Адеш, адеш!
Пользуясь случаем, напишу и я пару строк :)
Сразу как мы приехали в Деви Патан, я ощутил родную обстановку, как будто приехал домой. Из опыта прошлой встречи с Дада Гуруджи Митхлешнатхом я и не сомневался что будет по другому. Мы приехали в храм как раз в тот момент, когда после вечерней пуджи натхи совершают свой Адеш для Дурга Деви и других божеств.
Алтарная

Особую мистичность храму придавала вечерняя темнота - он мне показался просто огромным, наполненным множеством живых Мурти. Мы вместе с обитателями мандира обошли всех их - особенно мне запомнился величественный Акаш Бхайрав возле дхуни, пожалуй, такой мурти Бхайравы я нигде еще не видел, а также асана, которая считается асаной самого Горакшанатха. Помимо мурти, дхуни, изображений Божеств, на территории мандира есть самадхи Прабхатнатха и Махендранатха. Шри Прабхатнатх джи был очень известным в сампрадае художником, расписавший огромное количество храмов. Гуру джи Шри Матсьендранатх в свое время имел большую милость быть знакомым с ним.
Натхи Деви Патана

После пуджи

После пуджи мы пошли на даршан к Гуруджи Митхлешнатху, который несмотря на поздний час, милостиво уделил нам свое внимание и было видно, что он рад встрече со своим учеником, Гуру джи Шри Матсьендранатхом Махараджем. Нам был оказан самый теплый прием. После чего нас гостеприимно накормили праздничным обедом и разместили в комнатах. В течение нескольких дней у нас была возможность медитировать в этом сильном месте, наслаждаться даршаном Божеств и прекрасной природой, хотя порой ночью температура там доходила до 0 градусов. Несмотря на то что климат в Деви Патане иногда не по индийски суровый, за исключением особо теплых месяцев, натхи там очень теплые, душевные садху, в их присутствии ощущалась легкость и беззаботность.
Прогулка по полям и саду мандира

Гуру джи общается

Под деревом


Через несколько дней мы отправились в Аллахабад, на Кумбха-мелу, чтобы успеть на первую главную снану, которая должна была произойти в день Макара Санкранти, 14 января. Рано утром, когда мы шли на Снану, был такой густой туман, что казалось, будто садху материализовывались перед нами, а затем исчезали. С обеих берегов Ганги были слышны бхаджаны, и в целом воздух вокруг был пронизан святостью. Людей было действительно очень много, часто по пыльным одеждам было видно, что они проделали неблизкий путь. Многие приезжали, делали снану и продолжали свой путь дальше. В лагере натхов нас приняли очень гостеприимно. Мы почтили Патрадевату и мурти Горакшанатха, расположенных там, а затем Джамат, Махамантри и остальных натхов. С Гуруджи Виласнатхом у нас состоялась довольно содержательная беседа, в которой он рассказал нам про праздник и про садханы, которые обычно выполняют натхи в этот период. Нас угостили очень вкусным чаем и Горакшанатх-прасадом.
Гуруджи делает снану в Праяге:

После Аллахабада мы отправились в Варанаси, священный город Шивы. Приехав вечером, мы как раз попали на Ганга-арати.
В Варанаси

Это было красивое и величественное зрелище, и вдохновленные им мы еще долго медитировали на гхатах и затем на шмашане:). Кстати, как мы потом узнали, ритуал погребения на шмашане в Варанаси достаточно дорогой по меркам Индии, около 300 долларов. Тело умершего должно быть определенным образом расположено к реке и после сожжения старший сын, которому предварительно обривают голову, подходит к телу и длинной палкой разбивает череп отца, чтобы последние праны покинули тело. Удивило то, что индусы на шмашане не плачут обычно, скорбь выражать не принято - царит умиротворенная уважительная атмосфера, ведь человек освобождается от страданий и излишнее беспокоство и скорбь могут помешать освобождению души от тела. Рядом со шмашаном есть небольшой госпиталь для умирающих пожилых людей, которые хотят быть сожжены в Варанаси но не имеют средств для этого. Их кремируют на пожертвованные деньги. Если во время сожжения на шмашане рядом какой-то садху совершает садхану, то родственники считают это большой удачей для усопшего.
За эти несколько дней в Варанаси мы также посетили храм Дурги, Кала Бхайравы, Каши Вишванатх Мандир и Горакх-тиллу (мандир натхов в Варанаси, где махант Гуру Рамнатх из Непала, Дхармапантх). В Горакх Тиле, помимо мурти Горакшанатха, находятся очень много самадхи - из-за того, что храм очень древний (более 700 лет), почти никто уже не помнит, чьи это самадхи. Также на территории мандира есть место, где почитаются шактийские божества, и часто прихожане совершают там свои пуджи. Горакх Тилла - очень тихое место, и дхьяна происходит естественным образом. Хотя, после посещения Деви Патана и Аллахабада дхьяна произвольно наступала почти везде, ощущалось только, что энергии разные. Очень впечатлила пуджа в Каши Вишванатх мандире. Когда мы зашли в мандир и сели помедитировать, несмотря на шум и скопление индусов, ощущалась внутренняя тишина и прохлада.
В завершение этой небольшой ятры мы отправились в Камакхья-питх. С самого нашего прилета в Гуахати нам способствовала удача. Прямо в аэропорту мы познакомились с очень милой индийской семьей - они рекомендовали нам своего брахмана, который на следующий день показал нам основные храмы. Обычно в подобных шактийных местах царит несколько беспокойная атмосфера из-за скопления народа, который иногда бывает достаточно экзальтированным, однако тут все было на удивление спокойно и тихо, очень умиротворенная атмосфера. В храме есть место, Камешвары и Камешвари, и вместе с брахманом мы пожертвовали цветы с мантрами, повторяя их за брахманом. Затем мы почтили и других божеств храма. Снаружи храм украшен красивыми скульптурами. На территории храма также расположено самадхи Шанкарачарьи и мемориал, который установил Вивекананда дабы выразить свою любовь и почтение Богине и этому месту.
На территории храма

Натхи, совершающие паломничество в Камакхья-питх

Затем мы посетили храмы Тары и Кали, где нашу дхьяну никто не нарушал.:) В храме Кали ощущалось, что когда-то там совершались жертвоприношения, однако образы возникали очень светлые и не чувствовалось, что это связно со страданиями. Великая Пралайя растворяет все страхи, беспокойства и страдания.
Кали мандир

Возле храма Тары

Внутри храма Тары

После мы посетили храм Багаламукхи. Нам удалось не только почтить это место, но также поучаствовать в агнихотре, посвященной Богине. Местный брахман оказался очень знающим человеком, но не было в его действиях напыщенного формализма - ритуал он выполнял достаточно просто, чувствовалось, что он просто общается с Богиней.
Также нам удалось посетить Коти-лингам, храм Шивы, который состоит из множества пещер. В каждой небольшой гуфе можно было увидеть то или иное Божество.
В очередной раз посещая святые места, я обнаружил, что дхьяна - это естественное состояние. Благодаря этому начинаешь лучше понимать, что такое традиционный подход в йоге, когда для переживания высших состояний не всегда обязательно выполнять определенные последовательности практик, Высшее раскрываются как часть нашей совершенной природы, это и есть сахаджа.