Гуруджи ко адеш!
Попробую вкратце высказать то, как я вижу данные вопросы. Мне ученики говорили, что, действительно, существуют тибетские тексты с описанием последовательностей янтра-йоги, я сам не видел их в оригинале, тем более, я не знаю тибетского. Но знаете, судя по тому, что мне рассказывали некоторые ученики в России, хорошо разбирающиеся в буддизме, дыхательные техники там с весьма мистическо-религиозным содержанием, наверное, и техники янтра-йоги в виде асан и крий - соответствующие. Посему это несколько рассеивает сомнения, что текст мог быть написан недавно. Хотя, не могу ничего сказать по этому поводу однозначно. Что касается текстов по хатха-йоге, натховских, включая и разные Тантры (посвященные именно тантрической садхане), то там есть много описаний разных асан. Но это именно описания, а не сеты, вот в чем дело. Ну, и везде стандартные высказывания: асан много, но актуальны из всех - сиддхасана, падмасана. С вьяямами, сурья-намаскар дело обстоит иначе: в классических текстах они не встречаются вообще. Вьяямы, однако, популярны в Индии, их можно даже найти и при некоторых храмах натхов, где они им учат простых хинду, но вы вряд ли встретите натхов садху, делающих их. Это не я сотворил такую атмосферу в Индии, может быть, я мог бы и по-другому все создать, была бы на то моя воля. Но я просто честно вам всем рассказываю, как есть, констатируя реальные факты.
Почему так? По очень простой причине. Вы же, думаю, понимаете, что все дело в мотивациях. Обычным индусам нужна подготовка тела, так как они о теле много думают. Садху думают о более глобальных вещах. Все. Больше тут нечего мудрствовать. Сами подумайте, что с вами бывает, когда вы сосредотачиваетесь на чем-то? Ваши движения и тело, а иногда и дыхание, непроизвольно приостанавливаются, при совсем хорошем сосредоточении вообще происходит полная остановка. Это происходит не только с йогами, но и с простыми людьми. А теперь логически подумайте: если классические тексты хатха-йоги говорят о том, что Раджа и Хатха не могут быть отдельны, и йоги преследуют определенные духовные цели, то на что должны быть ориентированы асаны, в таком случае?
Никто не отрицает определенную пользу динамики, так как она повышает травмобезопасность, в ней много своей пользы. Можно также еще развить очень много систем йога-терапии, ко всему прочему, обосновать это традиционной медициной, что и как в йоге существует с точки зрения традиционной медицины. Но давайте зададимся вопросом, что же такое традиционная медицина? Это то, что находилось и находится в процессе трансформации. Вам сегодня сказали, что сигареты ведут к болезням, как и алкоголь, и к преждевременной смерти. В детстве я периодически жил на Северном Кавказе и знаю, что там частенько жители принимают вино, и при этом живут не меньше, чем те, кто его не принимают. В Европе очень большая продолжительность жизни, хотя многие регулярно выпивают и курят (не подумайте, что это призыв
). Почему так, и почему вы можете увидеть много больных с ног до головы людей, даже среди тех, кто, казалось бы, ведет правильный образ жизни с точки зрения медицины? Болеют даже многие преподаватели йоги, вам просто никто никогда всего этого не покажет. В натховских текстах не так много медицинских терминов, я не говорю, что знание физиологии на том или ином уровне не нужно практикующему и преподавателю. Но просто это далеко не все и далеко не самое главное, ДАЖЕ ДЛЯ "ПРОСТОГО" ЗДОРОВЬЯ ТЕЛА. Тексты не ориентируются на то, что - в процессе времени (а мы можем иметь дело с несколькими столетиями максимум), что может поменяться миллиарды раз, - вот в чем все дело. Они ориентированы на то, что длится очень долго.
По поводу Кук-сан-до, я его изучал детально четыре года. Интересная вещь, достойная как минимум ознакомления с ней. Но я узнал о Кук-сан-до достаточно много, тем более, четыре года жил там, где его постоянно практикуют, хотя большую часть времени в году параллельно в Индии проводил, но все же узнал много полезных и важных вещей. Кук-сан-до Чонсан открыл всем не так давно, там действительно многое построено на дыхании танджоном, в Индии назвали бы его "кувшинным". Так вот, раньше, как и в Индии, его практиковали отшельники, и возникает вопрос, неужели Учитель Чонгсана и Учитель его Учителя делали все асаны, коих около 400, практикуя в горах? Этот вопрос может беспокоить многих, но для меня он легко отпал, так как я долго общался с мастером Ким Кей Йонгом и кое-что понял в процессе практики. Он говорит, что асаны могли быть и другими, а некоторые теми же, отшельники практиковали в горах, принимая разные положения тела (статические), они раскрывали пространства, сформированные телом, относительно солнечной Ки, отсюда и название - "Путь Солнца". В процессе практики таких асан вы постепенно переводите всю психофизику к восприятию "неба" и его законов, а на высшем уровне вообще тело должно раствориться в свете. К сожалению, у меня не так много времени, чтобы рассказать о Кук-сан-до из того, что сейчас мне доступно. Сказать надо много, да и сказать - мало, это еще надо пробовать, тогда очень многое станет понятным. Для меня эффективность этой системы очевидна, исходя из собственного опыта, также я видел много корейских практикующих за все это время и вижу сейчас, простой человек не мог бы такое придумать из ничего. Конечно, кое-что они, вероятно, слишком "загнули" с датами и историями возникновения, но это важно постольку-поскольку. У них тоже есть разминки, кстати, что самое прикольное, больше половины почти один в один совпадает с горакхпурской вьяямой, составленной Ачарьей Абхиманью, но он все эти элементы собрал из разных индийских школ, я это знаю из личного общения с ним, да и сам много где был, видел, что они там делают. Это тема достойна очень глубокой и непростой дискуссии, общения на уровне не коммерчески-ориентированных сансаринов йога-тичеров, а людей - искателей подлинной духовной практики, с кем действительно было бы интересно общаться. За последние пять лет общения с русскими преподавателями йоги я таковых видел 3-4-5 человек от силы. В России из известных никого назвать не могу, на Украине есть. А кто? Промолчу. Я хотел сказать, что такие люди в количественном плане редки.
Насчет вашей беседы с Ламой, о которой вы рассказали
, ну, может он просто завален разными делами, которые никто кроме него решать не станет, вот потому и дает такие ответы. У него тонна работы, а гарантии, что завтра его прихожане не пошлют подальше, особой нет. Ну, и тем более, это духовные темы, которые не решаются с наскоку, серьезно можно говорить о практиках только тогда, когда Гуру уверен, что вы точно у него остались навсегда. Тем более, если то, что он собирается передавать, должно вас вывести вообще из всех рождений в этом мире - мире, в котором живут миллиарды людей. Кто-то родился в богатой стране, кто-то - в бедной, кто-то красивым, кто-то уродливым, у богатых родителей или у бедных, практикующими в разных традициях, и все это, в большинстве своем, обусловленные иллюзиями сансары люди. А вам теоретически традиции говорили, что они направлены на то, чтобы все это преодолеть. Совсем мало, не правда ли?
Сколько в этом мире очень уверенных, очень сомневающихся, то сомневающихся, то уверенных. А адепт, который хочет вылезти из всех этих иллюзий, получается, должен стать другим, вот нам и непонятны действия Учителей. Что они хотят, наверное, только Махасиддхам известно. Но, конечно, за подобным могут скрываться и достаточно банальные явления. В одном только точно можно быть уверенным, что без задействования всего своего потенциала, осознавания происходящего, разобраться, что есть что и с чем это едят, так, чтобы не отравиться еще, - будет нелегко.
Что касается бинду, согласно индийским источникам - это источник творения и Крийя-шакти. В буддизме в практиках дзогрима, насколько я знаю, семя отождествляют вообще с бодхичиттой, но так как в данном случае бодхичитта, имеющая отношение к микрокосму, бодхичитта, которая известна как сострадание, насколько я понимаю, более абсолютна, связана со многими формами буддийского мировоззрения и с соответствующим ему поведением, а также с ориентацией вообще всех практик. Физически это одна из основных дхату тела, согласно представлениям аюрведы, от которой зависит состояние оджаса, и не только. Она связана также с чувством бхакти. Есть много тонких связей бинду как физической субстанции с тем, что является ее тонкими эквивалентами, например, в практиках мантр, пранаямы и т.д. Когда были написаны ранние тексты хатха-йоги, я уже выше писал, у тех йогов не было медицинских понятий, которыми сейчас все преподаватели йоги оперируют, у них представления отличались в корне. Отсюда следует, что практика, согласно тем йогам, требует качественной ориентации на их представления. Это мало кому интересно, отсюда вопросы "Что же такое бинду?" для большинства могут так и остаться вопросами. Я лично готов к беседе всегда на такие темы, если подобные понятия не разбирать косно. У нас на форуме, на самом деле, пишут несколько практикующих, которые достаточно хорошо знают, что такое нада, бинду, кала и т.д., в том числе и в буддизме. У натхов бинду не рассматривается ни физически, ни тонко, а скорее, психофизически и поэтому, казалось бы, внешние практики - мудры, бандхи - имеют одновременно двойной эффект. Это если очень обобщенно сказать.