Матьендранатх, скажите пожалуйста, может быть Вы всё таки подозреваете о существовании натховских текстов, которые описывали бы эффекты последовательностей асан, грубо говоря асаны А+Б+С = определённый эффект, асаны А+С+В = другой эффект? Или последовательности асан в той же АВЙ это целиком инновация Патабхи Джойса. Кстати, в наше время кто-нибудь кроме него обучает жёстким последовательностям асан?
Тем вещам, которым учит Джойс, скорее, проще научиться у мастеров, например, корейской йоги, и то, у корейцев это более систематично и обоснованно. Тоже асаны, дыхание, связи асан с космическими сферами и интеграция тела с космической средой, на Востоке очень много интересных и малоизвестных систем, но, тем не менее, уникальных. Некоторые по логичности, по последовательности, оздоровительному и духовному эффектам, целостности, можно запросто противопоставить П. Джойсу. У П.Джойса просто отстроенные последовательности, но у него нет качественной завязки всего этого с идеологической основой, конечно, несмотря на то, что сами последовательности представляют собой интерес. Они построены на определенном спектре знаний об энергетической структуре человека, вероятно, которые П. Джойс получил от своего учителя, брахмана Кришнамачарьи. Плюс, до чего-то, конечно, он додумался сам. Традиции йоги нет, у Кришнамачарьи - вайшнавская бхактийская линия, панчаратра тантра, а в тантре, конечно, какие-то аспекты йоги могут иметь место, но это не столь важно, главное, что у них были идеи и разработки. Таких в Индии много, очень много, есть например последовательности ныне известного Свами Рамдева, он отобрал всего несколько асан и пранаям и сказал, что для общего нормального состояния человеческого тела их достаточно. Свами Шивананда известен последовательностями примерно из десятка асан: ширшасана, сарвангасана, матсиасана, пашчимотанасана и др. Кто-то предпочитает разбивать на комплексы, как у Аэнгара, хотя с П. Джойсом такие варианты не сравнить, так как у Джойса добавлены удджайи, направление глаз, бандхи, переходы из асаны в асану. Я думаю, это разрабатывалось, скорее, с учетом потребностей западного человека, ориентированного на активную деятельность. Это не классическая индийская йога, в которой все направлено на прана-ниродху и, соответственно, читта-вритти ниродху. Не подумайте, что я против самого Джойса, быть может я бы и хотел чтобы в Индии было больше ясности и логики в системах, но, путешествуя по ней и общаясь с разными Гуру, поверьте, я встречал крайне редко людей, у которых были бы отстроены системы. У натхов система есть, но она совсем другая, заключается не в упражнениях, а, скорее, в трактовке того, что такое тело, что такое вселенная и каким образом можно соединиться с ней, выстраивая йогические техники. В том-то и дело, что это крайне и очень жестко отличается от всего того, чему учат на Западе или в СНГ. Я помню свою первую внешнюю реакцию на такую ситуацию, лет девять назад, когда только стал «въезжать» в натховскую систему, было желание все это дело послать подальше. Потом, став глубже изучать тантру, я все переосмыслил. У натхов существует некая тантрическая эссенция, завернутая в разные виды физических практик, которую они сами вывели и, как следствие, - многочисленные представители современных стилей йоги. Говоря по существу, я бы не стал полностью смешивать всю тантру с натхами, а также различные виды современной йоги или йоги, вышедшей из Натха-сампрадаи, с тем, на что ориентируются и что практикуют сами натхи. Может быть, познав в совершенстве тантру и всю нынешнюю мировую йогу, у кого-то это и получится, но это непросто. Натховской йогической практике должны учить аутентичные Гуру, имеющие отношение к Сампрадае, а последовательностям, типа джойсовских, должны учить те, кто по ним учился. Или же нужно создать систему обучения для простых людей, а не только для пещерных садху, где будет плавный поступенчатый переход от простого к сложному. Те натхи, которые на такое реально способны, не хотят участвовать в подобных проектах, так как они достигли такой реализации, что и без того всем довольны. С другой стороны, я знаю среди натхов немало корыстных личностей, чьи знания стоят желать лучшего, им только свистни и они сразу готовы лететь куда угодно, в Америку, в Европу, в Россию и делать ашрамы. Кстати, мне интересно ваше мнение по этому поводу, я реально могу привезти в Россию кучу засранцев, желающих пичкать людей сказками о том, что они достойные личности, но, по сути, знаний у них ноль и никакой реализации. Как бы Вы поступили, когда просветленным все до фонаря, а желающим заработать деньги только дай возможность? Меня многие не любят за то, что я отзываюсь часто очень прямолинейно об Индии и ряде явлений, в этом мире мне не хочется, на самом деле, этого делать, но и не поступать так я не могу. Пожив в Индии достаточно долго и видя ее все стороны социума, включая «духовный», мне иногда хочется высказаться очень жестко по поводу всего этого, но я умею себя контролировать. Мало ли бывает людей с обостренной системой восприятия, не так поймут и сделают ограниченные выводы.
Последовательностям, конечно, в Индии учат и среди натхов тоже, но не в среде тех, кто стал садху, обычно при крупных храмах Горакшанатха есть йога-шалы, где проводят занятия, это классы йога-чикитсы. Большинство посвященных натхов все это дело объясняют как йогу для людей низкого уровня. Забавная вещь, я бы это все соотнес с обычной жизнью, которая отображена в некой культуре, известной как Натха-сампрадая. Т.е. в Сампрадае есть ВСЕ, но, вот, что в ней по иерархии котируется как высшее и низшее - это другая сторона вопроса. Реально, натхи больше ориентируются на все те методы, которые ведут к мокше, последовательности асан если и есть, то им внимание уделяют, скорее, местные Йогачарьи, как Абхиманьяду Ядов из Горакхпура. В действительности, то, чему он учит, можно освоить и у тех, кто вне Сампрадаи. Я учился, например, у таких: Рамачандра Сетха, Ракеш Пандея и др. Они не в Сампрадайи, но, в принципе, достаточно многое знают. На данный момент времени я, в принципе, и сам могу составлять любую последовательность, как для массовой практики, так и для индивидуальной. Поэтому у индусов хатха-йоге сейчас не учусь, только у ряда натховских йогинов, которые знают очень тонкие аспекты асан или пранаям, подход крайне выборочный, как раньше, я уже не катаюсь по Индии.
В Сампрадае, если не замыкаться на корыстных личностях, которые, как правило, в ней находятся не по причине высоких устремлений или которым йога безынтересна, то можно через знающих людей выйти на неплохих йогинов, у которых можно реально чему-то научиться. Просто еще и сама Сампрадая, не смотря на свою популярность в Индии, не особо носит проповеднический или популистский характер, вот, буддисты молодцы, они широко распространили свое учение во всем мире. А натхи, похоже, думают каждый лично о себе, каждый в своем духе: кому-то мир безынтересен, потому что они - в самадхи, а кому-то просто хватает курения чараса и лень тратить время на изучение йоги. Поэтому никто не стремиться создавать «товарный вид». Я не хочу сказать, что создать «товарный вид» это плохо, даже на это не все потянут. Почему я, собственно, и задал вопрос о последовательностях «янтра-йоги», или какой-либо еще. В буддизме, насколько они древние, насколько древние источники, один в один говорят о том, чему учат современные ламы, приезжающие на Запад, чтобы определить где «товарный вид», с сутью он или нет, всегда ли ваджраяна была в таком виде или только сейчас. В принципе, я человек достаточно независимый, тем более, мне дано право учить и передавать посвящения, я допускаю, что какие-то изменения могут быть привнесены, если это делается очень грамотно. Я не знаю пока ни одного индуса из натхов, кто бы поехал на Запад и смог составить систему, хотя бы такую, как сделал П.Джойс или которая существует у Намкая Норбу. Вот, пожалуйста, Шивендранатх в Австрии, он переключился на аюрведу и другие вещи, которые приносят неплохие деньги, но асанам учит, во-первых, не сам, а во-вторых, системы у него нет. Из иностранных посвященных, многие просто тусовщики, за исключением, пожалуй, Италайнатха, который на все крепко подзабил и остался навсегда в Индии. Все, больше нет НИ ОДНОГО Гуру на Западе, которого можно сравнивать с такими, как Рамдев, П.Джойс, Аэнгар.
Конечно, если мне удастся в Индии кого-то вытащить из стоящих, я это сделаю, а пока, вот, делаю сам, что знаю и умею. Не подумайте, что я на себе замыкаю традицию, если народ захочет чтобы приехали к ним натхи бакшишисты, я не стану против того, чтобы кто-то для себя получил с их помощью полезный экспириенс
. Лучше знать все как есть, поэтому честно и пишу обо всем, а каждый выберет себе то, на что он реально тянет.