Но если исходить от корня कल्, не будет ли производным от него कला?
Да, верно, слово कला есть производное от дхату कल् + пратьяя (аффикс) अच्+टापू. Чтобы было понятно в общих чертах, такое "выведение термина" взято из грамматики Панини на основе "Махешвара-сутрани" (Махешвара-сутр). Ач अच् - это одна из известных аббревиатур, образуемая из "Махешвара-сутр" методом сжатия (пратьяхара), включает в себя все гласные от "а" अ до "ау" औ и "ч" च्, последняя "ч" - своего рода маркер, который обозначает конкретную "пратьяхару". Обычно используют 44 пратьяхар. Т.е. из ач, по этой схеме, и выводится "А". Я не могу это все объяснить коротко, но сомнений нет, что это именно так. И если взять что-то попроще, то вот что сказано у Моньера Вильямса:
Kalâ, f. from KAL 3 in the sense of to perceive, to know : fraction, small part, portion; art.
И по смыслу получается, что калА - как частица (деление) части общего временного процесса. В свое время я просматривал комментарии Джаядева Сингха на "Паратришика-виварану", там разбирается матрика и ее соотношение с 36 таттвами, например, гласные (свара), когда с короткой "а" связывают ануттару, с долгой "А" - ананду, с "и" - иччху. Далее, например, сочетание ануттары и иччхи порождает самьюктакшары (гласные дифтонгического происхождения), сочетание "а" + "и" - порождает "э", "а" + "э" - порождает "аи" и так разворачивается вся матрика, в том числе и согласные (вьянджана). Т.е. ананда с иччхой порождают джняну, крию и другие шакти, таттвы. Это описание встречается и в "Тантралоке", в этом плане этот текст хоть и не совсем прикладной, но там очень хорошо разобраны все эти принципы, конечно, с позиции Кашмирского шиваизма. Так вот, в соотношении всех акшар с таттвами, я у него в канчуках нашел только таттву "калА", а "кАла" почему-то не оказалось. Обсуждая эту тему со своим французским учеником, изучающим КШ, мы таки нарыли информацию: оказывается, там просто-напросто соединены эти две таттвы в одну, так как они между собой связаны. И связь там, очевидно, не случайная. Сам термин "калА" в тантризме очень значим, например, на принципе кАма-калА, который есть элемент творения, происходящий из союза Шивы и Шакти, базируется и вся Шривидья, даже Кали-кула, так как последняя заканчивается на почитании Кали верхней амнаи, Кама-кала Кали, которая тождественна Трипурасундари. Соответственно, для реализованного мастера любой из кул уже все эти деления на кулы, амнаи и прочее не представляют из себя никакой проблемы, он может использовать арсенал их всех.
На самом высоком уровне для вас есть просто одна тантра во всех ее многочисленных проявлениях. Хотя, конечно, я хоть это и объясняю простыми словами, но не думаю, что тут надо строить иллюзии на тему легкой реализации такого уровня, это огромная практическая работа и изучение под руководством реализованного Гуру. В общем, и в Каула Сампрадае вы встретите много элементов, связанных с калА, и в Самайе Лакшмидхары, он, например, соотносил 360 таттвических лучей в чакрах с самватсамварой, символическим годом (с которым в Ведах связан ритуал агнихотры). Но это, конечно, все сугубо технические элементы, я думаю, нам было бы неплохо вернуться к теме времени. Если вы успели заметить, тут присутствует образ некоего расширения из одной точки или что в ней присутствует латентно все аспекты времени, все мироздание. Надеюсь, мы разовьем дальше эту тему, хотя в том, что я упомянул, может быть тоже своя польза, если это разберем (так как все это взаимосвязано).