаваемого собратьями), немного описано про дыхательные практики Кук-сан-до.
Что меня крайне заинтересовало, так это то, что при практике "дыхания танджоном", или же "кувшинном дыхании" - рекомендуется очень длинный, растянутый вдох, и, после кумбхаки (задержки дыхания) - спокойный короткий (не форсированный) выдох.
В свое время у меня при практике Пранаямы все именно так спонтанно и получалось. Но, основываясь на йоговских установках и текстах, я насильственным (искусственным) образом "переиначил" такое, спонтанно происходившее во время практики дыхание, на стандартное йоговское, с коротким вдохом, и длинным выдохом. (При этом, разумеется, я не испытывал счастья, т.к. не люблю "ломать" спонтанно происходящие (регулирующиеся) во время садханы процессы). Но внутренний вопрос, конечно, остался до сих пор, (вероятно, пришло время его задать).

Я очень люблю и уважаю Пранаяму, и полагаю ее "ключом ко всему"; (при этом, конечно, опять приходится полагаться на собственное ощущение, но где-то глубоко внутри есть понимание, или Знание, что адепт, полностью поставивший под контроль Прану в собственном теле (своем совокупном психофизическом существе), затем, вероятно, дойдет до уровня осознания Единства всей Праны Вселенной вообще, а затем, так же обретет контроль и над внешней Праной Вселенной (всей Праной Вселенной вообще), (что, как следствие, даст ему любые, даже самые невообразимые сиддхи, (которыми, вероятно, он и не воспользуется, (ибо зачем в мире что-то менять? - (ну, разве что, продвигать Учение)))).
Интересно, это правда, что через углубленную практику Пранаямы - можно достичь ВСЕГО - или это неправда??

Это был основной вопрос, а другой, более частный, (уже был в общих контурах обозначен вначале): возможна ли верная (истинная, правильная, адекватная) практика Пранаямы - (не важно, к какой аутентичной духовной Традиции относятся дыхательные методики, главное - эффективность - если я правильно понимаю - у Горакшанатха именно такой подход) - при которой пурака (вдох) - обладает (характеризуется) (существенно) бОльшей протяженностью, нежели речака (выдох)??

В чем метафизическая, праническая, энергетическая, и т.д. - разница между (одними и теми же) дыхательными практиками, осуществляемыми (выполняемыми) с длинным вдохом (далее задержка) и коротким выдохом, и (теми же) дыхательными практиками, осуществляемыми (выполняемыми) с коротким вдохом (далее задержка) и длинным выдохом??

Уважаемый Гуруджи Матсьендранатх! Я Вас очень прошу, пожалуйста, ответьте подробно на эти три заданных выше вопроса!

Могу лишь высказать свое мнение, почему в разных традициях разные пропорции в дыхании. Начну с верхушек, однако.   :05: Думаю, что каждая мировоззренческая часть разных традиций накладывает свои определяющие критерии того, как должны функционировать их социальные законы и психофизика человека. Достаточно просто обратиться к текстам натхов и к тому, как там трактуется пранаяма, чтобы многое для нас прояснилось, а именно: там говорится про две категории пранаямы, одна - самантрака, другая - амантрака, и первая считается более совершенной и правильной. А что же такое мантры, как не олицетворение индийского духовного этноса? Длинный выдох, с моей точки зрения, обусловлен тем, что у них традиции без рецитации мантр не может быть. А так как обычно мантры у них рецитируются на выдохе, отсюда и ответ, откуда могла возникнуть тенденция для растягивания выдоха. Конечно, можно оспаривать и соотнести это, например, с полноценным выдыханием углекислого газа, но я не думаю, что это достаточно хорошая идея, потому что где-где, а в Индии все практики мощно завязаны на мировоззренческую часть. Причем рекомендую обратить внимание на тот факт, что не всегда даже классические тексты, например у натхов, не говоря уже про тантриков, описывают пропорции 1-4-2, есть и другие. Встречаются пропорции 12-10-16, думаю, вы догадались, что они соотносятся с солнцем, огнем и луной. Я рекомендую исходить именно из этого.

Если сказать очень обобщенно, то принцип предельно прост: сознание и идеи обуславливают физиологию. Это также относится к упомянутой мной практике Кук-сан-до - они не просто медленно дышат, а дышат под определенный мотив, что-то наподобие мантры, которая повторяется на каждой фазе дыхания.
Отсюда вывод: если вы не придерживаетесь серьезно традиций, или у вас в них нет таких упадеш от Гуру или Учителей данной системы, то есть смысл дышать именно так, как вам говорит ваше нынешнее психофизическое состояние. Не надо ничего специально подгонять, если вам так не советовал тот или иной Учитель, относящийся к определенной школе. Следуйте своим "подсказкам тела", избегайте крайностей в каждом аспекте и элементах практики, и вы не ошибетесь. Видьянанданатха джи, это, разумеется, относится и к Вам, и к любому грамотному практикующему дыхательные техники.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Практики в буддизме, индуизме, спорные моменты.
« Ответ #134 : Октябрь 03, 2010, 13:18:11 »

Jagat Bandhu, казалось бы, простенькие вопросы, но с большим охватом. Я думаю, для лучшего рассмотрения связей в системах нужно знать множество их основных деталей. Так как тема слишком обширная, то буду краток. Относительно Кук-сан-до - в нем всего девять ступеней, на девятой физическое тело растворяется в свете. Три уровня - "физические", три - "ментальные" и три последние - "духовные", идут по порядку. Важнейшее значение имеет область живота (танджон) и дыхание им - то, что в Индии называют кандой. Из нее, как из корня, образуется ствол и ветви (каналы), по которым, для начала, должна беспрепятственно циркулировать энергия, при практике энергия идет из танджона на периферию и обратно в танджон, одновременно. Таким образом в танджоне накапливается Ки, и после этого она может двигаться по задне-срединному каналу в голову, "просветляя ум" (делая его пустотным). Когда энергии достаточно и она движется в голову, ум чист, то далее она опускается в сердце по передне-срединному каналу, раскрывается "свет души". Затем энергия идет опять в нижний центр и закольцовывается. Во все время практики нужно сосредотачиваться на дыхании и тандждоне. Это все занимает 1,2,3 уровни практики Кук-сан-до; на 2 и 3, когда "асанами" очищены каналы и энергии много, добавляется задержка дыхания. На четвертом делается дыхание орбитой и далее - кожное дыхание. Объект концентрации один - "дыхание", потому что это самое естественное для человеческого существа, и через дыхание можно управлять сознанием.

Уровни от 4-го и выше, это уже ступень мастера, который может учить, после этого практика обретает сверхъестественный характер. Собственно, Чонгсан некоторые из возможностей демонстрировал. 1,2,3 уровни в Кук-сан-до связаны много с чем, во-первых, с пятью элементами (китайскими); при проработке определенных уровней и включении разных процессов в энергетику выдаются пять поясов, каждый из которых соответствует определенному элементу.

Центрального канала у них нет, а только орбита. Но я не переживаю сильно по сему поводу.  :05: Почему, могу, конечно, рассказать.

Традиция интересная, достойная уважения. Тем более, я существенной разницы не вижу с натха-йогой (не просто хатхой, как ее видят многие). Что общего, об этом нужно сказать отдельно. Разница в основном в том, что у натхов много других элементов: шат-кармы, разные виды кумбхак, бандхи и разные мудры, задействуются элементы из мантра-йоги (отличающиеся от тех, что в Кук-сан-до), в пранаяме. В Кук-сан-до по-другому, но сущностные элементы совпадают с сущностными элементами натхов. Понятия микро- и макрокосма, работа с таттвами и др. очень схожи с тем, что есть у натхов. Это если кратко описать Кук-сан-до.

Относительно практик Тибетской йоги, я слышал, что они почему-то считаются тайными, и многие Ламы говорят, что их не стоит передавать тем, у кого нет культивирования бодхичитты (каруны). С одной стороны, йога, связанная с внутренней работой, с разными динамическими элементами, преподается  многим на Западе (точнее, предлагается), с другой - она секретная, казалось бы, очень парадоксально. В Кук-сан-до реальная внутренняя работа начинается с самого первого занятия и углубляется по мере практики. В хатха-йоге натхов - то же самое, все в Индии говорят, что это начальный уровень, однако, тексты говорят, что это тоже все "секретно". Я думаю, секретное появляется в зависимости от того, на каком уровне вы практикуете одни и те же техники хатха-йоги, для каждого она означает свое, так же как для кого-то тантра - это метод богореализации, а для кого-то - занятие групповушкой и упивание алкоголем. Каждый в одном и том же увидит разное, даже если вы будете нести самое чистое и светлое, пошлый человек все равно все рассмотрит в своем свете. Соответственно, уровни - это само наше сознание, в каком-то смысле.

Относительно бинду. Конечно, есть стандартные точки локализации, главная находится в голове между аджна-чакрой и сахасрарой - это лунная бинду. Еще бывает солнечная бинду, которая на уровне сердца, и огненная, на уровне живота и половых органов. В недифференцированном (нерасщепленном) состоянии она только на уровне головы, где соединяется энергия и сознание (Шива и Шакти). Это видение, очевидно, пришло из каулических культов, только в них это все рассматривалось как совершение тамасика-ритуалов (с панчамакарами), при жертвовании семени участники ритуала должны его были при смешении принимать обратно.  :07:  У натхов, в отличие от капаликов, практики, связанные с сексом, на физическом уровне перешли на уровень ваджроли-мудры или же перемещения "семени" (тонкого эквивалента) по сушумне. Горакшанатх все перевел или в практику упрощения ритуала, или вообще в саттвический вид - просто внутренние процессы (без физических совокуплений, выпивания вина, поедания мяса и т.д.).

Дело в том, что все маргинальные культы никогда не поддерживались социумом, и поэтому они вымирали рано или поздно. Да, если учесть то, что каула-тантрик должен быть скрыт и неуловим для агрессирующей социальной среды в адрес такого рода методов, то, сделав эти практики внутренними, Горакшанатх поступил как самый что ни на есть правильный каула.  :016: Зачем доказывать миру, какой ты непростой, и биться об стену головой, это не признак разумного человека, как минимум. Возможно вам ваш Лама не рассказал про соотношение семени с боддхичиттой, и что они иногда дополняют практику туммо карма-мудрой, по причине того, что он не хотел иметь проблемы в среде своих собратьев, да и в социуме вообще. А так, не помешало бы знать, откуда в традициях взялась символика многих техник, просто чтобы знать, в каком направлении нужно копать, если вы хотите от йоги получить больше, чем просто разминку мышц. Если просто разминка нужна, то не вопрос, все кругом открыто.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.