Дорогой Гуруджи, что это за временный промежуток матрам ичему он раняется?
Где то прочитал, что матрами измеряются произношение мантр.
Все очень просто. Вы когда-нибудь песни слушали так, чтобы это захватывало ваши чувства и ум? Так вот, это называется чхандас: когда поэты читают стихи, они читают с определенным ритмом и остановками, тогда их приятно слушать, они передают оттенки глубокого смысла. Это делается через расстановку и интонацию. Вот это и называется "матра" (метрический размер). В ведизме, согласно их легендам, считают, что эти метрические размеры защищают людей, они проникают в людей.
Прана – это просто жизнь, жизнь физического тела, и это тело должно быть охвачено более высокой средой и преобразовано, что и происходит в мантрах или при авеше. Вот точно так же работает и пранаяма: они отсчитывают "мысленной песенкой мантр", которая является и мантрой, и матрой, если сказать очень грубо. Именно поэтому в текстах по хатха-йоге часто встречается такое высказывание, что самантрака-пранаяма более сильная, чем просто дыхание без мантры. Потому что мантра захватывает ум и жизненную силу также. Вы не сможете погрузить ум и остановить прану легко, если вы просто будете считать: один, два, три и т.д., ваше существо будет беспокоиться о счете, и вы будете себя давить, и от этого ум еще больше будет беспокоиться; и когда так происходить, то бесполезно пытаться контролировать прану, она же ведь от ума зависит. Нужно, чтобы вы в уме полюбили то, что вы повторяете, погрузились в это, растворились в этом, чтобы мантра убила ваш ум – вот тогда это будет пранаяма. Эта натховская практика целиком тантрическая, подход полностью тантрический. Тантра исходит из того, чтобы вы вовлеклись в процесс, самавеша произошла; а во что вы вовлечетесь легче – если будете на свечке сосредотачиваться или на голой женщине? Поэтому тантра вся такая расписная, с красивыми янтрами, чакрами, приятными мантрами, со всем, что способно вас всего поглотить, вот так это и работает. Потому матры связаны с поэзией, с ритмами, и к очень большому сожалению не так просто найти нормальных Гуру и йогинов, которые это все разъясняли бы: как производить отсчет, как это влияет на дыхание и т.д. Приходится самим собирать по крупицам, осмысливать, проверять на своем опыте и т.д. Увы, многое сейчас утрачено, что-то в тантрических линиях, что-то в йогических, а те, кто реализовались и знают, те очень высоко себя ценят и не хотят делиться с теми, кто их не почитает как следует, не хотят приносить себя в жертву недостойным претендентам на ученичество.
По поводу матр, это все произрастает также и из таких теорий, которые хорошо осветил Абхинава Гупта: теория искусства, музыки, танца и т.д., он считал, что все, что способно захватить чувства, – способно привести к авеше, и если в этом видеть Бога, то это может привести к самадхи и окончательной самореализации. Но кто сейчас при пранаяме, когда использует мантры, чувствует подобное? Многие даже и не знают, зачем это надо, даже в самой Индии они говорят, что "мой отец или мой Гуру меня так учил, а почему, я не знаю, так надо, вот я и делаю". Поэтому надо исследовать, надо интересоваться: пока сам не проявишь инициативу, никто не станет учить. Увы, я не хочу всего рассказывать в деталях: когда на это пожертвовал время и силы в Индии, а другие этого не понимают, то не хочется делиться просто так. Я и так делюсь щедро, несмотря на то что многие даже на учеников не тянут, и я сталкивался даже с такими вещами, после которых не то что священное передавать, даже просто говорить как с нормальными людьми нет инициативы. Сейчас я начал жить для себя, но если встретятся достойные люди, то только с ними готов разделять знания.